("Вампир Прокурор: 2 сезон, "Интервью с вампиром")
...Говорят, грех сравнивать разные версии произведений. Одна и та же история, разными рассказчиками поведанная, имеет своё неповторимый и уникальный шарм. Чудо на то и чудо,что научно оно не воспроизводимо и может случиться лишь однажды. И одна из задач художника - рассказывать историю каждый раз так,как будто вместе с ней рождаешь новую вселенную, с новым солнцем и с новыми звёздами. Потому, нельзя сравнивать две разные версии "Короля Лира", поставленные разными театральными труппами. Ибо Единственная История требует новых форм.
Но здесь, с "Вампиром-детективом", мы получили нечто большее: не новую историю,никак не связанную с первой(и потому неподсудную); не старую историю, рассказанную вновь(и потому несравнимую с собой на уровне "кому какая версия ближе"); мы получили Продолжение-Приквел по той же вселенной, претендующий на охват и уровень оригинальной истории.
И здесь удержаться от сопоставления становится делом невозможным. Особенно если канал,транслирующий сериалы подобного рода, специализируется на них и задает тем самым концептуальную,стилистическую и качественную рамку, позволяющую оценить его возможности.
В этом отношении, мы сравнивали, сравниваем и будем сравнивать соприкасающиеся миры. Особено большой опыт в этом накопили,например, продолжатели "Доктора КТО", где умение сценаристов "ловить волну" вдохновения, удачно соединять новое и старое в рамках единого мира отработано достаточно хорошо. По меньшей мере, ожидания зрителей если и не удовлетворяются о всех отношениях, всё же создатели находят новые лазейки к сердцу фаната. Вот бы почаще было именно так с сиквелами и приквелами...
Несколько лет назад вышедший сериал "Вампир-прокурор" стал точкой отсчёта. Он стал для многих откровением и даже миниатюрной жанровой революцией, какой бы малой она ни была, в век постмодернизма, глобализма и подражаний.
Второй сезон сериала закончился выразительным многоточием. Многие загадки так и не ыли разрешены. С мучительным чувством тоски, снова и снова, каждый год ,поклонники и поклонницы сериала ждали, когда же выйдет третий сезон.
Узнав о выходе приквела "Вампир-детектив", многие почувствовали больше боли, чем радости: само появление новых героев затворило надежду на возвращение прежних полюбившихся персонажей. Соли на рану насыпал и тизер, из которого о новом сериале могло сложится трешоватое впечатление.
На дел всё оказалось и сложнее, и больнее, и ближе к сериалу-предшественнику.
В то же время, проклятие всех Сиквелов Хороших Сериалов проявилось в полной мере - если сравнивать сериал "Вампир-детектив" с "Вампиром-прокурором", он отсаёт от него на несколько порядков, несмотря на видимы попытки сохранить цельность вселенной и улдучшить то, что в оригинале было не самым удачным ходом.
Но получилось ли лучше? И если многое было сделано лучше, почему же Вампир-детектив" не так держит за сердце, как "Вампир-Прокурор"? Вот ради того,чтобы разложить элементы неуспеха "Вампира-детектива" эта рецензия и была написана.
Эпизоды нового сериала строятся внешне сходным образом: одна-две серии на одно дело. Между несколькими происшествиями есть связь, через которую, как по нити, мы выходим на сложное переплетение прошлого и настоящего главного героя ...и основных антагонистов сериала.
Но. И тут мы утыкаемся в минусы, которые проигнорировать нельзя.
1.Если в "Вампир-прокуроре" эта сеть была сложной,ветвящейся, охватывающей целый исторический отрезок времени, то "Вампир-детектив" локальнее: время истории охватывает только настоящее и близкое прошлое.
Это очень влияет на то,как мы воспринимаем всю историю возникновения поколений вампиров.
2. Кроме того, если авторы уж дают некоторые отсылки и дают понять, что действие происходит в одной вселенной,то стоит помнить её законы - а многие моменты оригинала были благополучно забыты.
Либо нам придётся предположить, что во вселенной "В-П"-"В-Д" есть как минимум четыре разных вида вампиров с разными слабостями и силами, либо сокрушаться, что теперь создатели вспомнили про "принцип ультрафиолета", но забыли другие важные вещи.
3. Сами эпизода "Вампира-детектива и расследуемые дела гораздо примитивнее, эмоции, за ними стоящие, более плоские, также небрежно выписаны и характеры.
Если в "В-П" и комическая, и драматическая части были на высоте в этом отношении, то здесь и юмор однообразен,и драма предсказуема, и особым разнообразием дела не отличаются.
4.Персонажей гораздо меньше. С одной стороны, их предыстории чуть лучше поданы и лучше показаны их отношения, но в то же время и здесь , в "Вампире-детективе"потерян тот разбитной, авантюрный, вольный дух "В-П", его острые шутки, его стёбность, обаяние "химии" персонажей.
Многие жаловались, что в "Прокуроре" мало химии. Что же, на мой взгляд ,её было ровно столько,сколько нужно. Здесь же её ещё меньше и она притянута за уши.
5. Сомнительный плюс - больше внимания уделено героине. Всё-таки, как нам и обещали, вместо строгой прокурорши с тяжёлым прошлым, тяжёлым взглядом, стальной волей и категорическим отсутствием женского шарма, у нас теперь обаятельная оторва-карманница. сочетающая в себе качества двух прежних архтипов персонажей - хакера-ботана и бой-бабы.
Но даже здесь мне ближе "В-П"-шная прокурорша с её тяжёлым детством, насупленным ликом боевого хомяка и самоотверженным , граничащим с суицидальной храбростью желанием лезть в самое пекло преступности, чем карманница-комментатор в качестве комического сайд-кика и повода лишний раз подчеркнуть "неженскость" профессии детектива. Отчасти потому,что в Корее слишком уж популярны такие образы "гиперагрессивных" девчонок с грубой речью (каких полно,например, в корейских сёдзе-манхвах за авторством Hwang Mi Ri), почитающихся почему-то за вершину эмансипации - и здесь работа над характером топорная и халтурная.
Тем более, такой женский характер можно сделать намного интереснее - как,например, характер Дам Ё Уль в "Легенде о полукровке". Она получилась вполне трогательной, достаточно смешной. в меру напористой, по-настоящему сильной и доброй без плоскости и опошления образа.
Персонаж явно ХОТЕЛИ сделать более "полезным" команде, но в итоге она в основном открывает сейфы и взламывает компьютеры, а также немного разбавляет мужской коллектив комментариями "с женской точки зрения"(опять же. это не очень нужно,потому что женская психология в делах мало задействована). Ггероиня же "Прокурора"( хот много ком она не нравится и которая тоже не идеальна как составляющая расследующего сложные дела коллектива) была гораздо более вовлечена в действия команды, даже не сочетая в себе качеств карманницы и хакера и не вступая в конфронтацию с женскими персонажами по ходу сюжета.
6.Графическое выражение вампирских способностей.
Здесь сравнение тоже весьма сильно в пользу "В-П".
В "В-П" способности главного героя весьма помогали делу, способствовали распутыванию сложного клубка событий и были к тому же восхитительно отрисованы.
Дополнялось это ещё великолепной игрой актёра. Прямо-таки видно было в каждом движении, что боль жертв переживается им на себе.
В "Вампире-детективе" мы уже не увидим кровавого танца молекул, повисших в воздухе и анимации происходящего. Только черно-белые отрывистые тени и блики-намёки на произошедшее.
Которые дают в плане подсказок и наводок на ответ не очень многое. Складывается впечатление,что главный герой до большинства дел додумался бы и без вампирских способностей.
Если авторы хотели улучшить новую версию истории тем,что теперь у нас герой меньше "вампир" и больше "умный парень,справляющийся самыми обычными человеческими силами", то это было сделано не слишком удачно. Интеллект главного героя не очень четко был показан на протяжении 12 серий.
Если зрителю нужен крутой вампир с нечеловеческим обаянием - тогда лучше смотреть "Вампира-прокурора". Если нужен человек-мегамозг, то "Команда Десять" спешит на помощь. Здесь же - ни то, ни сё.
Снова сравнение не в пользу "В-Д": в "В-П" дела были намного запутаннее, и героям приходилось перебрать много версий, много поломать голову над психологией,мотивами и техникой исполнения, воспользоваться простыми человеческими средствами,а также задействовать вампирские способности и не раз рискнуть жизнью.
7. Симпатия к персонажам.
В "В-П" постоянно чувствовалась хрупкость главных героев, даже если они и не подвергались сильному риску. В "В-Д" же,несмотря на шантаж, угрозы, похищения, насилие и упор на предыстории отношений героев, той же привязанности к каждому из них не возникает. Нет той летучей, нежной хрупкости, той лиричности, которая пронизывала каждого героя и его жизненную линию в "В-П". Нет той тонкой сетки травм, одержимостей и симпатий,которые делали их столь пронзительно настоящими, что хотелось припасть к экрану и молиться о том,чтобы с ними не случилось худшего.
В "В-П" отношение героев к друг к другу сквозило в каждом жесте, в недоговорённых фразах,в незавершенных движениях, в попытках сблизиться и попытках защититься через отдалении друг от друга. Каждая срия была вызовом и раскрывала характеры с разных сторон.
В "В-Д" мы получаем прямой текст там, где достаточно намёка и даже намёка на намёк. И этот прямой текст повторяют несколько раз,стремясь,видимо, внушить некоторые вещи понадёжнее. Образы персонажей лишь становятся чётче от серии к серии,но мы не видим их в столь же разнообразных, смелых и порой забавных ситуациях,как в "В-П".
...Понятно,что это - субъективное впечатление. Но чем оно вызвано, в чём секрет? Наверное,в том, что во вселенной "В-П" худшей участью была не смерть, не грех взятый на душу,не обращение в вампира, а что-то гораздо более важное - необходимость исполнить дело своей жизни, - и это было желание, которым горели персонажи. Здесь любовь всегда побеждает смерть, но этого слишком мало и это слишком дёшево.
И всё же, стоит ли фанатам "В-П" посмотреть "В-Д"?
Да, стоит. Хотя бы ради того, чтобы более полно обрисовать в своем уме контуры вселенной,где происходит действие. И попытаться тем самым чуть-чуть приблизиться к разгадке Дурной Крови.
Но надо помнить: солёной водой не утолишь человеческую жажду.
Так и ожидать того, что прежнее сияние "Вампира-прокурора" вернётся в этом приквеле, не стоит.
Хотя не хочется лишать себя надежды,что во втором сезоне авторы "разогреются" и он будет сочнее первого.