Отзыв на дораму Акула

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Одна из самых великолепных дорам Кореи – глубокая, обманчивая, тревожная. И, наверное, самая недооценённая. Если честно, то при просмотре приходилось не раз удивляться обилию таких поспешных негативных отзывов.

Здесь есть всё - изумительной красоты кадры (сцены на озере и в лесу – сколько в них умиротворения и солнечности), незабываемая музыка (OST «Between heaven and hell» просто дарит ощущение полёта), продуманные диалоги, необычный сюжет…

Согласна, дорама содержит достаточно много как неясных моментов, так и тех, с логикой которых поначалу сложно согласиться. Некоторые сюжетные линии начаты и будто нарочно не доведены до конца. Но это не минус, а скорее особенность.

Не буду утверждать, что поняла смысловой посыл фильма до конца, потому как, наверное, его никогда невозможно понять. Иногда кажется, что вот, раскусила и разложила всё по полочкам, но минута-другая и карточный домик рушится… При просмотре фильма постоянно чувствуешь, что видимая внешняя часть сюжета («оболочка») должна обязательно пойти вразрез с внутренним смысловым наполнением. Кажется, такая старая как мир тема мести и потерянной любви. Разве в этом есть что-то новое? Этот шаблонный сюжет здесь будет не сказать, что  вывернут наизнанку, но каким-то образом размыт, разделён на составляющие, над каждой из которых заставят поломать голову и посомневаться. Потому как не существует в природе заранее чётких понятий и безусловных правил.

Многими замечена некоторая условность в раскрытии характеров персонажей (или, по крайней мере, главных героев). Они словно специально  лишены индивидуальных черт, чтобы, наверное, мы острее почувствовали универсальность поднимаемых вопросов. Что важно для каждого из нас? Все ли могут выбирать, когда выбор изначально несправедлив и жертвенен? Можно ли выбрать любовь вместо семьи? Так ли легко просить и искупить вину? Все ли слова легко сказать? Легко ли принять чужой выбор, каким бы он ни был? Рядом ли – чувства и возможности? … Персонажи словно находятся внутри порочного круга, из которого нет выхода.

Главный герой, Ин Су, готов сделать любящую его женщину орудием мести за погибшего отца, скрывать свою личность от семьи и друзей, жить под постоянным контролем мнимых благодетелей. Его цель – установить равновесие между «белым» и «чёрным», как в игре в го. Однако, таков ли мир, каким он его воспринимает? Способен ли он посмотреть правде в лицо? Не той правде, которую он хочет видеть, а той, какая она есть на самом деле? А может быть существует другая цель, за которой нужно идти?

Это ещё одна прекрасно сыгранная роль Ким Нам Гиля. Меня восхитил эпизод с туфлями сестры главного героя… Казалось бы, такой шаблонный момент для всех дорам… Но только здесь он сыгран так трепетно и проникновенно, что невозможно забыть…

Главная героиня, Хэ У, одержима идей раскрыть давнее преступление, правда о котором больно ударит не только по её семье, но и по ней самой (по её карьере, репутации, самоуважению). Но является ли это её личным желанием или это навязано чужой волей? Стоит ли иллюзия справедливости потери близкого человека? Что делать с чувством глубоким и искренним, если оно недопустимо и предосудительно? Чем обернётся новая встреча любящих – подарком судьбы или трагической потерей?  

Каждый из героев по своему должен пройти через это испытание безвыходностью. И выбор, сделанный ими, в любом случае будет стоить необратимо дорого.

В дораме хорошо передана атмосфера иллюзорности мира, вечного противоречия между личностным видением (восприятием) событий и их реальной многогранностью. Отсюда – наполненность фильма сложными образами и символами.  Их не сразу получается истолковать, вернее они всегда допускают двойное толкование.

Акула – это опасный древний хищник, наделённый большой силой, скоростью, мощью, хитростью? Или лишенное плавательного пузыря существо, вынужденное постоянно двигаться, чтобы не погибнуть? Убивающее, потому что нет другого выхода?

Часы… Символ мимолетности и быстротечности времени.  Время редко работает «на нас»,  чаще всего «против», «время не ждёт». Поставить его под свой контроль невозможно, поэтому всему придёт свой час.

Круг… Честно признаться, этот символ устрашал больше всего. Впервые появляется на груди убитого полицейского, и потом отчего-то на стене дома на острове Окинава… Что он означает? Неизбежное равновесие? Или это расставленная сеть? А, может быть, этот кровавый круг захватит всех и увлекёт в чёрную дыру…

Картина Шагала – чувство восторга, очарования, доверия, благодарность за каждую секунду жизни. Мир прекрасен не смотря ни на что. В любимом детском альбоме Хэ У – именно его картины. Это, наверное, можно истолковать и как невозможность заново вернуть счастливые времена, ведь всё закончилось 12 лет назад…

Орфей… Хэ У называет этот мифического героя  идеалом мужчины, более всего выделяя причину его трагедии – поворот головы назад. Оборачивание она понимает как «дрогнувшее сердце», воспоминание о золотом времени, которое в прошлом. Легенда об Орфее  в контексте фильма лично для меня была поначалу совершенно непонятной и немного неуместной. Казалось совсем неправильным искать орфийские черты у персонажа, чьим символом является акула (уж он точно никогда не обернётся назад! это не нужно и неправильно…). Но!.. Вот здесь, я думаю, создатели фильма и спорят с устоявшимся стереотипом мифа об Орфее. Орфей (т.е. Ин Су)  поворачивает голову, потому что отказывается «исполнить приказ бога мёртвых», находит в себе мужество «нарушить границы», принять ответственность за свою жизнь на себя, а не прятаться за общепринятыми нормами. И главный герой действительно ведь преодолевает внутреннюю раздвоенность. Он готов оказаться лицом к лицу со своей свободой, которая дана, как известно не просто так…

«Вавилонская башня» Питера Брейгеля… Едва замена в фильме – где-то несколько раз показана фоном… Она символ человеческого могущества (её множеством пластов и ступеней)?..  Или безмерной гордыни?  А может быть, вечной устремлённости  небу? Её пик теряется в небесных высотах…

Фильм тонок и неисчерпаем. Его стоит смотреть, потому что есть вещи, которые нужно ощутить, примерить на себя. Это и есть неведомое «прекрасное»…

Автор: Olga Tihonova
Аватар Olga Tihonova
Все отзывы Olga Tihonova 20
Все отзывы на Акула
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 27.08.16

Меню