Оцените отзыв
Главным персонажем «Цветов…» является Сиратори Сакута – двадцативосьмилетний парень из доставки цветов с уровнем интеллекта шестилетнего ребенка. Очень добрый и светлый молодой человек. Все окружающие для него друзья, поэтому он все время стремится каждому чем-то помочь, быть полезным, но из-за его «отличия» люди не воспринимают этого всерьез, а порой принимают в штыки. «Сочувствие от идиота – что может быть хуже? Друзья должны быть равны. А такой, как ты, для меня никто. И тем более не друг». И кто сказал, что «дураку» не знакома боль, что если ты немного отличаешься от остальных, ты неспособен чувствовать? Люди – безжалостны... Но Сакута снова и снова винит себя, пряча боль за наивной детской улыбкой полной печали и грусти… и слова, произнесенные уходящей матерью и засевшие где-то глубоко внутри: «Дурак… Нельзя… Дурак… Нельзя…» порождают огромное желание стать умным, стать таким, как все, чтобы мама вернулась и, наконец, полюбила бы его так же, как любит сестру, чтобы родители могли гордиться своим сыном. Стремление идти вперед, учиться, не переставая, не сдаваться, не останавливаться на достигнутом. И тогда однажды чудо обязательно произойдет.
Мне очень понравилась игра Ямашиты Томохиса, то, как он сумел прочувствовать, прожить, провести через себя все эмоции, весь внутренний мир и переживания своего персонажа и то, как он сумел донести их до зрителя. То, как буквально на наших глазах из наивного, непонимающего элементарных вещей дурачка, он становился сначала гордым, надменным, местами даже жестоким «титаном мысли», управляемым «честолюбивым гением»
(«Я раньше? Тот, кто не мог даже хираганой писать? Ты имеешь в виду меня — жалкого дурачка в прошлом? Когда рядом такой человек, это даёт спокойствие людям вокруг. Потому что есть человек, который никогда не поднимется выше, чем они. Это дает им чувство превосходства. «Уж я-то лучше, чем этот», «Слава Богу, я не такой дурак, как он», — так ведь думают? И поэтому вы могли быть ко мне добры. Но это не друзья и не приятели, а лицемеры, удовлетворяющие собственное эго. В яблочко? Вы, ведь, не особо рады, что я стал умным? Ведь, больше не на кого смотреть свысока.»)
а позже, «прозрев», - «идеальным человеком», в котором уживались и «абсолютный ум» и «великое сердце».
Мочизуки Харука – помощница профессора Хатидзуки, в котором видит свой идеал – идеал взглядов, идей, «научный гений» и «образец для подражания». Стремится достичь больших результатов в науке, но в отличие от профессора ее стремление обусловлено не честолюбием и эгоизмом, а желанием помочь людям, сделать что-то значимое, чтобы люди стали счастливее, чтобы создать «идеальный мир». Именно она подарила шанс воплощению мечты Сакуты. Именно она стала его покровительницей, опорой, «матерью», домом, первой и единственной любовью, помогла его воссоединению с семьей, подарила ему, пусть, и недолгие моменты счастья. Но последние слова Мочизуки дают нам надежду, что в их истории еще не «поставлена точка».
Профессор Хатидзуки – ученый, который, потеряв сына, стремится искупить свою вину через помощь человечеству путем создания «превосходного интеллекта», «излечения глупых людей», и создания «идеального мира». Но в своих стремлениях и попытках он позабыл о своей истинной, первоначальной причине. Им стали руководить эгоизм, честолюбие и признание миром собственной (его-Хатидзуки) гениальности. Что мыши, что люди для него – всего лишь опытный образец. На время он позабыл, что людям свойственно чувствовать… И тем тяжелее было наблюдать за крушением его «гения», саморазочарования и саморазрушения.
Рио Кавагучи – молодая девушка, чьи мечты и стремления вот-вот разрушит страшная болезнь. Она обречена… Диагноз – приговор… Каково стать растением в самом расцвете жизни? Каково сдерживать слезы и страх внутри себя, пряча их от других, чтобы не позволить другим себя жалеть, считать слабой, читать в чужих глазах жалость, чтобы не ранить чувства отца и не разрушить его веру в исцеление единственной дочери? И чтобы убежать от всего, что навалилось, Рио выстраивает для себя «свой мир», ограждая его от других высокими стенами. И вход в этот мир доступен лишь таким же «несчастным и обреченным», как она сама.
«— Даже если
в шутку, прекрати играть с Сакуто!
— Я не играю. Мне никогда
не хватало смелости полюбить кого-то. Я подумала, что если
я вдруг исчезну, Сакуто-сан сможет легко справиться с потерей.
— Вдруг исчезнешь? Твои родители уже выбрали
тебе кого-то?
— Что?
— И после того, как вы были вместе,
такой, как Сакуто, спокойно перенесет это, потому что он дурак?
Сакуто сможет быстро забыть? Выходит, идеальный партнер для флирта?
— Все не так!
— А как?
<...>
— Это я все забуду...»
«Если ты считаешь, что прежний я был лучше, то ты явно с головой не дружишь. Могу предположить, что ты росла как роза в теплице, где контакт с противоположным полом не разрешался, а доступен лишь был брак по расчету. И ты бежишь от этого. Ты испытываешь страх и недоверие к взрослым мужчинам, поэтому ты выбрала меня, похожего на ребенка. После ночи вместе не тронувшего тебя. Безопасного. То есть другими словами, ты не любишь меня по-настоящему. Ты решила оказаться героиней книги и сыграть в влюбленных. Я не прав?»
Лучшие друзья Сакуты – Косуке Хияма и Рюичи Янагава – люди со сложной, надломанной судьбой, со своими душевными травмами и со своими проблемами. У каждого из них своя история, своя причина, по которой они «здесь» оказались. Но при всем при этом в них сохранилась человечность, чувство сострадания, любви к окружающим, желание помочь и защитить слабых. И если со стороны Янагавы проскальзывали ноты грубости, неуважения, вспыльчивости по отношению к «глупому» Сакуте, то Хияма с самого начала, с самого знакомства стал для Саку заботливым другом, защитником, братом, который всегда придет на помощь и даже «даст за тебя по морде», если потребуется.
Рассуждая о самом названии дорамы/романа «Цветы для Элджернона»… Почему цветы? Какой глубокий смысл заложен в названии данного произведения? Цветок – ярчайшее проявление жизненной силы, образ радости жизни. Это символ мимолетности, краткости бытия, весны, красоты и совершенства. В буддизме перед изображением Будды возлагают цветы в знак понимания бренности бытия. Венки из цветов символизируют одновременно вечность мироздания и мимолетность отдельного существования.
В одном из рассказов Борхеса Парацельс творит розу, что знаменует им вершину алхимического искусства. Подобно ему профессор Хатидзука Дайго создает из обычного слабоумного парня «исключительный ум», чей уровень интеллекта в разы превосходит умы гениев. Но как недолог век цветка, каким бы прекрасным он не был, так и «гений» главного героя картины обречен на гибель.
Однако создатели дорамы пошли еще дальше… Цветы в картине символизируют не только печальную историю главного персонажа. Они связаны и с нелегкой судьбой Рио Кавагучи – девушки, обреченной из-за тяжелого заболевания «превратиться» в цветок… растение… И тут мы видим параллельность в развитии событий: в то время, когда идет расцвет «гения» Сакуты, происходит угасание Рио.
Если две судьбы пересеклись однажды, они обязательно пересекутся вновь… Нелегкий выбор: шанс спасти друга или шанс спастись самому. Решение хоть и причиняет боль, но делается практически сразу. Невозможно построить свое счастье на несчастье другого человека. И не так страшно пожертвовать своими мечтами, желаниями и стремлениями ради спасения друга, ради чьей-то жизни. В итоге, в борьбе между сердцем и разумом победу одерживает сердце. Человек с большим сердцем и душой, но не обладающий сильным умом, достоин уважения и признания гораздо больше, нежели человек с выдающимся интеллектом, но маленькой, насквозь прогнившей душонкой.
Если же сравнивать дораму с романом, то можно заметить тот факт, что в романе развитие сюжета увязано со временами года: весна символизирует исцеление главного героя, лето – «расцвет» его гениальности и признание её миром, осень – период интеллектуального угасания. Но в сериале мы видим, что по-прошествии времени для героев снова наступило лето. А, значит, существует надежда… И синие розы на могиле Элджернона, как символ совершенного, недостижимого идеала, но и как знак того, что стремления и вера в достижение идеала ещё живы лишь подтверждают веру и надежду зрителей в лучший исход.
Дата публикации: 29.04.16