Что это такое было - для меня какое-то чудо, когда перед твоими глазами создается партитура, плетется затейливое кружево - концерт для двух архитекторов и флейты-пикколо с окрестром, - мне до сих пор (две недели спустя) трудно разложить по полочкам свои впечатления от этой дорамы. Это та самая пресловутая химия, о которой много говорят, но которая ох как редко встречается - мне, пожалуй, она повстречалась до этого из японских дорам в "Добрых временах", "Нобуте" и в дорамах Кимуры Такуи, таких как Pride или "Блистательное семейство".
Но "Концерт" для меня стоит особняком - мне очень нравятся "Долгие каникулы", но они неоднородны, как и "Спящий лес", как и "Миллион звезд...", - наряду с очень сильными моментами есть проходные или даже не вполне удачные сцены. В "Концерте" достигнуто, на мой взгляд, единство небывалое - смотрится на одном дыхании, и нет практически ни одной сцены, которая шла бы вразрез с логикой повествования или диссонировала интонационно.
После каждой серии я пыталась сформулировать для себя, о чем этот фильм: любовный треугольник - это так банально, что не хочется повторять.
Любовь и талант, любовь и призвание - тоже не только об этом.
Дружба и любовь - и да, и нет.
Сотворчество...
В конце пришел ответ - умение любить другого, как самого себя, и даже больше, и не просто любить, но уважать, ценить - и считаться с его (ее) выбором.
Сначала я, грешным делом, готова была обвинить героиню в меркантилизме - но нет, "птичка божия" не может быть рассчетливой и корыстной, она садится лишь на те ветки, где ей легко поется, и не более того.
Почему она любит двоих сразу - этот момент редко когда показывается убедительно, но здесь как раз все ясно - два героя, юный и зрелый, - словно близнецы-братья, - их различие лишь в жизненном и профессиональном опыте, при этом трепетность, с какой они относятся к дарованию друг друга, просто обескураживает - получается, прав был Моцарт: "гений и злодейство - две вещи несовместные".
Почему Хана не может выбрать между ними - мне кажется, потому, что, к сожалению (или к счастью), для таких людей, боговдохновенных, "девушки" всегда немножечко "потом", а "девушкам", очень многим, это очень трудно принять, особенно в юности.
У дорамы открытый конец - нам он представляется очевидным, но я бы не торопилась - это такой тип отношений, когда ни в чем нельзя быть уверенным заранее. Когда я пыталась вызвать к жизни какие-то литературные ассоциации, то мне первым делом вспомнился арбузовский "Мой бедный Марат", а когда я стала пересказывать "Концерт" сестре - она сразу сказала: "Сказки старого Арбата".
Значит, так тому и быть - даже в путанном быстром пересказе сохранилась интонация, "букет", этого изысканного (я бы даже сказала - куртуазного, но боюсь снизить градус) фильма.
При этом все три участника трио - великолепно играют. Пожалуй, Кимура тут никого не переигрывает, хотя и не уступает никому тоже. Девочка в исполнении Риэ Миядзава чудесная, глаз не отвести, - на мой вкус, это та самая, повсеместно признанная, красота японских женщин, которая, к сожалению, встречается сегодня в японском кино не часто. Старший герой (Масакадзу Тамура) - чудо из чудес!
Честное слово, сама не представляю, как из них двоих можно выбрать - если бы молодость знала, если бы старость (читай - зрелость) могла...