Отзыв на дораму Западный фронт

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

     Однажды... Один наш давний хороший знакомый, за рюмкой чая и обсуждением, как это принято у мужчин, всех мировых проблем разом, сказал нечто, показавшееся мне откровением. А потому запомнившееся почти дословно."Сами виноваты. Можно, конечно, обвинять какие-то внешние силы, и они, конечно, были, и влияли, разжигали, стравливали. Но если люди, пусть разной веры, но поколениями жили бок-о-бок, в гости ходили, на свадьбы, похороны... Хорошо жили, мирно. И никакой внешний враг не смог бы заставить их убивать друг друга. Пока сами не захотели. Что-то было в нас такое, в нас самих... Что?.." 
     
     Вот он, вопрос вопросов любой гражданской бойни. Что заставляет хороших мирных людей идти резать таких же хороших мирных людей, с которыми до того жили душа в душу. Вот и южные корейцы уже больше полувека ищут ответ - как так получилось, что из просто корейцев они внезапно превратились в южных, совсем-совсем не таких, как северные. Одни идут проторенным путём, обвиняя собственных "вражеских агентов в опломбированных вагонах", другие, и путь их труден, пытаются отыскать, ну хоть нащупать - что же такое было в них самих...

     Создатели "Западного фронта" определенно из вторых. И уже только за это заслуживают внимания и всяческого уважения. Но я о фильме. Он ведь хорош! Кого-то может смутить жанр. Но, во-первых, для антивоенного кино (а это оно, родимое) вполне привычно сочетание комедии и трагедии; комедийный жанр в таких фильмах служит своеобразным заслоном - дабы не прокрались пафос и одиозность, которых в антивоенных фильмах по определению быть не должно. Во-вторых, в корейских фильмах добавление комедийности наряду с отсутствием масштабности извиняет традиционную слабость по технической части. Дескать, ну и что, что оружие не то и стреляет не так, мы же тут как бы понарошку. Но в этом фильме сочетание смешных и драматичных моментов получилось особенно удачным, переходы были очень естественными, уместными, а ближе к концу смешное стало не просто дополнять, а усиливать трагическое.

     Сюжет. Он, вроде как, простенький, но не из той простоты, которую называют банальной, а, скорее, на вечную тему. Конец войны. Все устали. Уставшие отцы-командиры устало переругиваются друг с другом, утомленно-привычно гоняя не успевших ещё устать новичков. Ветераны, у которых эти наступления-отступления уже в печёнках сидят, предпочитают обсуждать мирный быт, даже находясь в шаге от смерти. Два человека. Опытный боец, который воевать умеет, но не хочет, а хочет просто выполнить приказ, чтоб от него, наконец, отстали и отпустили домой. И новобранец-юнец, который рвётся в бой, не умея ни стрелять, ни даже обращаться с гранатами. Они враги, но военная судьба, злорадно ухмыльнувшись, сводит их вместе... Здесь нет хорошего парня и плохого, нет героев и злодеев. Есть война, есть смерть и есть те, кто хочет жить. 

     Герои. Южанин, бедняк, низший из низших, лишь перед самой войной он получил надежду на достойную жизнь - женщину, которая приняла его и родила сына, которому он так и не успел дать имя. Он не хотел этой войны, он не понимает её, но так получилось, что его дорога домой, к жене и сыну, лежит через войну. Он ничего не понимает в политике, да и не хочет понимать, но защищает своё маленькое счастье маленького человека, своё право жить той жизнью, к которой он привык. Он не видит в северянах врагов, но он убивает их, просто потому, что это работа, неприятная, тяжелая, но лишь когда он выполнит её, сможет вернуться домой. А если выполнит хорошо - то и отпустят раньше. 

     Соль Кён Гу в этой роли монументально-убедителен, его герой - воплощение всего того, что обычно связывают с образом простого корейца: добродушный, но упрямый и несговорчивый, миролюбивый, но хороший, умелый боец, осторожный и с хитрецой, но совсем не трус, просто умеет отличать бесстрашие и решимость от глупой бравады. Кто смотрел "Сильмидо" или "Без пощады",  согласится, что это признанно серьезный актёр.

     Северянин. Вчерашний школьник из простой семьи. Его ждёт мама, уже потерявшая всех сыновей, кроме него. Ждёт девочка, с которой у него первая чистая любовь. И он тоже очень, очень хочет вернуться. И, на первый взгляд, они с южанином похожи, и они ведь понимают друг друга, когда речь идёт о семье или любви. Что мешает им просто договориться, и каждый отправится своей дорогой к дому? Но этот северянин... Он другой. До сих пор в антивоенных фильмах о корейской войне авторы искали то, что объединяет. Здесь - то, что разделяет. На уровне мелких, едва уловимых деталей и на уровне ярких поступков. Он не зря показан школьником. Это новое поколение, выращенное и воспитанное уже новой властью, теми же корейцами, но с другим миропониманием и ценностями. "Эй, сопляк, ты как разговариваешь со старшим?!" - да, начиная с малого и заканчивая тем, что долг важнее семьи, а ярость сильнее страха. Это южанин периодически смотрит с нескрываемым изумлением - что за чудо-юдо перед ним. Юный северянин же принимает эту непохожесть как нечто само собой разумеющееся, без агрессии и попыток что-то доказать, иногда даже - вот зараза мелкая! - с нескрываемым чувством морального превосходства. Ну да, смешно же - рвать жилы, чтоб заработать на крохотный клочок земли, воюя с теми, кто может дать эту землю бесплатно. А максимализм, вырвавшийся на волю при отсутствии почтения к старшим, не даёт понять, что у человека, прожившего свою, очень нелёгкую жизнь, может быть и своя правда, и свой, более глубокий и трезвый взгляд на многие важные вещи. 

     Ё Чжин Гу, несмотря на молодость, тоже в представлении не нуждается. Здесь перед ним стояла трудная задача, но, на мой взгляд, справился на "отлично" и даже лучше того. Его герой вышел не плакатным комсомольцем, не с промытыми мозгами и лозунгами вместо чувств. Он добрый, во многом наивный, он боится смерти и хочет вернуться домой, но при этом способен на отчаянную, порой одержимо-безрассудную смелость - причем, что особенно важно, не ради личных интересов, а ради выполнения долга. И показано, и сыграно это так... по-человечески, что ли, что диву даёшься - как парню, никогда не носившему с гордостью пионерский галстук, удалось почувствовать и передать эту специфическую установку: "Не я, но МЫ".

     Финал. Особо чувствительные, и даже не особо, а хоть чуть-чуть - приготовьтесь пустить слезу. Я расплакалась, даже помня весь фильм о негласной директиве для авторов такого рода кино: "Хороший красный - мёртвый красный", и, если герой не одумался и не выбрал правильную сторону, то можно заранее готовить платочки. Но в данном случае концовка была не просто логически выверена, а прозвучала мощным заключительным аккордом, всё расставив по местам. Казалось бы, вот оно - взаимопонимание, мы корейцы, мы говорим на одном языке, ходим по одной земле, одинаково смеёмся и плачем, и что такое эти север и юг... Но - нет. Трагедия в конце - не роковая случайность, не страшные в своей непредсказуемости гримасы войны. Просто они разные. И пока далеки от понимания друг друга. Но, даже будучи разными, вовсе не обязательно ненавидеть, идти друг на друга войной. Можно даже не понимать, достаточно сопереживания. Ведь то, как эти двое залечивали друг другу нанесённые по глупости раны - это не шаг к миру, это и есть мир. Пусть по необходимости, но они смогли договориться. Будучи разными (а возможно, благодаря этой разнице), могли испытывать взаимную симпатию и уважение. 

     Что ж, я верю авторам: мир возможен не только после войны, но и посреди войны. Но вопросов в этом фильме больше, чем ответов. И один из главных: смогут ли бывшие добрые соседи обняться и поплакать друг у друга на плече, не нанося перед этим ран и не причиняя максимум боли? И вы же понимаете, что это не только о двух Кореях...

     
     

     

     
Автор: kha-groma
Аватар kha-groma
Все отзывы kha-groma 12
Все отзывы на Западный фронт
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 12.02.17

Меню