Что получится, если взять фильм Тарковского (например, "Солярис"), снять в манере Ким Ки Дука и запихать в формат развлекательного сериала для прайм-тайм? Теперь ответ ясен - получится "Отель Дель Луна". А вот хорошо это или плохо, давайте разберем.
Начну, внезапно, с минусов. Многие же ведь хотят по рецензиям понять: стоит ли смотреть дорму, тратить своё время? Мой вердикт однозначен: ДА! Дорама потрясающа!! Но есть несколько моментов, из-за которых она может "не зайти". Вот с них и начнём.
МИНУСЫ
Самый главный минус - то, что эта дорама не дорама. От слова вообще. Мимо зрительских ожиданий это произведение пролетает, как Фоньер над Парижем. И вот тут и кроется причина практически всех негативных комментариев и обвинений в скучности и затянутости.
Представьте, что вы пришли смотреть Марвел, настроились, а тут вам "сладкую жизнь" Феллини показывают. Или, наоборот, пришли посмотреть неореалистов, а тут бабах - "Железный человек". Какова возможность того, что вам не понравится? Очень большая! А ведь оба произведения прекрасны, лучшие в своём жанре. И не надо говорить, что где-то умная публика и изысканная, а где-то подростки. Нет. Даже одному и тому же человеку в разные моменты хочется разного, это называется зрительские ожидания. И все мы, когда приходим смотрим дорамы, ждем определенных эмоций и впечатлений. Да, мы хотим, чтобы эти эмоции вызывались не как обычно, не по шаблону. Но хотим именно их. Например, от этого "аах", когда героиня падает в объятия герою. Только пусть падает как-то по-новому. А "ааах" хотим, именно за этим сюда и пришли. И при этом вопрос не в "счастливом конце" или в его отсутствии. Это всё относится к манере подачи материала, а не к тому, как завершится история.
Так вот, "Отель Дель Луна" не корейский сериал в этом смысле. Это артхаус. Философское размышление о смысле бытия. Ювелирно сделанное. И визуально, и сюжетно, со всеми архетипами, подтекстами, символикой и т.д. Вот только когда начинаешь смотреть сериал, ты не понимаешь, что это совсем не то, что ожидаешь. Не понимаешь стилистику и становится скучно. Потому что обращаешь внимание не на то, что нужно, даже не так: смотришь по-другому. Лично я первые шесть серий скучала, пока не поняла, что это и как надо это смотреть. И дальше-на одном дыхании. Более того, пересмотрела предыдущие серии и удивлялась: как они могли казаться скучными? Да очень просто - был другой настрой. Подсознательное ожидание других впечатлений и эмоций. Поэтому настройтесь перед началом просмотра на стилистику авторского кино, и вот тогда удовольствие вам обеспечено!
Второй минус - это актер, исполнивший роль главного героя. Ну здесь на вкус и цвет все фломастеры разные, но лично мне он не зашел. Никак. Мне не понравилась его актерская игра. Это было какое-то продолжение "идеального парня". Только там кукольность лица и игры была на руку и работала на образ (я даже восхитилась - как здорово парень отыгрывает робота), а здесь, для передачи эмоций живого человека, это сильно мешало.
Теперь о ПЛЮСАХ
РЕЖИССУРА И СЮЖЕТ. Вялотекущий, слегка отстраненный, немного отчужденный... И это похвала! Серьезно. Это способ повествования, характерный для авторского кино, когда фабула отходит на второй план, когда сам способ существования героев, описываемого мира очень своеобразен, немного отстранен. Вспомните Бергмана, Феллини, Тарковского, Висконти. Вот это именно такой способ демонстрации мира и происходящих в нем событий. Создание позиции стороннего отчужденного наблюдателя, что даёт возможность для философского осмысления происходящего. Много держится на подтекстах, на архетипах, на символах, на аллюзиях и цитатах. Сама атмосфера, манера съемки, звук, музыка становятся равноправными действующими лицами. Это как Петербург Достоевского - полноценный герой его романов. Здесь само место - Отель с Деревом в центре становится одним из героев повествования. И, более того, этому даже найден визуальный образ. Маго... Единая в 12 лицах - архетип праматери "я - смерть и рожденья, я - взлёт и паденье, я -та, что ты ищешь и что отвергаешь" (с) как зеркальное отражение главной героини - тоже единой в разных лицах (и более того, этому тоже найдут визуальное выражение). Смерть и жизнь в одном флаконе. Имя как память. Мир яви и нави. Призраки здесь не просто витают и существуют, как в том же "Властелине Солнца", здесь выстроен мир с архетипным делением на тот и этот, со своей архетиктоникой, полностью соответствующей мифологическому осмыслению "послесмертия". Даже в деталях ("только ничего там не ешь и не пей, а то не сможешь вернуться") - сколько такого можно найти в русских (и не только) сказках. Я занималась в своё время мифологическим сознанием и его проявлением в фольклоре и могу сказть, что "Отель Дель Луна" в этом смысле просто шедевр.
Но всё это не имело бы такой ценности, если бы не было самого главного - то, о чём это всё. Прощение и прощание... когда-то были однокоренными. И прообраз этих слов, к которому восходят прощение и прощание - лучше всего характеризует сериал. Или он про милосердие? Или про очищение? Или про умение отпускать? Или про искупление? Или про любовь? Оно про всё это (как и полагается авторскому кино). Забавно, но здесь нет "хорошо" или "плохо", здесь только размышления. И поводы для размышления зрителей. Много поводов. даже непонятно, правильно ли герои поступают - потому что нет "правильно"/"неправильно", они поступают так, как поступают по своему осознанному выбору (особенно в конце), но, как говорил Атос "сделали то, что должны были сделать, хотя, возможно, и совершили ошибку". Выпила ли бы я на месте Ман Воль то вино на балконе? Не знаю... Возможно, она совершила ошибку... Хотя совершенно точно что сделала именно то, что должна была сделать.
Я много могу ещё написать хвалебного по поводу сюжета и героев... Он поразил меня так, что я до сих пор размышляю о... многом. И не могу сказать, что это не больно. Или не грустно. Но необходимо. Отмечу вдобавок эмоциональную сдержанность героев. И это было прекрасно. Никаких лишних криков, слез, страстей. Всё выверено до миллиметра. Сцена прощания гг с матерью - показательна в этом плане. ни одного лишнего слова. Но всё, что есть - точно, как пуля, бьющая в цель.
Второй огромный плюс: НЕОЖИДАННОСТЬ
Мне скучно было в начале дорамы, потому что, как мне казалось, совершенно отчетливо было понятно кто есть кто и чья реинкарнация. И что почему происходит. ХА! три раза ха! И то, как повернули, было просто шикарно! И глубоко, жаль, не могу подробнее, ибо спойлер. Но это было шикарно.
Третий плюс: ВИЗУАЛ
Обидно смотреть кино, в котором операторская работа точно взяла бы Оскар. Цвета, покачивание камеры, размытие фона, композиция кадра, ракурсы, дымка, свет, тени, внутрикадровый монтаж... Помните Лалалэнд? Очень перекликается. Наряды, лица, интерьеры. Картинка не просто хороша. Она гениальна! И она не просто сама по себе существует. Она является грамотно использованным, продуманным средством выражения авторского замысла. А это уже высший пилотаж.
Четвертое: Музыка. Ну, здесь комментарии излишни. Музыкальные чарты взорваны. Всё признано и отмечено.
пятое: ЕДИНАЯ СТИЛИСТИКА. От первого кадра и до последнего, от визуала и до актерской игры - всё в едином стиле, в одной манере, атмосфера нигде не рушится, всё выверено и отточено. и, главное, всё работает на сверхзадачу. А не просто картинка ради картинки.
Вывод: это шедевр! Который многие не поймут и не оценят. Потому, что сделано не в том формате, не в той мере условности. Имело ли смысл делать авторское кино в виде сериала? Не знаю. По мне, так это странно и непонятно. И ощущение обмана осталось, хотя в это произведение я влюбилась... Вот так вот двойственно... Но в любом случае, я безумно рада, что посмотрела "Отель Дель Луна". Желаю всем приятного просмотра и правильного настроя!