Отзыв на дораму Мама (корейская версия)

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Если большинство корейских сериалов обвиняют в огромных количествах нужной и не очень драмы (чаще второе), то «Мама» – это драма чистой воды. Драма здесь основа сюжета, драма происходит в жизни каждого из героев, драма – то, что движет сюжет, причина всех поступков героев. Казалось бы, всего один шаг отделяет «Маму» от клейма слезливой мыльной оперы, но в действительности это самое ошибочное определение, какое «Маме» можно в принципе дать. И еще один парадокс: над каждой серией «Мамы» прольет слезу даже не склонный к сантиментам зритель, но это - одна из самых неслезодавительных дорам, что мне доводилось видеть.

Если отвлечься и помудрствовать, драму обычно используют как инструмент воздействия на зрительские чувства: это может быть, к примеру,  классическая травма в прошлом красивого самовлюбленного плохиша, к которому любой ценой нужно внушить жалость (хотя, как показывает опыт, это совершенно излишне, и малолетние неискушенные зрительницы самостоятельно додумают трагедию, лишь бы на лицо был пригож и характером в меру поган наш испорченный латентный человеколюб), а может быть, коварное предательство, обличающее лжедруга, который непременно скрывается под личиной преданнейшего из товарищей. Более или менее искусственно, драма вызывает у нас нужные эмоции, и в таких случаях нетрудно понять, кому из персонажей создатели дорамы «советуют» сочувствовать, а кого – презирать; разделить на хороших и плохих не составляет труда. В «Маме» дело обстоит иначе. Драматичность ее в реализме, ненадуманности страданий героев. Драма не сваливается с потолка на головы ничего не подозревающих героев; они сами создают эту драму. Все как и в жизни: несчастья не возникают сами по себе от нечего делать, и не раздаются богами судьбы каждому «по норме», они – результат человеческих поступков. 

В «Маме» мы имеем дело с весьма распространенной в нашем обществе драмой, или, менее возвышенно, проблемой – жестокостью родителей в отношении детей, с которой прямо или косвенно сталкивался почти любой из нас, будь она в форме физического или психологического насилия. Любое решение этой проблемы болезненно – говорят нам создатели дорамы. Невыносимо терпеть жестокость, больно расставаться с родной матерью, страшно оказаться в приюте без матери вообще. Пройти через все эти муки пришлось маленькой мужественной девочке по имени Хе На, которой так не повезло с родной матерью, которая относится к ней, как к вещи: вчера ты мне мешала, сегодня я тебя люблю, завтра ты меня раздражаешь, послезавтра я от тебя избавлюсь. Хе На терпит побои и унижения от матери и ее психически нездорового ухажера, выносит издевательства в школе и, скорее, существует, чем живет, в одиночестве, без защиты и поддержки. Ее жизнь меняет Кан Су Чжин, временная учительница в школе, которая решает спасти Хе Ну от ее безответственной матери: она забирает ребенка к себе, но в глазах остального общества это не спасение, а похищение. И Су Чжин осознанно совершает преступление, прекрасно понимая, что встретит только осуждение со стороны окружающих. Изначально ее желание заключается вовсе не в том, чтобы «присвоить» себе девочку и реализовать себя как мать; она лишь хочет вытащить Хе Ну из ада и прекратить ее мучения. Есть некая ирония в том, что сделав такой шаг без намерения обзаводиться ребенком, Су Чжин поступает, как настоящая мать, родная или приемная.

Су Чжин жертвует всем ради Хе Ны: своей семьей, свободой, размеренной жизнью, репутацией, в конце концов. И ее близкие – приемная мать Ён Шин, сестры, родная мать, доктор, - увидев, что она, несмотря ни на что, полна решимости защищать девочку, принимают ее выбор и приходят на помощь.

Су Чжин демонстрирует нам, что даже в вопросах материнства кровь не имеет значения. Звучит кощунственно, скажете вы, но достаточно вспомнить, что кровные узы не помешали родной матери избивать Хе Ну и оставить ее умирать. Что совершенно чужой с точки зрения биологического родства человек, а именно учительница Су Чжин, стала для Хе Ны не просто спасительницей, а настоящей матерью. В самом конце дорамы высказывается мысль: матерями  не становятся, матерями рождаются.  Глядя на троицу главных героинь – Су Чжин, Ким Хе Ну и Ким Чжа Ён – с ней трудно не согласиться. Этот нелегкий вопрос создатели сериала решают однозначно: женщина может или быть хорошей матерью, или не быть матерью вовсе, и факт рождения ребенка здесь не играет никакой роли. И вроде бы хочется возразить, что жизнь сложнее, нет черного и белого, и все в том же духе, но перед глазами появляется картинка – маленькая девочка, «упакованная» матерью в мусорный пакет и выставленная на зимний мороз, - и приходит осознание, что некоторые вопросы действительно имеют только однозначный ответ.

Сама Су Чжин тоже далеко не счастливый человек. Тридцать лет жизни и три матери не смогли до конца залечить рану, нанесенную восьмилетней девочке. В борьбе за Хе Ну она словно проходит этапы своей жизни заново, в обратном порядке, исправляя ошибки и обретая некогда потерянное: сперва от родной матери к госпоже Кларе и затем к актрисе Ён Шин, теперь – от Ён Шин к госпоже Кларе и снова к родной матери. Все эти женщины – ее матери, и каждая, как могла, пыталась сделать ее счастливой: Нам Хон И, родная мать, даже пошла ради нее на убийство.

Столько впечатлений вызывает «Мама», такую бурю чувств и мыслей, и так трудно выразить хотя бы меньшую часть из них… Это тяжелая дорама, но для ее просмотра не нужно жалеть нервов. С японским оригиналом я не знакома, но, думаю, одно утверждать можно уверенно: это два совершенно разных взгляда, и как следствие, две совершенно разные истории; поэтому не могу судить, насколько изначальный сценарий был преобразован корейцами. Так или иначе, сценарий очень сильный и проработанный; здесь нет надуманных проблем и высосанных из пальца конфликтов, есть лишь история с оттенком философской притчи о двух родных душах, снятая с поистине корейским вниманием к деталям.

Нельзя не упомянуть отдельно актерский состав. «Мама» открыла для меня Ли Бо Ён, удивительную актрису, которая восхищает и проникает своей игрой в самую душу. (Впрочем, после «14 дней» играть безрассудно отважных мам ей привычно.)  Хо Юль для своего возраста просто необыкновенно талантлива. В отличие от детей-актеров, склонных к переигрыванию либо недоигрыванию, она выглядела очень естественно и искренне. Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием великолепную Ли Хэ Ён, чья царственная и полная достоинства Чжа Ён Шин неподражаема. При сравнительно небольшом времени, которое уделили истории ее персонажа, она раскрыла образ и матери, и бабушки, и актрисы, и просто человека, не жалеющего ни о чем и благодарного за свою жизнь.

Каким бы грустным и гнетущим ни было общее впечатление от «Мамы», конец ее светлый. Единственное, о чем можно пожалеть, это то, что приемная мать Су Чжин так и не увидела, как счастливы ее дочь и Хе На, став семьей. Ее смерть заставила сестер позабыть обо всех разногласиях и сплотила их. Одна из самых теплых и радостных сцен – в финале, где герои сидят одной большой семьей: Су Чжин с дочерью, сестрами и родной матерью. Большинство членов этой семьи не связаны между собой кровными узами, но это не мешает им стать самыми родными друг для друга.

Над многим еще можно поразмышлять, но хочется припомнить самые важные слова. Судьба свела две несчастные души, и, встретившись, они стали счастливыми. Обеим пришлось долго за это бороться. Су Чжин – за то, чтобы стать матерью, Хе На – чтобы стать Юн Бок. И в финале, когда после 15 серий напряжения, слез и горя сценаристы задолжали зрителю не один хеппи-энд, мама и дочь обретают друг друга.

 «Ничего, если ты сбежишь еще много раз. Мама каждый раз будет приходить за тобой».

Автор: Ан нет
Аватар Ан нет
Все отзывы Ан нет 6
Все отзывы на Мама (корейская версия)
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 01.10.18

Меню