Оцените отзыв
«Синдром Эбола» неприятная картина. Смотреть её противно, но это не следствие ошибок авторов, а осознанный выбор. Лента выполнена по канонам эксплуатационных фильмов 70-x: тонны мата, кубометры секса, пуды насилия и нанограмм эстетики, тихо плачущий в углу за занавеской. Можно поставить вопрос стоило ли вовсе возвращаться к данной форме, но, если соответствующее решение уже принято, остаётся лишь, скрупулёзно следовать формуле жанра и не оглядываясь назад, перепрыгивать барьеры, которые формат ставит перед каждым в съёмочной группе.
Сценарист, например, столкнулся с поистине монументальной задачей. Он необдуманно сделал главным героем половую железу, вокруг которой случайно вырос человек, так и не сделавшийся ведущим элементом нового организма. Так что теперь по миру бродит существо, чей моральный облик тождественен физическому виду Квазимодо, упавшего в чан с тёрками. Тем более досадно, что обстоятельства всегда на его стороне. Сценарист своей божественной, в пространстве фильма, рукой посылает ему счастливые спасения, некомпетентную до комизма полицию и необходимый реквизит, включая даже тот, без которого можно было и обойтись. Серьёзно, откуда в той квартире канистра бензина?! До кучи, где-то в процессе своих странствий «гомункул», судя по некоторым сценам, нашёл сыворотку нечеловеческой силы. Но какие причины могут заставить окружающих иметь дело со столь отвратительным типом? Всякий здравомыслящий человек убежит от него в соседнее государство, не проверяя политический режим последнего. Эту проблему мотиваций сценарист элегантно разрешил, сделав всех остальных на свете лишь чуточку менее отвратительными.
Режиссёр вынужден был чистить свои авгиевы конюшни: киноплёнка 70-x, дававшая зернистое и размытое изображение, сама собой создавала ощущение блеклой гнилости, служащее непременным атмосферным антуражем жанру. С тех пор технологии коварно стали лучше, и картинка на экране была обречена быть ясной или хотя бы не настолько безысходно размазанной. К чести режиссёра он решил не идти по пути «высокохудожественных» уловок и не стал искусственно занижать качество изображения, претворяясь ретро. Вместо этого Герман Яу признал, что былые преимущества утрачены и начал работать в новых обстоятельствах, упирая не на визуальный ряд, а на свои умения. Сцена вскрытия выполнена на примечательно неплохом техническом уровне. Чего уж там: фильм в целом сделан компетентно – с натурными съемками в Африке (и местная дикая природа как всегда впечатляет), грамотной постановкой кадра. Даже редкие цифровые спецэффекты уместны, хоть и неубедительны. Поскольку эбола прогремела на весь мир в 2014-м, я полагал, что и лента снята где-то в то же время. Когда выяснилось, что год выпуска 1996-й, брови приподнялись существенно. Как и оценка фильму. Надо признать, что раздражающие аспекты ленты «подарены» нам не режиссёром, а сценаристом.
Помимо прочего, от просмотра остались короткие ремарки, встроить которые в развёрнутые абзацы не удалось, но и вовсе бросать было жалко. Так что, списком без особого порядка.
1) Диалоги на английском почему-то не переведены и, хотя ничего сложного там не говорят, контраст всё равно заметен.
2) Место действия – Южная Африка, но населена она азиатами и европейцами, а негры живут где-то в глуши вельда. Если не ошибаюсь, съёмки действительно велись на чёрном континенте, так что, почему было нельзя найти пару аборигенов на роли важнее массовки в ресторане или членов первобытного племени ума не приложу.
3) У мужчины, который в постели кричит «я самолёт», жены быть не должно в принципе, не говоря уже о привлекательной.
В итоге фильм объективно заслуживает признания, но хвалить его не хочется в силу выбранного жанра. Сравним «Эболу» с «Токийской полицией крови», например. Со своими алыми фонтанами и киборгами, последняя достаточно абсурдна, чтобы эмоционально дистанцировать зрителя от страданий выдуманных персонажей и потому позволяет себе быть развлекательной лентой. В «Эболе» же нас поджидает озабоченный дегенерат, пытающийся изнасиловать всех, кто не успел убежать, на фоне эпидемии. Слишком близко к реальности для слешера и недостаточно лично для драмы. В общем: да-да, господин Яу, Вы очень артистично развесили внутренности котёнка на баньяне. Теперь слезайте, отдайте бензопилу, наденьте брюки и больше ничего такого не делайте.
Итог: 3 из 10.
Награды:
орден мёртвой эстетики;
медаль честного труженика.
Дата публикации: 23.02.18