«Однажды Чжуан Цзы приснилось, что он - бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуан Цзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он - Чжуан Цзы и не мог понять: снилось ли Чжуан Цзы, что он - бабочка, или бабочке снится, что она - Чжуан Цзы?!"
Чжуан Цзы
По настоящему торкнуло. Думаю, для меня эта история станет настоящим событием в этом году. Озвучен широкий спектр вопросов, одни из которых решаются посредством эмоциональной сферы, другие не требуют доказательств и опровержений, их удел - неразрешимый парадокс бытия. Потому удивительно, что в этой буднично начавшейся дораме, их так ясно обозначили.
Это история пожилой женщины, или молодой девушки в теле пожилой женщины. Нам, по преимуществу молодым и очень молодым людям, сложно представить, что чувствует человек в старости, особенно тогда, когда по чувствам, эмоциям, по желаниям он еще юн и весел, но зеркало, да и тело неумолимо свидетельствует об обратном. Осознавать это и больно и страшно, особенно когда понимаешь, что все мы рано или поздно там будем. Это болезненное противоречие жизни воплощает актриса Ким Хэ Чжа (как не случаен здесь личный аспект, ведь главную героиню так же зовут Хэ Чжа), солирующая в главной роли, воплощает так тонко, так трогательно и живо, что хочется сказать - "Мадам, Вы - Прима и прекрасны! Отныне, я - ваша поклонница. По какому адресу выслать цветы?". Ведь этот фильм хорошо пойдет не только для тех, кто постарше, да и не только для вечных сердцем любимых старичков, а для нас всех, чтобы протянулась связующая нить поколений, мостик, чтобы стать друг другу чуть понятней и ближе.
Немаловажная часть - попытка осмыслить реальность. Да и реальность ли? Притча в эпиграфе из трактата, написанного в 4 в до.н.э. философом Чжуан Цзы почти дословно актуализируется на излете сериала. Тогда плавно и последовательно развивающийся сюжет делает неожиданный кульбит, отчего полностью меняется смысловой ракурс, а история выходит на другой уровень. Так что же это было? Сон, воспоминание о прошлом, реальность? Или все вместе? Неразличимая игра сознания и подсознания, неотвратимый процесс угасания мыслительных процессов, мощным протуберанцем выбрасывающий вовне яркие и сладостные иллюзии? Иллюзии, полные метафор и отсылок, подстёгиваемых пережитыми потерями и сожалением. С каждым разом все острее и горше. До последней соломинки, нанизывающей на себя любимые мгновения. Я проследила до конца эту впечатляющую временную аллюзию. Она сейчас во мне. И думаю там и останется, наравне с пронзительным "Дневником памяти" и гениальнейшей "Любовью" Михаэля Ханеке. Потому что этот рассказ о true love к мужчине, к родным, к людям, к самой жизни во всех ее проявлениях, подарил мне куда более глубокие эмоции, чем ожидалось в начале.