Отзыв на дораму Угымчхи: Цветок маша

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Сильная, яркая дорама, в которой просто и незамысловато, без лишнего пафоса рассказывают о серьезных исторических событиях.

    Сразу бросилось в глаза необычное название (на других ресурсах перевели как "Цветок фасоли",  и скажу вам, не тот эффект, не тот), а затем аннотация - вроде бы эпоха относительно знакома, а вот понятие тонхак, как учение (не люблю слово секта, оно давно носит самый отрицательный характер, думаю, тут оно резковато прозвучит), нет.

    История, рассказанная от лица двух братьев, о королях и простолюдинах, о любви и ненависти, о выборе и судьбе. Кое-где есть СПОЙЛЕРЫ.
     
      Сюжет.
    Чосон девятнадцатого века - государство, со всех сторон зажатое военными и экономическими интересами иностранных держав. Трон занимал король Коджон, но по-настоящему правила его королева - Мёнсон. Почти разрушенная, разворованная страна. Среди народа зреет недовольство. В уезде Коба, среди этого хаоса живет семья Пэк, глава которой, хитростью и подлостью наживает богатство. У него есть старший сын, И Кан, который верно служит своему отцу, запугивая его врагов дубиной и кулаками, среди людей он так и зовется - Услужник. Однажды из Японии возвращается младший сын, И Хён. Братья были неравны по рождению, но все-таки родственная связь всегда соединяла их. Они почти успели стать друзьями, пока огненная река бунта, переросшего в восстание тонхак не помешала им. Два разных человека, два брата, оказались на перекрестке страшных перемен, которые корежили их тела, выворачивали души. Менялся мир, менялись люди.
    
    Эта дорама, как картина. В основе резкими штрихами набросано общее изображение того разрушенного иностранцами и собственными предателями Чосона. Поверх легли светлые и темные краски восстания тонхак. А еще выше тонкой кистью и самыми яркими оттенками выписаны судьбы людей, которых затронуло это неспокойное время.
  
     Учение тонхак, то есть Восточное учение.
   "Возникло во второй половине 19 века из-за отсутствия близкого простому народу учения-религии. В самом назывании - Восточное учение - заложено противостояние Западу и традиционность (Корея - восточное государство (Тонгук)
 Изначально религиозное учение тонхак имело мирный характер. Его основателем был  Чхве Чжэу. В основе учения лежало равенство. Главный постулат тонхак: человек есть Небеса, а значит люди равны божествам, а значит равны между собой. Это была революционная идея для конфуцианского Чосона, с его четко построенной иерархии послушания и услужения. После смерти Чхве Чжеу во главе тонхак стал Чхве Сихён.
    На протяжении 1893 годе по всей территории Кореи происходили крестьянские выступления. Особенно в провинции Чолла, уезде Кобу. Местным крестьянам помогал выходец из мелкого чиновничества Чон Бончжун, примкнувший к  тонхак в 1880 году.
  15 февраля 1894 года в уезде Кобу началось крестьянское восстание, целью которого было открыть амбары и разделить рис. Прибывшие чиновники увидели в восстании не стихийный народный бунт, а результат пропаганды тонхак . Начались расправы, в ответ которым армия тонхак под предводительством Чон Бончжуна выступила под лозунгами о защите государства, мира народу и изгнании европейцев и японцев. Второй патриарх Чхве Сихён был против восстания (ведь люди равны божествам, а значит их нельзя уничтожать). Однако восстание захватывало все большие территории, ведь идеи тонхак были понятны простому народу.
 К концу 1894 года восстание было полностью подавлено японскими войсками. Число жертв оценивается в 300-400 тысяч человек. Однако, даже после поражения, учение тонхак не исчезло, а получило дальнейшее распространение и новое называние - учение Небесного пути (чхондогё), которое стало знаменем в борьбе за независимость Кореи в двадцатом веке."


     Первая половина дорама рассказывает о крестьянских волнениях, становлении главных героев.
 Вторая часть посвящена противостоянию чосонцев и японцев, другие страны заинтересованные во влиянии на полуострове, лишь упоминаются от случая к случаю. На сцене появляется король и королева Мёнсон. Это уже не борьба за рис, а борьба за страну. Обычно исторические противостояния с соседними странами азиатский кинематограф показывает достаточно сдержанно, при этом стараясь не отступать от истории. В этой же дораме японских персонажей немного, но изображены они самых в черных красках, причин тут две:
      - захват дворца, бои японской армии с повстанцами показаны от имени чосонцев, то есть нации, которая теряя короля, теряла все;
     - характеристика персонажей-японцев. Это не безликая пехота бездумно выполняющая приказы, а люди, которые несли флаг военной агрессии. Они с радостью отнимали у чосонцев все принадлежащее им, наслаждались слабостью поверженных, с самого начала Чосон для них был лишь удобным плацдармом для дальнейших военных планов. Все элита, в самом худшем смысле этого слова. 

     Эту дорама не просто художественный рассказ об исторических событиях, это еще и самый настоящий психологический триллер. То, как менялись персонажи, что заставляло их меняться заставляло леденеть сердцем. Каждый из героев прошел долгую и страшную дорогу, они были героями и подлецами, рыцарями и разбойниками, победителями и побежденными. Нельзя было полностью возненавидеть одного персонажа и полюбить другого, они менялись и заставляли менять к ним отношение. Поступки героев удивляли, восхищали, ужасали.
Исключением стали лишь два персонажа, которые заставили себя ненавидеть от первого до последнего кадра.

      С самого начала стоит помнить, что это не бодрая сказка, сыгранная айдолами в исторических одежках, это даже не драма, а гораздо страшнее - повседневность в огне тех событий. Именно поэтому, персонажи не сражаются сутками напролет, и не льют слезы день деньской. Печаль стирается улыбкой радости, когда собирается семья или мгновениями романтики, сражения и военные советы сменяют дружескими застолья или просто минутами отдыха. Это самый верный взгляд - жизнь нельзя остановить. Не одной героикой жили люди, а еще и самым простым, но бесценным. В сюжете есть романтическая линия, построена она в духе военного времени, то есть патриотично-практическая, но тем не менее - это любовь.



       Пэк И Хён.
    Его сыграл Юн Ши Юн. Очень талантливая работа. Его герой затрагивает все струны души зрителя. 
     Пэк И Хён родился младшим сыном, но от супруги, поэтому с детства считался наследником. Его отец возлагал на него свои надежды. Он хотел видеть сыном министром короля. Для этого И Хён отправился учиться в Японию, по планам отца, вернувшись, герой должен был сдать экзамен и построить дальнейшую карьеру, а уж о легкости этой дороги глава семьи позаботился заранее. Но И Хён вернулся другим. Он вернулся восхищенный новой Японией, ее быстрыми изменениями и ростом. К сожалению, за блеском успеха эпохи Мейдзи, герой не разглядел главного - планов в отношении соседних стран.
 И Хён не сразу увидел, что у него всего три дороги: встать на защиту старого Чосона, следовать за агрессией Японии или примкнуть в армии тонхак. Герой почему-то решил идти своим путем. Но для того, чтобы проложить этот путь нужны были соратники, а главное, подходящий характер. Именно в последнем и была проблема. За прогрессивностью взглядов, доброжелательной натурой не было нужных черт для воплощения мечты. Не успел закалиться металл характера, как и стойкость с гибкостью, которые обязательно должны идти вместе с первым. Не было даже плана. Все это просто не успело сформироваться. Слишком быстро на него свалилось предательство близкого человека. Он узнал цену изнанки жизни, свою цену. Все это его сломало. Когда он решил, что победа за силой, то почти потерял себя. Но все же, глубоко в душе И Хён помнил себя другим. Тем наивным добрым юношей, который вдохновенно рассказывал учителю о том, как обычные спички помогут облегчить жизнь простых людей, тот юноша, который разорвал купчие на слуг и увидел в Услужнике человека, брата. Помнили и те, кому И Хён в свое время помог, иначе бы его судьба была другой.
    Этого персонажа можно назвать самым неоднозначным. С одной стороны, это жертва (хм, образования), воспитания и времени, а с другой, он не остановился и зашел слишком далеко, чтобы его простить.


      Пэк И Кан.
      Его сыграл Чо Чжон Сок, этой работе стоит поаплодировать, актер прожил своего персонажа.
     И Кан родился старшим сыном, но от служанки, а значит был когда-то первым, но стал вторым. Отец заставил его, еще ребенком, стать кулаком семьи. Он был Услужником. Злом. Человеком, которого ненавидели все. Вернувшийся И Хён всего одним словом изменил героя: "Живи, как И Кан, а не как Услужник". Пусть не сразу, но довольно быстро И Кан согласился с этим. Он стал меняться. Но в этом не только его заслуга. Герой всегда был сильным, уверенным человеком. Ему пришлось стать таким чтобы выжить и защитить мать. Но именно мать не давала сыну потерять человечность, она всегда верила в сына. А дальше началось восстание. И Кан в отличии от И Хёна выбрал самый близкий, понятный, а главное, проторенный путь. Он не был образован, как брат, а просто почувствовал где его место.
Самая лучшая черта этого персонажа, за которую ему прощалось очень многое -  вера и помощь своим родным и близким. Его вера в брата, трогательное отношение к матери, даже спасение отца, не говоря уж о более достойных людях. 


      Джаин.
  Ее сыграла  Хан Ё Ри, сначала по роликам трейлера показалось, что это совершенно не подходящая актриса. Но с первой серии мнение изменилось на противоположное - это ее роль.
    Джаин единственная дочь главы торговой гильдии. Упрямая, непримиримая, на все имеющая собственное мнение. ей были чужды сантименты. С детства торговцы стали ее семьей, а торговля - жизнью. Она говорила про саму себя, что выгода - это ее религия. Так и было. Джаин торговала со всеми, кто давал хорошую цену, даже с японцами, понимая, что это шпионы. Но однажды Джаин познакомилась с братьями...Однажды оказалась в эпицентре бунта...Однажды  почти потеряла честь и жизнь... Однажды на ее глазах пала династия...Однажды ей пришлось делать выбор. Она выросла, изменилась, перековалась. Именно Джаин стала представительницей нового поколения чосонцев, надеждой на будущее. Еще не равна мужчинам, но уже очень близко. Женщина, которая самодостаточна во всем.

       Чон Бонджун. Его сыграл Чхве Му Сон. Талантливый, невероятного обаяния актер. Разве можно было не проникнутся его персонажем, не прислушаться к его словам. В дораме за персонажем шли тысячи людей, актер же звал за своим героем зрителей. В образе очень интересно сочеталось личное обаяние и внешняя мягкость с железным устремлением построить будущее для народа далеко не мирным путем, что в корне противоречило самом учению тонхак.
      Госпожа Хван. Это очень второстепенный персонаж. Но так часто бывает, когда вдруг начинаешь сопереживать именно таким героям. Госпожа Хван - сестра местного предводителя тонхак и невеста И Хёна. Самая обычная чосонская девушка, которая проживала свою жизнь за ширмой, вдруг оказалась сначала предметом торга отца братьев, потом инструментом мести своего брата. Все они почти сломали жизнь очень хорошего человека. Удивительно, но она не изменила себе. Тихая храбрость? Так говорят о подобных людях.


      Теперь о персонажах, к которым не испытывается ничего, кроме негатива:
    Господин Пэк. Отец братьв. Хладнокровная змея, везде находящая щели. Беспринципный человек, который шел по головам. Он умел затаиваться, но при любом удобном случае поднимал голову и жадностью брал все, до чего дотягивался. В свое время он стал причиной несчастья собственной жены, испортил жизнь матери И Гана. Он губил все, до чего дотрагивался, перешагивал и продолжал путь.
      Хван Сокчу. Второй в тонхак после Чон Бонджуна. Учитель И Хёна и старший брат его невесты, госпожи Хван. На первый взгляд благородный человек, ученый. Но именно он сломал своего ученика, столкнул его в пропасть, самое страшное, что он все понимал, кто лучше учителя знает ученика. Именно Хван Сокчу поступился судьбой родной сестры. Даже внешне он отталкивает своей излишней благообразностью. 


     Есть фильмы, книги в которых снова и снова находишь что-то новое, меняющее мнение и оценку. Эта дорама из таких. Уже, казалось бы, сложившееся мнение меняется на противоположное всего лишь одной сценой.  Все в сюжете неоднозначно. Гражданская война - худшая из войн, поэтому в сюжете множество дилемм и вопросов. И Хён демон или же человек, исполняющий приказ? И Кан чудовище, до смерти избивающий простых жителей по повелению отца, или послушный, то есть правильный по общепринятым моралям страны сын? Тонхак боролись за равенство и жизнь каждого человека, а меж тем, позор почти погубленной девушки (не забываем, что это Чосон девятнадцатого века) остался без ответа, ведь оказывается были причины, чтобы поступить с героиней именно так. И Хёна возненавидели за то, что он спас эту самую девушку (не могу удержаться, и не отметить, как тонко играл актер переход от благородного И Хёна к темному), все увидели результат и проигнорировали причину. От И Кана отвернулись друзья только потому что не поняли его веру в брата, а погибших соратников считали чуть ли не святыми, а кто же расстреливал солдат, которые просто исполняли приказ. В армии короля и тонхак не было святых, все были демонами. Потому что война. Потому что брат на брата. Пока они противостояли друг другу, в какой-то степени были хуже, чем японцы. Даже  в случае Джаин, случалось противоречие, а ведь она находилась немного в стороне и никому ничего не обещала, так почему оказывая помощь, ей приходилось уговорить принять эту самую помощь. Если смотреть на вещи с точки зрения каждого отдельного героя, то все логично, а со стороны - ровно наоборот. Конечно, эти противоречия точек зрения большое достоинство дорамы. Легко в сюжете быть категоричным, сложно воплотить полутона.


     В дораме хорошо проработаны костюмы и декорации, вроде бы все незамысловато, но перефразируя известную цитату: если вы не обратили внимания на декорации и костюмы, значит они были идеальны.
      Музыка самая разная, но что особенно приятно, в сюжете звучит песня, спетая эпично, в духе старых сагыков. 

      Финал в сюжете лучший, который можно придумать, если воспринимать фильм, не как оду о героическом подвиге, а как рассказ об обычных людях, жизнь которых горела в пламени перемен. 

     Дорама, которую надо начинать смотреть вдумчиво, а потом все серии пролетят одним мгновением, оставят размышлять.



Автор: lilitana1
Аватар lilitana1
Все отзывы lilitana1 126
Все отзывы на Угымчхи: Цветок маша
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 02.11.19

Меню