Оцените отзыв
ОДА ВЕРНОСТИ….ОДА ПОДЛОСТИ.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!
Фильм «Правила игры» меня не скажу чтоб потряс до глубины души, но зацепил сильно.
Фильм «Правила игры» о том, что в политической и денежной игре нет никаких правил. Вот как тебе выгодно – так и правильно. Общепринятые моральные нормы? Да о чем это вы? В борьбе за деньги и власть они только мешают. Родительские чувства? О чем вы? Они глубоки только тогда, когда все спокойно, а когда в одно интересное место клюнет пакостная птичка под названием «жареный петух», тогда собственной единственной горячо любимой дочерью можно спокойно пожертвовать, ведь впереди вожделенная власть. А власть это такой сладкий пирожок…какие там родственные чувства?
Сюжет фильма в общем не блещет новизной, на тему шанхайских войн и «шанхайской набережной» снято немало фильмов и сериалов, так что ничего нового. Одни бандиты крошат в мелкий винегрет других бандитов, главари сговариваются с японцами и французами, интригуют, рвутся к власти. Вопрос в том, как это подано в том или ином фильме, насколько задевает эмоции и чувства зрителя. Разумеется, и тут не обошлось без красивых драк, перестрелок, взрывов, убийств, слёз и, конечно же, любви. Тут нам надо еще вспомнить историю Гоминьдана, поскольку и эта партия в фильме замешана. Если почитать документальные источники, то выяснится, что история движения Гоминьдан непроста и неоднозначна, как, собственно, любая история любого национально-освободительного движения. Всё, как у всех – начинается с благих идей, а заканчивается грызней за власть. В фильме, слава богу, пока только начало движения, грызня за власть еще где-то далеко, изгнание на Тайвань тоже далеко, но зато пока полно пылкой молодежи, поклявшейся в верности движению. Двое из них и есть наши герои. Ли Цзыхао и Лян Жоюнь, двое студентов, разлученных обстоятельствами расстрела студенческой демонстрации, шедшей под антиимпериалистическими лозунгами 30 мая 1925 года. Точно не известно связан ли с этим событием Гоминьдан, но двое наших героев – синерубашечники, то есть сторонники движения Гоминьдан (собственно, о чем и их клятва, которую нам красиво показали где-то в середине фильма). Оба они (герои то есть) считали друг друга убитыми. Но жизнь продолжается, клятвы организации никуда не делись и надо действовать в соответствии с планами руководства. Таким образом героиня становится певицей кабаре и содержанкой мафиозника, имея целью его убийство, а герой, сбежав из тюрьмы, становится названным сыном того же мафиозника, имея ту же цель. На этом все завязано. Главного мафиозника многие хотят убить, а он, будучи очень умным, хитрым и владея информацией, всячески этого избегает.
Дальше в сюжет погружаться не буду, кому надо – посмотрят сами и всё узнают, а вот просто попишу что на душу легло. Про героев. Питер Хо для меня хорош всегда и везде, даже в откровенном бреде))) Тем более хорош был здесь. Ли Цзыхан, невыносимо брутальный, молчаливый, сильный духом и телом. Оказалось, что и верный первой любви, которую случайно нашел в кабаре. Сцена в гримерке Лян Жоюнь…искры летели аж через экран! При том, что он был спокоен и молчалив, как обычно. Но глаза! Причем у обоих. Глаза говорили и даже кричали. А сцена в которой Лян Жоюнь, как Зоя Космодемьянская, не выдавшая своих товарищей, покончила с собой и он над ней рыдает, заставила плакать и меня. Это – ода верности. Сцена, в которой его названный брат ( в исполнении Хуана Цзы Тао) вынужден убить его, слова «Брат, проживи ради меня хорошую жизнь» - это ода верности. Предфинальная сцена фильма, где он выносит на руках убитую дочь мафиозника (которую сначала он спас, а потом она его спасла) и встает под град пуль – это ода верности.
И она же, эта сцена – ода подлости. Просто вот квинтэссенция людской подлости, когда отец подставляет под пули свою дочь ради того, чтоб остаться в живых и захватить власть. Такая живучая тварь, как этот мафиозник, конечно не могла развиться и разжиреть без хитрости, ума, и, конечно же, без подлости. И если, скажем, убить своих врагов по бизнесу, это коварство и жестокость, то убить своих детей (пусть даже и названных) это жестокость и подлость. А для европейского зрителя – жестокость вдвойне, потому что в истории всяких там мафиозных войн (в кинематографической, я имею в виду, ибо документальных материалов по истории мафиозных войн я не изучала) обычно отцы-мафиозники своими детьми направо-налево не жертвуют, а наоборот, всячески оберегают их от опасностей и похищений. Но для китайцев исторически дети всегда были инструментами для достижения родительских целей, а не самоценными людьми. И этого нам, европейцам, не понять, поэтому так и потрясает убийство собственных детей, «мешающих» пробраться к власти. В данном конкретном фильме убиты все трое, причем, если можно сказать, что двое приемных/названных сыновей это изначально был расходный материал, то родная-то дочь одна! Кровиночка. «Жемчужина на ладони отца» называют любимых китайских дочек (китайцы вообще мастера романтической образности). Но, оказывается, и эту жемчужину можно раздавить в пыль, если это поможет самому избегнуть смерти. А заодно еще и наказать «засранца», покусившегося на драгоценную жизнь мафиозника, а как же – это же просто именины сердца, увидеть его лицо после того, как он обнаружит, что вместо твари убил тварьскую дочь, которая ничего плохого ему не сделала, а наоборот сильно его любила.
Тут вопросик вопросик возникает. Ну поубивал всех, ну пробился, сохранил бизнес, обрел власть, дальше-то что? Кому передашь? Ради кого старался-то? В гробу, как известно, карманов нет, получается на левого дядю всю жизнь старался? А вот тут – логичное завершение фильма, китайские сценаристы не подвели. Финальная сцена расставляет все точки над «ё». И становится понятно, что умереть ради верности это, да простят меня читатели за пафос, доблестная смерть, а умереть из-за подлости это правильная смерть. Справедливость восторжествовала. Жалко только, что умершие за верность этого не узнали. Но мы-то с вами знаем…….
К просмотру настоятельно рекомендую любителям жанра, несмотря на плоховатые спецэффекты, но мы же кино смотрим не ради них. Актеры все справились на пятерку, режиссер не стал играть в театр абсурда, так что смотрите с удовольствием.
Дата публикации: 28.05.20