Северокорейская полнометражка про тхеккён. Это такое традиционное корейское боевое искусство, которое в какой-то период использовалось и для соревнований-игр. Статьи в интернетах есть, можно почитать, это интересно.
В сюжете, конечно же, тхеккён подаётся как супербоевое искусство, за секретами которого охотятся злобные японские оккупанты (действие происходит в районе 1910 года и аннексии Кореи Японией). Особенно взволновались дзюдоисты, которые чувствовали себя как-то неуютно, потому что не могли побить мастеров тхеккёна. Собственно, пхеньян нальпхарам - это представители околопхеньянской школы этого искусства. Почему на этой позиции оказался тхеккён, понятно, т.к. это боевое искусство, аутентичное для Кореи, сколь я прочитала, не армейского происхождения и не заимствованное из Китая, а вполне себе народное. В фильме традицию тхеккёна ведут аж от самого легендарного Тангуна, что тоже не слишком удивительно, если учитывать, что в КНДР Тангун считается вполне себе историческим лицом и там объявляли, что нашли его гробницу. Не буду никак это комментировать, это дело историков, да и почему бы Тангуну не существовать, пусть и не в таком сказочном варианте, как гласят легенды.
Короче, имеется герой, по имени Тхэк, в детстве друживший с девочкой по имени Кён (а вместе Тхэк-Кён), папы у них были мастерами этого боевого искусства. Где-то существуют 4 книги с описанием стиля, все спрятаны не пойми где, но одна книжка имеется у папы вроде бы Кён. Чтобы укрыть книгу, семья скрывается. Проходят годы, детишечки вырастают и их сговорили друг за друга, хотя они с их семи лет не виделись. Кён должна приехать и выйти замуж за Тхэка, все её ждут, но после её приезда что-то пошло не так.
Сюжет крутится вокруг книги и в целом описывается как "бороться и искать, найти и перепрятать". Попутно присутствует довольно много мордобоя. Мордобой хороший, на мой вкус, уж точно он меня устраивает больше хореографии с хороводами. Снято, правда, опять в неподражаемом северокорейском стиле - быстро и непонятно, но ура, в отличие от незабвенного "Сказания об Ондале", не через форточку на насадку от душа.
Общие впечатления неоднозначные. Могу сказать, что в целом мне понравилось, невзирая на невысокую оценку, специально пересматривать бы не стала, но при случае почему бы и нет. Во всяком случае, он смотрится легко. Там симпатичные актёры, они не переигрывают и в своих ролях естественны. Ну, японцы, конечно, карикатурные, но не запредельно. Ну и одна японская персонажка мне даже понравилась. Снято неплохо.
Но совершенно убийственный монтаж, или я не знаю, кто виноват в такой безумной гонке по сюжету. Возможно, конечно, наснимали много, а потом не знали, как это всё упихать в отведённое время. Или северокорейцы не так любят помусолить момент, и им надо скорей-скорей рассказать действие. У них в принципе часто бывает, что действие скачет вперёд и не всегда понятно, что это было, но не обязательно.
Ко второй половине такое чувство, что они там просто устали, и развитие сюжета стало более топорным. Добили они меня финалом, где происходят необъяснимые перемещения героев в пространстве. Вот Тхэк спускается с помоста, где только что на соревновании разделал под орех очередного японца, а вот он и его сподвижники бегут, счастливые, друг к другу по заболоченному берегу какого-то озера или реки. Т.е. им нужно было специально отдельно перебраться из города на загородный берег, заранее занять позиции и потом уже бежать. Сподвижники, если что, стояли в толпе у того же помоста, а некоторые даже участвовали. Потом Тхэк и Кён совместно атакуют одного нехорошего человека на вполне сухом месте, а сразу за этим они ползут друг навстречу другу опять по берегу. Если в последнем случае их могли просто туда перекинуть, то счастливая встреча через телепортацию позабавила)).
Актёр, игравший Тхэка, не красавец, но симпатичный, сухощавый и у него есть харизма, в некоторых моментах на его внутренней энергии выезжало то, что могло бы и не выехать. Ещё отмечу Кён, красивая девушка, с нормальный выражением лица, играла хорошо, с ГГ сочеталась неплохо. И третий привлёкший внимание персонаж - это японка Миака. Тоже красивая актриса, и додавала драйва и характера. И хотя она за плохих, но ей, походу, был симпатичен Тхэк, так что и польза от неё была, к тому же, она выросла в Корее, вскормлена корейскими няньками, а мать потеряла рано, так что она как-то между культурами. Я вот думала, не будет ли тут какой-нибудь развёрнутой ласвтори, пусть и односторонней, но они и с Кён сантименты не разводили.
Вообще тут женские персонажи нетипичные, если судить по тому, что я видела у Северной Кореи, у них женщины обычно такие милые сдержанные, а тут мужчинам ни в чём не уступят.
Что примечательно, невзирая на наличие в бэкграунде японской оккупации, там не замечено никакой активной антияпонской борьбы. Это скорее приключенческая спортивная драма, практически неидеологизированная. То, как герои сберегают книгу - это их способ борьбы, но борьбы личной. Не позволить врагу залезть ещё дальше, в душу, да ещё и усилиться за их счёт. Тхэк даже выглядит растерянным, если брать политическую обстановку. Т.е. герои на той стадии, когда им нужно принять и переварить ситуацию в положении пассивной защиты, а уж потом понять, в какую сторону двигаться.
Ещё мне кажется, кинематографически "уесть" врага для корейцев очень важно именно в разрезе того, что самостоятельно избавиться от японского владычества им так и не удалось. Не потому, что не было патриотов и деятелей, а потому что борьба происходила в стиле лебедя, рака и щуки. И в таком кино мы видим японцев, заходящихся в бессильной злобе. Маленькая, но важная духовная победа.