Очень нравится второе название дорамы - "Незабудка". Такое тонкое, нежное, сильное и лиричное. Незабываемая история о судьбах и чувствах. Удивительное настроение - трагический сюжет, а унынию и душевной тоске нет места. Наверное потому, что это не история о болезни, и даже не история о стойкости, а история любви. Еще один вариант. Еще раз про любовь.
Любовь главных героев - запретную, или во всяком случае не одобряемую обществом, сопровождает любовь безответная, но приветствуемая. А еще есть любовь материнская между женщиной и не-своими детьми. И любовь зрелая, супружеская, прошедшая через измены и, в контрасте, верность супругов, хранимая годами.
Постепенно, серия за серией, история обрастает полутонами: герои перестают делиться на безусловно плохих и хороших. Вызывает восхищение сила женщины, которая вроде бы ничего особенного не делает - шпалы не укладывает, в горящие избы ни ногой, а тихо и незаметно, в суете будней является стержнем семейного мира. И мира в душе членов этой семьи. "Если я останусь - моя жена перестанет меня уважать. И перестанет верить в меня." Женщине достаточно сказать тихонько - я перестану с тобой разговаривать - и муж понимает, что это край, что он перегнул палку, что игнорировать это предупреждение он не в силах. И другая крайность: дом - полная чаша, но жить в этом "дворце" тяжко и грустно, потому как нет мира в душе его хозяйки. И кто виноват - измена мужа или безрассудство жены, но среди роскоши и великолепия плохо всем. Но даже за всей этой многолетней хронической истерикой царит любовь. "Как же он добьется успеха, если в него никто не верит?" - слова истинной женщины, сказанные не самой положительной и самой "мозговыносящей" героиней. "Моя жена эгоистична и несдержана, но я ее люблю" - слова мужа, защищающего свою неукротимую супругу.
И еще о фразах, которые зацепили: смерть - это когда душа сбрасывает одежду тела. Мимоходом. Не крупными буквами на всех углах, подается смысл духовной жизни. Мы привыкли, что духовность - это духовные книги и классическая музыка. На самом деле, духовность содержится в самых простых и неожиданных событиях. Все, что освещает природу взаимоотношений души, тела и духовного мира называется духовностью. Все, что можно забыть и не-вместить в сердце, даже если это очень престижные стихи и прославленные цитаты, духовностью не является.
Болезнь Альцгеймера вводит в ступор всех. Но когда есть знание о "паровозике" тело - эмоции - ум - разум - ложное эго - "Я" (душа) - "второе Я" (Сверхдуша), то можно прожить остаток дней достойно. Тяжело, но достойно. Фактически эта болезнь нарушает связь между умом и разумом, рвутся отношения между "головой" поезда и "хвостовым вагоном", т.е. телом. Но еще остается сердце. Именно из глубины сердца исходят доверие и любовь. Когда тает гнет воспитанности и социальной адекватности, человек начинает видеть сердца окружающих. Называть подлость - подлостью и не жалеть проявлений любви. Объятия любимого человека, сознательный отказ от любви к дочери (дабы не навредить в собственном безумии), сердечные отношения к родным людям, к брату, за которого несет ответственность - вот что продолжает держать на плаву героиню дорамы. И даже быстрое развитие болезни - результат сознательного выбора для почти бессознательного тела: чтобы не затягивать агонию, чтобы не отягощать собой любимых людей. Такое не забывается...
И еще, в продолжение темы многослойности дорамы - финальные кадры показывают надгробный памятник героини. Даты рождения и смерти. Дата смерти 20 декабря 2014 года. Если учесть, что дочка выглядит лет на 5-6, значит события происходят году так в 2018. К тому же дорама снята в 2011. Разгадать эту символику не удалось. Но есть надежда, что это получится у более чутких, внимательных и глубоких зрителей.