Оцените отзыв
«Сколько будет один плюс один?»
«…Пять?»
Реплика главного героя.
Рекомендую фильм:
Предупреждаю сразу – будет много оффтопа. Потому что настроиться надо. Начать издалека. Подобраться к теме. Потому что если в лоб – то не рецензировать, а топиться. Вешаться. Или хотя бы с криком «а-а-а!!» хлопать крышкой ноутбука. Потому что если прямо – то комментарий «депрессивно, беспросветно, осторожно к просмотру» выразил всё.
Слоган: В рецензии журнала Метрополис на одну из лент режиссера вынесен суровый вердикт: The flick is suitably unbearable to watch. Avoid at all costs seems to be too mild a warning for this film. Фильм достаточно невыносим для просмотра. «Избегайте его всеми силами» – слишком слабое для него предостережение.
«Suitably unbearable to live - Достаточно невыносимо
для проживания»
- так можно описать
картину жизни, нарисованную автором.
Сюжет: Трое на краю света
Не соглашусь ни с названием ни с жанром. Оригинальное имя фильма «Страна Кэнта, Джуна и Кайи». В англоязычном переводе «Толпа/группа/стая троих». Вариант «Третий лишний» (по-английский это было бы “Three’s a crowd”) широко используется для романтических комедий и сильно вводит в заблуждение относительно сюжета, особенно в сочетании с постером.
Мой вариант названия «Страна троих» или «Трое на краю света». В жанр хочется добавить артхаус и трагедию. Потому что вся эта история действительно трагедия. Даже Трагедия... Хотя формально – абсолютное попадание в Road movie. Всё правда в синопсисе. Только это ни разу не говорит, о Чём кино.
При просмотре вспоминался «Достучаться до небес» (1997) с его сюжетными параллелями. Два друга. Угнанная машина с деньгами и наркотиками. Дорога к океану. Сожженные мосты. Предрешенный финал. Выбор лишь в том, Как к нему дойти. Но если лента со Швайгером (хорошая кстати) при всей близости конца оставляет светлые впечатления, то японская, напротив, при, казалось бы, свободе выбора героев, выхода не оставляет вовсе.
Каюсь – не могу пройти мимо старых фильмов без отзывов или с комментариями типа «не смог», «не понял», «не осилил». Фильмы эти вызывают безотчетную жалость, как брошенные под дождем игрушки на детской площадке или несчастные бездомные щенки. Хочется подобрать, обогреть, попытаться понять..
Главные герои фильма производят такое же впечатление. Брошенные, бесхозные, бессмысленные, бездомные, бездумные. Дети без детства, юноши без будущего, взрослые на пути из фанерной клетушки приюта в тюремную камеру... или куда-то еще. В руках вместо гитары отбойный молоток. Из удовольствий жизни только еда и секс. В душе не просто пустота, но пустота привычная, обыкновенная, не вызывающая возмущения. И вдруг взрыв: «Крушить вещи – наша работа».
Щенок, с рождения выросший на цепи, считает это нормой. Но однажды он с нее срывается.
Эта собака съела своего хозяина.
Собаки не замышляют дурного.
У нее не было выбора.
Художественное оформление:
К профессиональному уровню ленты есть нарекания. И это хорошо. Потому что чуть точнее, чуть ближе к сердцу – и это было бы уже absolutely unbearable, совершенно невозможно выдержать.
О труппе: Фильм пришел к просмотру случайно – посреди фильмографии Рюхэй Мацуда (Matsuda Ryuhei) вдруг всплыла работа его младшего брата Шота (Matsuda Shota). Братишка удивил – на фоне «Игры лжецов» и «Цветочков» показав совсем иное кино.
Оффтоп: в безуспешной попытке рецензирования другой картины другого режиссера попалась история написания Репиным своего «Сыноубийства». Прототипом образа царевича выступил писатель Всеволод Гаршин, широко известный как автор «Лягушки-путешественницы». О своем выборе модели Репин говорит: «В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть." Через 4 с небольшим года в возрасте 33 лет Гаршин покончил жизнь самоубийством... Но вернемся в Японию.
У главного героя Кэнта в исполнении Шота Мацуда «лицо человека, обреченного погибнуть». При всех его «я вырвусь» и «надо выбираться на свет, в новый мир»... Это вам не «Умница Уилл Хантинг» (1997), увы. Мацуда невероятно выразителен - с острым лицом, тенями вокруг глаз и намечающимися усиками.
Его старший брат Казу в исполнении Мазару Миязаки / Miyazaki Masaru (Эврика, 2000) дошел свой путь до конца. И сломался на этом пути. На его персонаж была главная надежда. На него же главная обида. Одно только его слово могло всех спасти. Пусть даже не слово, лишь взгляд.. Но и этого не осталось. Сцена в тюрьме сыграна обоими актерами совершенно пронзительно.
Я всегда думал, что мой брат
прорвется.
Но нет. Нет. Не было никакого выхода.
Страшные вещи...
Лучший и единственный друг Кэнта Джун (Кенго Кора / Kora Kengo) (Норвежский лес, 2010, История Ёносуке, 2013) – пример верной дружбы и преданности. «Ты не поймешь. Ты не такой как я»- говорит ему Кэнта. И все-таки Джун остается с другом до конца. До самого конца.
- Джун, почему ты это сделал?
- Потому что ты всё, что у меня есть.
Женские персонажи у японцев – в данном случае Кайе в исполнении Сакура Андо (Ando Sakura) мне, увы, непонятны. Жалкие. «Униженные и оскорбленные», чем ниже тем лучше... «Хочу, чтобы меня любили, хочу, чтобы меня любили..» - повторяет Кайе как заклинание. Но любви в этом мире ни один из троих не находит.
Нельзя сказать «удивил» о режиссере и сценаристе картины Омори Тацуси (Tatsushi Ohmori), в копилке которого несколько самых неоднозначных и «задумчивых» японских кинолент, от канонического о-очень хаусного «Шепота богов» (2005) до основанного на реальных событиях резни 2008 года в Акихабаре (район Токио) «Bozo» (2012) и «Долины прощаний», награжденной специальным призом жюри на Московском кинофестивале в 2013-м.
Вопросы, оставшиеся у меня после картины (кроме «что за сука-жизнь такая?!»):
- Почему мы слетаем с катушек?
- Гуманно ли топить новорожденных щенят?
- Почему прикосновения к женскому бедру успокаивают?
- А жизнь, расписанная вплоть до сцены смерти в 85, разве не клетка?
- И главный: Что же все-таки делает человека Человеком?
Не рекомендую фильм: Повторюсь, «Избегайте его всеми силами» – слишком слабое предостережение для этого кино. Впрочем, стоит посмотреть в двух случаях:
У вас в жизни ВСЕ
хорошо и спокойно – чтобы встряхнуло.
У вас с жизни ВСЕ
плохо – чтобы увидеть, Что такое «плохо».
Годится ли фильм для повторного просмотра: Я не смогу.
Но если все-таки найдется смельчак – пожалуйста, поделитесь, вдруг в картине есть оставшийся мною не замеченным хоть какой-то позитив?
Вывод - старый:
Давайте детям булочки с повидлом.
Давайте взрослым каплю надежды.
Что иначе сделает человека Человеком?
Дата публикации: 24.10.16