Отзыв на дораму И миллион звёзд падёт с небес

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Рецензия  размышление, поэтому максимально спойлерная.

«И миллион звёзд падёт с небес»  это и как греческий миф, и как романтическая трагедия, но главным образом  как библейская история. Причём в основу сериала заложена главная христианская мораль — любовь как всесильная субстанция. Но японцы верны себе и не совсем по-христиански воспринимают добро и зло: они стремительно стремятся (простите за плеоназм, это мой каприз) прийти к какому-то единому организму, который вбирает в себя и светлое, и тёмное (если уж совсем тривиально выражаться). В этом есть что-то первобытное и древнее, близкое к греческим мифам, но, с другой стороны, карающий, но любящий бог  это вполне яркий элемент Ветхого Завета тоже.

Китагава здесь использует абсолютно неожиданный элемент для своего творчества  инцест по незнанию. (Я отмечаю, что по незнанию, поскольку знание героев о родственных отношениях вывело бы нас на совершенно другие размышления. И неожиданным этот элемент в творчестве сценаристки является, пожалуй, лично для меня  после увиденных «Долгих каникул»«Овертайма» и «Истории любви» я до последней минуты верила, что братско-сестринские отношения окажутся всё же ненастоящими. Ну и простите за скобки, я их нежно люблю, путаю читателей, правда, но люблю, поэтому напоследок отмечу ещё и следующее: помните первый разговор героев, когда она говорит, что разговаривала по телефону с любимым, а он отвечает: «А разве не с братом?» Эти мелкие детали-наводки, достойные лучших романистов, сводят с ума моё тухнущее с офисными годами чувство прекрасного.)

Поразили под сериями комментарии в стиле «ну, чисто японская тема с любовью между братом и сестрой». Ребята, если интеллектуальные японцы творят на эту тему чуть чаще, чем, как вам кажется, творят другие, это вовсе не означает, что тема чисто японская. В конце-то концов, вспомним Байрона, Шатобриана (обоих обожал праотец наш Пушкин), набоковскую «Аду» (вобравшую отсылки и к биографии Байрона, и к произведению Шатобриана). Вдохновляясь европейскими романистами, Карамзин написал повесть «Остров Бронгольм», где литературными приёмами недвусмысленно указывается на кровосмесительную связь. Но если мы копнём глубже, то тема инцеста имеется и в Ветхом Завете (причём согласно антиохийскому толкованию это то, что неизбежно происходит после грехопадения), и в греческих мифах  на том и другом зиждется вся европейская культура.

К слову сказать, у Набокова в «Аде» инцест между братом и сестрой — это как некий символ стремления человека к внутреннему единству, отчасти даже метафизическому. Когда Юко, обнимаемая Рё, смотрит на её с ним совместное отражение в зеркале и сплетающийся шрам, она говорит: «Смотри, мы как одно целое».

Помимо обычных вопросов, поднимаемых в дораме, которые видны на поверхности (цена незнания, природа добра и зла, стремление к личностной свободе, почти по Достоевскому заданный вопрос «тварь ли я дрожащая» и многое-многое другое), я увидела историко-философское стремление индивида к единству. Большая часть человечества, эволюционируя, даже божество предпочло единое.

Из всех просмотренных азиатских сериалов «И миллион звёзд» могу сравнить по глубине лишь с тайваньским «Марсом». Но если «Марс» напрямую отсылает к религии и мифологии и не скупится на намёки «в лоб», то «И миллион звёзд» предпочитает говорить со зрителем загадками. Рё, когда его спрашивают, откуда он, показывает на небо вроде бы в шутку. (Кстати говоря, там вроде как отсылка к японской мифологии, так что вполне возможно, что Китагава и к родному отсылала довольно часто, но так как в японской мифологии не смыслю вообще ничего, то и добавить нечего.) Когда в кадре появляется его жилище, мы видим надпись «Angels», но ангелы эти падшие  логотип означает что-то, связанное с сексуальными услугами, оказываемыми где-то поблизости. У Рё шрам выжжен на ребре, а любовь он ассоциирует с семьей, которую потерял в детстве: при этом матери внимание в сюжете не уделяется, внимание самого Рё тоже; позже он узнаёт, что она ушла, но воспринимает это как-то даже буднично. Отец  вот что ассоциируется у него со счастливым детством, или потерянным раем. Он называет бога мёртвым и в желании им стать, почти как Люцифер, становится кем-то, кто божеству противоположен.

Но я всё равно не считаю, что персонаж Рё был олицетворением злого начала. Слово «хейлель», переведённое на латынь как «люцифер», — это утренняя звезда. В Ветхом Завете утренняя звезда хоть и падает с неба, разбиваясь о землю, тем не менее Иисус и ранние христиане использовал это же слово без какого-либо отрицательного оттенка. Я могу только предположить, что вся эта поляризация смыслов и является стремлением сценаристки намекнуть на единение злого и доброго начала.

Рё также говорит Юко: «Ты будешь жить в любом случае. Даже если настанет конец света». Сценарий, заигрывая со зрителем, устроен так, что смотреть его могут и те, кто не любит искать двойные смыслы, поэтому далее следует шутка-обманка, и Юко спрашивает: «Совсем как таракан?»

По Новому Завету после конца света обретут новую жизнь только «чистые» души. Так что одна из версий, что Юко  это некий оплот добра и нравственности. Другая версия, что она есть символ любви, духа божьего  того самого, который, по Моисею, «носился над водою» во время сотворения мира, то есть является и началом, и концом. Но поскольку в Библии начало и конец  это Иисус, я не уверена, что Китагава стала бы так далеко заходить в метафорических ухищрениях. А с другой стороны  who knows. В свою защиту скажу, что кандзи в имени героини переводятся как «сын/ребёнок» и «превосходство» (вы, в свою очередь, можете возразить и сказать, что онлайн переводчики бывают неточными, когда дело касается иероглифов).

В дораме двух главных героев тянет друг к другу почти магическим образом. Они и сами не понимают, отчего это. У них нет ярко проявленной сексуальной тяги друг к другу. Большую часть экранного времени они крепко-накрепко обнимаются, как будто пытаются стать единым целым. Секс для них  это то, что сделать просто-напросто надо, потому что они не могут логически обьяснить взаимное притяжение иначе, чем любовью между мужчиной и женщиной.

Режиссура в момент их сексуальной связи не акцентирует внимание на страсти, скорее  на некой безысходности. И первая фраза, сказанная после: «Я боялась момента, когда мы переспим. Думала, что это испортит наши отношения»По-моему, это просто прекрасно: когда в кадре собрались лучшие из возможных операторских и режиссёрских решений.

Безусловно, картина наполнена и куда более приземлёнными вещами, её интересно смотреть хотя бы в силу того, что есть сюжет, близкий к детективу, и вполне очевидная тайна. Имеются и простые, близкие нам всем персонажи  они не менее интересны, их хочется подвергать психоанализу, но, глядя на них, гадать об аллюзиях не приходится. В этом, пожалуй, главный плюс дорамы  она интересна почти что любому зрителю, в отличие от того же «Марса», который, прямо скажем, на любителя.

Я бы хотела воспеть дифирамбы актёрской игре Кимуры Такуя, но из-за того, что его перехвалили везде, где только можно (хотя и заслужено), я выделю тех, кто тоже достоин восхищения. В первую очередь это Фукацу Эри, которая в финальной серии поразила меня до глубины души. Я пять раз просмотрела эту серию из-за неё. Во-вторых, это, конечно же, Игава Харука, которая наилучшим образом показала даже не столько изменения, сколько раскрытие скопившегося в подкорке своего персонажа; Акасия Санма, безоговорочно погрузившийся в роль; и завораживающая взглядом молодая Сибасаки Ко.

«И миллион звёзд падёт с небес»  это пример лучшего, что может дарить кинематограф. Потрясающий ансамбль из продуманного и осмысленного сценария, идеальнейшей режиссуры, качественной и подходящей по смысловым оттенкам операторской работы, профессиональной и при этом чувственной актёрской игры и «в тему» подобранного саундтрека.

Как минимум дорама эстетична и многослойна, как максимум — Прекрасна.

Автор: vekua
Аватар vekua
Все отзывы vekua 59
Все отзывы на И миллион звёзд падёт с небес
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 05.10.18

Меню