Оцените отзыв
Я не буду излишне ругать новую экранизацию: у неё своя аудитория, и она современнее-свежее. И, видимо, была нужна, чтобы как-то новое поколение
привлечь к оригиналу... но до того, чтобы постоять рядом с этой экранизацией, новая версия, конечно, не доросла. Даже если и нравится кому-то больше (пусть я и не
понимаю, как). По той простой причине, что уровень задействованных
актёров в GTO 1998 и GTO 2012 не сравним. Одна версия выдержала испытание
временем, что будет со второй по
прошествии лет - большой вопрос. Рейтинги в родной Японии не сравнить: у GTO
1998 - 28,4% (35% у последних серий), у версии 2012 - 13,1%, у второго сезона и вовсе 6%. Почувствуйте разницу, как говорится.
Но при этом я не могу сказать, что GTO_2012 плоха. Нет, она просто...
"рядовая". Писать про неё много не стану, хотя каких-то комментариев избежать всё равно не удастся, потому как вижу, что несправедливо обходят вниманием зрители той версии GTO 1998.
Сериал GTO 1998 года примерно настолько же легендарен, как и манга/аниме. Стоит сразу отметить, что это первая экранизация оригинальной
истории, поскольку аниме вышло позже. Притом мимика Эйкичи срисована
с мимики Соримачи Такаши, который персонажа воплотил так, что запомнился сразу всем. Соримачи Такаши - очень многогранный и сильный актёр, и
сравнивать кого бы то ни было с ним на этой роли в общем-то бессмысленно.
Тех, кто с оригиналом не знаком, предупреждать мне не о чем: данный Онидзука
показан к просмотру всем, кто считал Live-Action'ы несерьезными, полагал, что
актёры там играть не умеют совсем и не стараются даже это делать. В GTO
серьёзно играют все: начиная от юного Огури Шуна (он в 16 лет довольно
забавен, но талант видно за версту) и заканчивая Ширакавой Юми,
директором школы, у которой взгляды на педагогику весьма нестандартные.
И также показан всем, кто искал качественный и добрый сериал про школу. У японцев Онидзука - определённо один из родоначальников "учитель не как все, защищает трудных школьников и учит их социализироваться".
Если вы с оригиналом знакомы, являетесь его жгучим поклонником, ревностно
охраняете образ Онидзуки-блондина и точное соответствие манге... то варианта у
вас два: либо сразу проходите мимо, лишив себя одной из лучших постановок манги, либо вспоминаете, что на момент съёмок сериала
в манге GTO не было ещё и ста глав (так что работали авторы с тем, что у них
на тот момент имелось, а потому отклонения были неизбежны) - и отбросив предрассудки, садитесь наслаждаться просмотром. Вживую мне пока что не встречались поклонники оригинала, которые бы не оценили именно эту экранизацию =)
Да и отклонения с мангой были не во всём - это раз, во многом те отклонения были истории лишь на пользу
- это два.
Теперь же о сути самой истории...
Когда смотришь на Эйкичи Онидзуку, то понимаешь, что, конечно, все учителя такими
быть не могут и не должны. Да и сам Онидзука не столько учитель как проводник
детей в мир научных знаний, сколько отличный наставник заблудших подростковых
душ. Почему мне верится в "перевоспитание" героев в этой истории?
Потому что они изначально не были плохими детьми. Потому что Онидзука прекрасно понимает их, ибо сам был сложным подростком в прошлом: соответственно, он лишен
стереотипов и предрассудков многих учителей и родителей. Психика подростков
неустойчивая и гибкая: и это тот материал, из которого можно
"лепить", притом лепить практически что угодно. Это ещё не полностью
сформировавшиеся личности, их раздирает море внутренних страхов
и противоречий. Это те люди, на которых не стоит давить, но которых можно и
нужно направлять.
На мой взгляд, сложно быть одновременно учителем-педагогом и наставником по жизни. Онидзуке удаётся как-то это сочетать, но и предмет у него
не самый сложный: обществознание. А в реальной жизни хорошо было бы иметь
такого человека в школе именно в качестве классного руководителя, который в самом учебном процессе не задействован. Однако он всегда будет готов выслушать своих учеников,
понять их, помочь, вступиться за них - а если необходимо, то и образумить, и преподать
урок (в отдельных случаях - и родителям тоже - возможно, с них вообще стоит
начать). Онидзука это очень хорошо умеет, и этим особенно мне симпатичен. Он не
просто выкрикивает клишированные речи о любви, дружбе, семейных отношениях,
всепрощении и т.п.: он искренне и с полной самоотдачей влияет на всех, до
кого может дотянуться, независимо от возраста и социального положения. Причём иногда жестко - но потому и действенно. Это подкупает. И если в начале ощетинившиеся, никому не
доверяющие школьники воспринимают все его действия в штыки, то к концу сериала
это уже одна команда, в которой ученики за своего учителя горой. Так же, как и
он за них. Дружба здесь показана отлично, без излишнего надрыва и
морализаторства: это тот случай, когда вечных ценностей отвешено было строго по
рецепту, и мораль лишь украшала историю. Онидзука не идеален, но он полностью
располагает к себе. Он знает и принимает, что не идеальны и другие. Он сражается
за то, во что верит. Собственно, здесь, как и во многих старых японских
дорамах, лейтмотив всего сериала - заглавная песня в исполнении самого Такаши
Соримачи.
Эта песня называется "Яд". Целиком приводить смысла нет, думаю,
что хватит и этих строк:
"И я не желаю, чтобы мной управляли отвратительная ложь и пустые слова.
Я не желаю прятать мои истинные чувства, отводя взгляд.
Мир, в котором ты не можешь сказать, чего желаешь,
Отравлен.
Я продолжу жить, не изменяя себе.
Скорее же голову подними!
Ведь для того, чтобы сохранить нашу гордость,
Мы должны сражаться!"
В этой дораме, в этой истории много жизненной силы. И несмотря на всю
завязку "учитель - бывший участник уличной банды", она в разы
реалистичнее многих других. У школьников-подростков во всём мире схожие проблемы. Это и
невнимание родителей, и предвзятость учителей, и высокие ожидания, и гнобление
одноклассниками, и вечные внутренние конфликты. Далеко не все вспоминают о школьных летах с теплотой - и тем
особенно ценно, что Онидзука в стремлении восполнить в своей жизни данный пробел, создаёт хорошие воспоминания о школе своим ребятам. Это здорово - сохранить в
памяти тёплые и яркие картины детства. Действительно, здорово.
Что касается актёрской игры и образов персонажей. Говорить об этом можно долго. Долго,
много и хорошо. Персонажи живые, а самые вредные и окуклившиеся подростки отыграны
крайне убедительно (в новой экранизации я им попросту
не поверила, но, повторюсь, изначально разный уровень актёров).
Некоторых персонажей в старой версии нет, как, например, любимой многими читателями и зрителями
Канзаки Уруми (с другой строны, она в и в 2012, несмотря на своё наличие, мало
ассоциируется с Уруми из оригинала). Её роль в чём-то на себя примеряет Нанако,
которой в манге было всего ничего, но в дораме 1998 она одна из главных персонажей и первая ученица Онидзуки, с которой близко знакомится зритель. Её сыграла Кирари - и надо признать, образ вышел очень удачным.
Соримачи Такаши... эх, а я ещё не всё о нём сказала? Это очень, очень и очень
хороший актёр. Я видела его во многих ролях, но в этой роли - впервые. И роль Онидзуки у меня всё ещё
остаётся одной из самых любимых, так как Соримачи её прожил. Мне почему-то
думается, что в GTO его прицельно позвали после Хироми в Beach Boys (у
Хироми и Эйкичи много общих черт). В любом случае, человеку, который решение
это принял, остаётся лишь поклониться. Я не удивлена, что Онидзука Соримачи влюбил в себя не только героев дорамы, но и зрителя. Он невероятно
харизматичен и притягателен, он замечательно скрывает за дурашливым поведением серьёзную и мудрую сторону. Когда уже видел много сериалов и фильмов,
можно лишь радоваться, что знаком с работами этого актёра. При всём том, что
Акира в новой версии справился с
ролью... ну, неплохо, Онидзуку Соримачи переиграть невозможно. Он первым вдохнул в Эйкичи жизнь. Именно он задал тон всем остальным.
Если произведение названо в честь главного
героя, то это должно быть объяснимо и понятно зрителю/читателю. Онидзука - тот самый
случай, когда название полностью оправдывает себя. Это история о личности.
Сильной, подающей пример, заметной. Онидзука и впрямь великий учитель, и ни к автору манги, ни к авторам сериала и к актёру относительно названия не возникает никаких вопросов. Именно Онидзука является центром, именно он меняет мир и людей вокруг себя, именно ему предстоит менять что-то и в сердце зрителя. Внимание и сопереживание сосредоточено именно на нём, как и должно быть, на мой взгляд. За это - отдельное браво. Не каждый актёр может так "попасть" на главную роль в подобном произведении.
Кто ещё в дораме особенно хорош и даже подал персонажа лучше, чем в оригинале -
так это Мацушима Нанако в роли Фуюцки Азусы. В новой версии образ Азусы
невыразителен чуть более, чем полностью, хотя, очевидно, ближе к оригиналу (но
и в нём Фуюцки и то была более... живой, что ли). У Мацушимы же Фуюцки отличается. В начале дорамы принципиальная, строгая, вся из себя
прилежная учительница-отличница, для которой шалопай типа Онидзуки - тот ещё
раздражающий антисоциальный элемент, но которая, тем не менее, честна с собой и
своими взглядами на мир. А потому, довольно быстро осознав истинную натуру
Эйкичи, Азуса тоже отпускает свою маску "правильной девочки" и
действует согласно велению сердца и собственным убеждениям, то есть на стороне Онидзуки
в большинстве случаев. Хоть глупости иногда и творит. Их перебранки с Онидзукой
в дораме - это что-то. В этой версии Адзуса не тихий-нерешительный персонаж, а очень яркая и заметная натура.
Да, сценаристы решили развить тонкие намёки манги и превратили отношения Онидзуки и Фуюцки
в полноценную романтическую линию (при этом ничуть не испортив характеры
персонажей, не замылив сюжет) с достаточно логичным завершением. И
маленький интересный факт: иногда даже черствую меня пробивает на
"актриса, да я б на твоём месте хватала такого и бежала" (тут был как раз такой случай) - и каково же
было моё приятное удивление, когда я узнала, что Соримачи и Мацушима поженились спустя три
года после выхода сериала. И вместе по сей день, у них две дочери
- так что совет им да любовь на долгие года! То чувство, когда ты смотрел
на актёров и проникся их отношениями, а они и правда вместе по жизни пошли рука
об руку. Для меня это стало приятным бонусом к романтике в сериале, возможно, эту искренность актёров почувствуют и другие зрители.
Что здесь ещё отличается от манги... в версии 1998 года нет Рюджи, друга
Онидзуки. Здесь у нас Фудзики Наохито вида "два в одном" - И Саеджимы-полицейского, и
Рюджи, что отражено даже в имени. В целом одного Фудзики Наохито хватает за глаза,
ибо настолько он хорош, и настолько его замиксованный образ уместен. С вводом
Рюджи в новой версии необходимость в отдельной (изначально третьестепенной) роли
Саеджимы отпадает, так что несмотря на мою симпатию к Ямамото Юске, могу лишь
сказать, что в 2012 его персонаж скорее лишний. А тут всё на местах и ровно
в тех количествах, в которых нужно. С Соримачи Фудзики в кадре взаимодействует отлично.
Сонм актёров-подростков. Запоминались если не все, то большинство. Про Кирари я
уже упоминала: её Нанако - одно из украшений дорамы. Симпатичная, вздорная,
непослушная, всегда готовая подстебнуть самого Онидзуку и своих одноклассников,
и при этом защитница правды номер один. Актриса очень обаятельная. А ещё замечательно поёт - даже исполнила в дальнейшем первый эндинг к аниме GTO.
Мураи и Мияби мо-ло-дцы. Поскольку долгое время "зло" в классе
исходит от них, надо было постараться сыграть подростковую озлобленность и обиду так,
чтобы в неё поверилось - и им это удалось. Особенно хороша Мияби. То, как цинично она порой действовала, не может не восхитить (в
плане подачи поступков героини актрисой). Мураи в новой версии был... и смех и грех, простите,
поверить, что такой мальчик в состоянии наводить ужас хоть на кого-то, не получалось. В 1998 Мураи как раз производит впечатление трудного и конфликтного
подростка, и в то же время актёру хорошо удалась и другая, мягкая сторона его образа. А какая в этой версии у Мураи мама... Ммм, знойная женщина - мечта поэта!
Кубозука Ютака. Уххх, боюсь сорваться на прицокивание - ибо хорош, чертяка.
Смотришь на его саркастичного флегматичного гения Кикучи - и веришь, что и актёр в реальности такой.
Справлялся тоже за двоих: и за себя, и за отсутствующую Уруми.
Огури Шун в роли забитого всеми Нобору, который после Онидзука-терапии
выступает против своих мучительниц и постепенно социализируется - юн и не так пока опытен в игре, но уже запоминается.
Да и в целом стоит заметить, что актёры-школьники, несмотря на свой юный
возраст, все справились с ролями прекрасно. Отбор, что ли, в 90-е на роли был
лучше? В новой экранизации мне из школьников запомнились
исключительно Хонда Цубаса (Уруми) и Кавагучи Харуна (Мияби), остальные лица
просто слились. Я действительно не понимаю, как можно сравнивать версии в этом
отношении: пусть новый GTO богаче и современнее, но актёры не
дотягивают до старой школы, а часть школьников ещё зелёная в игре совсем. В версии 1998 года проблем с "поверить актёрам" нет. Драма и комедия реалистичны,
нет эффекта натянутости.
И это я не про всех ещё сказала, обошла вниманием остальных учителей и семью завуча... ну честное слово, в этой дораме хороши все!
Из забавных моментов: ох, эти дорамные пасхальные яйца. Тут вам и Эсуми Макико в финале в роли медсестры и шутками в сторону OverTime, и плакат с Такеноучи Ютакой (партнёр Соримачи по Beach Boys) в качестве идеала мужчины на стене у Фуюцки в комнате. Люблю такие веселые режиссёрские отсылки, спасибо авторам за них.
По
поводу вышедших в дальнейшем спешала и фильма: спешал продолжает историю сериала и
включает в себя весь основной каст, так что к просмотру рекомендован,
фильм же вида: "Онидзука едет перевоспитывать школьников на Окинаве" - ну, тоже неплох, но сериалу всё-таки несколько уступает, да и из всего каста там остаётся один лишь Онидзука, вроде).
Пытаюсь подытожить мою длинную простынь: GTO 1998 - это, действительно, классика. Если вы уделяете особенное внимание японским сериалам, то не проходите мимо. Эта история прошла испытание временем, она действительно хороша. Сама я смотрела её, кажется, трижды. Скажу честно: пусть это и кажется слишком идеалистичным, но я полцарства отдала бы за такого учителя-наставника по жизни. За такого друга. Если бы в каждой школе было хотя бы по одному Онидзуке, то мир стал бы лучше, однозначно. Пусть оно где-то и и преувеличено и выглядит слишком хорошо... но это безумно трогательная и добрая история. А у Онидзуки, и правда, есть, чему поучиться. Нам всем.
Дата публикации: 17.01.17