Оцените отзыв
Давненько не попадался сагык, который сумел уподобить меня оголтелому футбольному фанату, ну или кем-то в этом роде, по эмоциональному накалу. И это при том, что дорама самая что ни на есть политическая, историческая, военная, без единого художественно-лиричного отступления (обычно такой накал вызывают китайские историко-игровые дорамы, но там понятно, на эмоции поставлено многое). Пока я смотрела, то почти в голос (а на дворе ночь) скандировала "Короля на мыло!", "Удалите советника с поля!", "Гооол, в смысле, огонь!", "Сначала думать научись, а потом лезь в генералы!"...
Это про впечатления. Как вы поняли, они у меня на 10+
Теперь о сюжете.
Он полностью посвящен одной из самых тяжелых для Чосона и позорных для династии Ли страниц - Имчжинской войне.
Из истории:
Имчжинская война прокатилась по Чосону в 1592-1598 гг., включала в себя два вторжения японских войск. Причиной этой войны стали амбиции правителя Японии Тоётоми Хидэёси, который решил покорить Китай. Для этого похода ему нужен был проход по чосонским землям. Чосонский двор во главе с королем Сонджо отказал Японии в содействии. Больше Хидэёси разрешения не спрашивал, собрал войска и вторгся на территорию Чосона.
Рассказывается об этих событиях от имени талантливого министра, военного советника Рю Сон Рёна.
При просмотре дорамы возникает вопрос: почему в самый тяжелый для страны период, военный период, у руля, как правило, стоит бездарный или трусоватый, но обязательно амбициозный правитель. Или же все наоборот - именно такие характеристики правителя и кидают страну в горнило войны, экономического кризиса и прочих "радостей".
С самых первых кадров дорама находит отклик в душе. Сначала из-за предвоенных событий: полное игнорирование верхами военной угрозы о которой сообщали шпионы и которую прогнозировали аналитические умы совета, уничтожение талантливых военных и гражданских кадров, упадок армии и флота. Следом цепляет паутина интриг. А дальше по сюжету начинается война. И вот тут в душе поднимается настоящая буря. Пусть это события давно ушедших времен, пусть это история чужой страны, но невозможно равнодушно смотреть на алчность и тупость человеческую в то время, когда нужно собирать силы в кулак, забыв собственные интересы. И такой же яркий отклик находят действия тех, кто все-таки смог помочь брошенной королем стране и людям. Это дорама не карта со стрелками перемещений войск, это дорама о людях. Хотя с картами тут тоже полный порядок, все сделано для удобства зрителя.
Дорама настолько монолитна, что сложно разделить ее на составляющие, но я все-таки попробую.
Достоинства дорамы.
- сюжет. Его историчность, динамика, продуманность диалогов. Без провисаний и логических дыр. Грамотно выстроено чередование сцен. Динамичные эпизоды, например, боев, сменяются статичными - совещания двора, причем неизвестно, где накал страстей сильнее, среди сражающихся солдат или министров, вооруженных острым умом и точным резким словом.
- декорации. Идеально. Исторично, без лишних подробностей.
- актерская игра. Тут я аплодирую стоя. Каждая сцена отыграна на все сто процентов. Полное попадание в образы. И снова, неважно, что происходило в кадре - душераздирающая сцена сражения чосонцев с японцами или же спокойный, вполголоса диалог советников двора. Наверное, это и называется талантом, когда играют так, как будто проживают жизнь своего персонажа. А раз игра талантлива, то и -
- персонажи. Никакого картона. Объемные и живые персонажи. Все они живут в кадре своей яркой жизнью. Их эмоции передаются через монитор, при том, что многие сцены достаточно сдержанные (этикет ведь никуда не делся. Кстати, об этикете - он выдержан до последнего слова). Вот советник, который пытался пробить глухую стену - заставить короля действовать - и его отчаяние и негодование. Вот король, который не может совладать с собой. Вот народное ополчение и их бесстрашие. Вы все это почувствуете и проживете вместе с героями.
- музыка. Как положено в качественном сагыке, музыка не просто украшает сюжет, но и полностью соответствует времени и действию. Писклявые песенки модных айдолов не звучат во время битв. И это просто бальзам для души.
Минусы.
По большому счету их тут нет. Это не столько минусы, сколько традиция сагыков тех лет, а именно, специфичная визуализация персонажей из соседних государств - японцев и китайцев. Они слишком корейские. Экспрессивность совещаний у Тоётоми Хидэёси, как и сам правитель, еще как-то укладывалась в привычный образ японских самураев (как показывает японская "тайга", это в мирной жизни они неспешные и плавные, а в бою им нет удержу), то японские придворные дамы, как будто только из чосонского гарема - повелителя встречают все больше стоя, а в разговоре то и дело проскальзывают стервозные нотки чосонских влиятельных наложниц. Скорее всего для этой традиции есть причина, ведь корейцы знают своих соседей лучше остальных, а значит не просто так "окореили"
Персонажи.
Король Сонджо.
Сыграл этого персонажа актер Ким Тхэ У. Его игра блестящая. Яркая, экспрессивная. В такой образ веришь сразу, потому что не видно актера, виден только персонаж. Выверено каждое движение, каждое выражение лица, каждый взгляд. А голос...какая невероятная игра голосом, весь спектр от притягивающе-убаюкивающего до визгливо-срывающегося тембра. Актер создал образ удивительно...отвратительного персонажа. Нет, герой не просто отвратителен, как главный антагонист, которому положено быть таким (да и антигонистов тут нет). В его отвратительности есть грани и глубина. Персонаж сыгран прежде человеком - амбициозным, хитрым, временами весьма недалеким, но человеком. Будь он каким-нибудь крестьянином, то никто бы и слова не сказал, кому он мог навредить, разве что саранче. Но персонаж король, которому как будто по недоразумению, а не по способностям достался трон, и пусть все его слабости чисто по-человечески тоже понятны, но все же они непростительны. Почему? Да потому что король не имеет право на слабости и глупости, которые отдавались эхом во все уголки Чосона, плодя новые проблемы. Всю дорогу хотелось стащить с этого короля его красивые одежды и отправить на передовую, чтобы он наконец понял, что корона и трон созданы не для прославления его величества, а для работы по управлению страной. Не было в Сонджо и еще одной важной вещи - внутреннего благородства, а самовлюбленности сколько угодно.
Не каждый король является Сечжоном и Тхэджо (Корё), но у всех есть свои достижения. Каждый чем-то известен. Одним из достижений этого короля стало официальное изменение китайских летописей о приходе к власти династии Ли (страница мятежа генерала Ли Сонге была переписана). Но известность Сонджо принесла война. Король, который допустил одну из самых страшных войн в истории. Король, сбежавший со своим двором под крыло к соседям. Король, который бросил управление страной на молодого принца Кванхэ. Казалось, долой такого короля, но не просто вернулся на трон, но еще и правил долгих десять лет.
Что интересно, в летописях Сонджо получил посмертное имя, то есть занял свое место в ряду благочестивых королей, а вот его сын, король Кванхэ был мало того, что свергнут, но еще и остался в истории без посмертного имени и с приставкой к имени -гун (принц, то есть недостойный, не достигший) Вот и доверяй после этого оценке древних мудрых и вообще конфуцианцам.
Король Сонджо в этой дораме не состоит из одних недостатков. Где-то в душе, но очень глубоко, он желал своей стране процветания, о чем ораторствовал на каждом углу. Но этим и ограничивалась его забота о народе. Разговорами. А хитрость, амбициозность, подлость, расчетливость - не самые плохие для правителя качества - почему-то не срабатывали в глобальных масштабах. Просчитать совет и чужими руками уничтожить зарвавшуюся фракцию - пожалуйста, а разглядеть в соседях военную угрозу и организовать оборону - никогда. В какие-то моменты к Сонджо проклевываются если не светлые чувства, то понимание, например, в кругу семьи он менялся в лучшую сторону, но следующим своим действием он рубил все сочувствие на корню.
Рю Сон Рён.
"Ученый, политик из знатной семьи. Родился и жил в 1542-1607 гг. Занимал разные должности вплоть до главного советника. Во время войны он реорганизовывал армию. Выдвинул на высокие должности талантливых людей, в том числе, адмирала Ли Сунсина и главнокомандующего Квон Юла. Сразу после войны, в результате заговора противодействующей фракции, Рю Сон Рён был смещен с должности, но через некоторое время король Сонджо снова призвал его на новый пост. Рю Сон Рён отказался и остаток жизни созданию книг, которые дошли до потомков."
Сыграл этого персонажа Ким Сан Чжун. Думаю, не надо говорить, что его игра отличается высоким уровнем. Роль сложна своей выдержанностью, минимумом допустимых эмоций. Все сыграно на полутонах, и не только потому, что по сюжету персонаж опутан нитями этикета. Такова суть характера героя. Спокойный взгляд и несколько слов равнозначны громовому приказу, выполнять который летели стрелой. Мимолетная улыбка и потеплевший взгляд гладили и вдохновляли. Но если герой отпускал эмоции, то его гнев проносился песчаной бурей. В дополнение ко всему, этот герой отличается невероятной харизмой, он притягивает к себе внимание и симпатию.
Спокойный, выдержанный, полный внутреннего благородства, в обычной жизни неплохой человек. Образование и воспитание отточили его природные способности. Блестящий интеллект, умение смотреть широко, дар убеждения, талант находить союзников и не опускаться до покровителей сделали его известным политическим деятелем. Заоблачные высоты не превратили его высокомерного, узколобого ханжу, он по-прежнему трезво оценивал обстановку в стране и при дворе, был чужд условностей, людей делил на полезных и бесполезным для страны, поэтому умел находить таланты. Рю Сон Рён, как и все ошибался, боялся, колебался, но старался исправлять ошибки и переступать через себя.
К имени Рю Сон Рёна до сих пор добавляют слово патриот.
Принц Кванхэ.
Сын короля Сонджо от наложницы, назначенный в годы войны временным наследным принцем.
Принца Кванхэ тут второстепенный, но яркий персонаж. Потому что без него нельзя рассказывать об Имчжинской войне. Как и все другие герои, он человек, которого раздирали разнообразные чувства. Сначала это почтительный сын, потом - наследный принц, который умело воспользовался данной властью на благо страны, но когда король Сонджо перечеркнул его достижения, принц озлобился, влез в политические интриги. Его реакция вполне понятна. Сонджо говорил, что любит своего сына, но снова, ничего не делал для того, чтобы хоть чем-то подкрепить свои слова. На публике он относился к сыну, как к своему сопернику, тем самым породив новый виток придворных интриг.
Тоётоми Хидэёси.
Японский военный и политический деятель. Жил в 1536-1591 гг. Человек, объединивший Японию
Пожалуй, среди дорамных иноземцев он чуть ли не единственным выглядит похожим на японца. Умный, дальновидный, хитрый, амбициозный - в общем, нормальный правитель. Иногда он казался смешным, если забыть насколько он опасен. Как ни странно, герой не вызывает сильного негатива, во всяком случае он не отвратителен, как Сонджо. В общем-то, в средневековье, когда сила решала все, Тоётоми Хидэёси был в своем праве, он человек своего времени и положения - жестокий и амбициозный, заботился о своем положении и процветании страны, а проблемы Чосона, оставлял самому Чосону.
Несмотря на относительно небольшое (для сагыка) количество серий, второстепенные персонажи не сливаются с фоном. Каждый из них, в определенный момент, пусть на которое время, становился главным. Очень многое рассказано о главах политических фракций, само противостояние и его причины разложено по полочкам. Весомую часть сюжета занимает история жизни Ли Сунсина, от побед до гибели. Так же немало времени посвящено народному повстанческому движению.
Финал дорамы очень повседневный. Война закончилась, но следующее за ней восстановление тоже своего рода война, только заниматься этим будут другие министры, а Рю Сон Рён ушел в отставку, занявшись созданием мемуаров о прошедшей войне и отношениям трех государств.
Эту дораму однозначно надо рекомендовать к просмотру поклонникам жанра. Но только тем, кто не считает отсутствие романтической линии недостатком сагыка (очень часто попадается в отзывах такая претензия, дескать, где любовь).
Это фильм битвах в советах и на полях сражений.
Это золотой фонд корейского сагыка.
Дата публикации: 19.06.20