На самом деле эта рецензия достаточно старая, с тех пор стиль и кругозор по части азиатского кинематографа хоть и немного, но расширился. Тем не менее, все, что было описано мной в этой рецензии до сих пор не утратило актуальность. Может потому, что в душе я эстет, и часто форму пытаюсь сканировать и оценивать отдельно от содержания, как главный элемент.
Сложно писать о фильме и не затронуть личные ощущения от просмотренного.
Скажу только, что при просмотре надо вооружиться терпением и быть
готовым к специфическому повествованию, характерному для любого
режиссера азиатского происхождения, а для Вонга — в особенности. В этом
ключе, пожалуй, фильм был для меня очень ожидаем, судя по рецензиям, неспешность развития сюжета, постоянные лирические и даже
аллегорические отступления, мистическая атмосфера в большинстве
сцен — это неповторимый стиль, который мне особенно нравится.
Получается, что в какие-то моменты ты смотришь фильм,
в какие-то — вслушиваешься в притчу или просто получаешь эстетическую
реакцию от красивой картинки, а мысли о сюжете — они рождаются сами
собой. И это здорово.
За счет чего это достигается? Фильм, несмотря на масштабность
описываемых событий (война с Японией, скитания, расставание с семьей
героя) — звучит очень камерно. Натурных съемок почти нет, да и
не понятно — натурные ли они. В этом, как мне показалась, глубокая задумка автора, как бы "упаковать" биографию одного человека в некий "фото-альбом", шкатулку из воспоминаний. Пожалуй, на открытом воздухе снимались только зимние сцены у моря.
Каждый кадр,
что характерно и для китайского кино, живет своей жизнью,
как постановочное фото. Лейтмотив фильма — это, кстати, тоже старые
постановочные фото, которые негласно фиксируют ключевые моменты жизни.
Если кто-то знаком с теорией монтажа и психологической составляющей
его приемов, знают какое сильное впечатление иногда рождают крупные
планы, которые применены уместно. Вонг активно вводит гипер-крупный план
(или деталь) одновременно со слоумоушеном. Так падают лепестки, частый
акцент на руки персонажей, движение ступней, предметы. Все они задают
атмосферу и тон в кадре, при этом не смотрятся нарочито. Да и деталь,
как известно, служит самой лучшей перебивкой, позволяет зрителю
не «сломаться» от быстрой смены планов в боевке, и спокойно переключать
внимание от одной сцены к другой. В этом плане многие знаковые события
воспринимаешь через систему символов. Я не знакома с символикой,
но сердцем понимаешь, что когда древко лишается флага, наверное,
это признак чего-то дурного.
Конечно, такой стиль повествования зрителя с типичным европейским
сознанием может вогнать в скуку. Возможно, должен быть какой-то опыт
просмотра фильмов Вонга или китайских фентезийных фильмов, чтобы ожидания не были завышенными, так как
нет динамичного развития событий. Фильм даже мне, признаюсь, показался
затянутым.
Сразу оговорюсь: для тех, кто пеняет на то, что биография Ипа не
является центральной в фильме, как я поняла, он даже в прокате
не спроста носит название Великие мастера, давая понять, что автор хотел
поведать о той среде, в которой сформировалась личность главного героя.
Понравились бои, конечно, выше всяких похвал, хотя в некоторых местах
создатели заметно переигрывали, добавляя сверхъестественных трюков
(одного из основных персонажей ударом отбрасывает к вагону проходящего
поезда, и он, пропахав пару метров, падает на платформу; смятые в повозки, множество устрашающих деталей).
Понравилось, что сценаристы не стали эксплуатировать направо и налево
тему встречи с Брюсом, она проходит просто, как мимолетное воспоминание, и сразу переходит в воспоминания Ипа о своих первых уроках.
Очень органично, на мой взгляд, появляются вставки из хроник военного
времени, они несколько компенсируют отсутствие натурных съемок и камерность
всех сцен. При этом сразу на ум приходит сравнение с другим фильмом
про Ипа (Гонконг), в котором отсутствуют все вышеперечисленные
особенности. Тот фильм тоже неплох, в нем события показаны, скорее, как хроника, в более привычном ключе фильма-биографии.
Игра актеров тоже воодушевляет, азиаты не переигрывают, поэтому основное
настроение фильма — притча, легенда — не ломается, сущность персонажей
достраивается в сознании, ничто не мешает фантазии зрителя, для меня
это, скорее, плюс.
Действительно, получился бесценный подарок, как для любителей боевых искусств, так и для любителей стиля самого Вонга Карвая.
Единичку сняла за стиль. На мой взгляд, перегружен вводными словами, междометиями. Отсюда и "густота" запятых, через которые порой приходится пробиваться к смыслу, и потеря согласованности в предложениях (пятый абзац снизу). А в общем мне понравился Ваша рецензия.
К сожалению, фильм мне не понравился, т.к. я увидела только "постановочные фото". Капли дождя, стремительно разбивающиеся о поля шляпы. Кованые ворота в свете фонаря. Снег, лепестки, слоу-мо, и... и всё, собственно. Более всего мне понравились ТИТРЫ. Расплывающиеся пятна были шикарны. Фильм прошел мимо и как-то очень далеко. За рецензию спасибо.
Беря за основу реально существующих людей, так легко впасть в приукрашивание или восхищение их путём.Для меня фильм прежде всего-дань ушедшей эпохе великих мастеров в целом и главным героям в частности.Не случайно мастерство Ип Мана "ушло" в Гонконг,а мастерство героини умерло вместе с ней.Жаль.что она не родилась мужчиной.Ей негде было взять силу,чтобы продолжить путь отца. Спасибо за "фото-альбомные" параллели.Это шикоз!!!