Оцените отзыв
Хочу предложить вниманию почтеннейшей публики отзыв молодого программиста из далекой Кали, известного в узких кругах под именем Дракон (я много цитировала его в своем недавнем отзыве на "Самый длинный день в Чанъане").
Мы с ним вовсе не близнецы - во многом наши вкусы и оценки расходятся - особенно в эмоциональном плане (так, например, я считаю многих актеров "Песни Фениксов" - и Ни Ни, и Чэнь Куня, и старого императора (привет Вэй Гуанмину из первой "Вечной ночи" :)), и ректора академии - весьма привлекательными, а уж как сериальной истории любви "Песне" вообще нет равных не только у китайцев, но и много где еще для меня - про химию не талдычит только ленивый нам, но тут я реально ее увидела - Нин И и его "Енотица" (а точнее, дикая кошка) буквально магнитились друг к другу, вращались по сопряженной орбите словно планета и ее спутник - как это описано в романе "Шпиль" у Уильяма Голдинга - настоящий танец энергетический, парность невероятная.
Однако меня драконов необычный взгляд всегда радует - да и восприятие большинства дорам через призму "Нирваны" мне более чем близко :)
Итак, отзыв Дракона на "Восхождение/Песню Фениксов".
На самом деле — здОрово.
Персонажи внешне
поначалу смотрятся довольно отталкивающе, но потом привыкаешь и начинаешь
воспринимать их объемно, а потом втягиваешься, и внешность становится фактором
для отличия одного от другого, не более того — каковой она и должна быть по
сути. Персонажи живые, главный герой — Нин И — хитер и дальновиден, его друг и
соратник (и наставник) Синь Цзыянь — весел и чрезвычайно умен (его в открытую
называют реинкарнацией Чжугэ Ляна), Фэн Чживэй непокорна, умна, сообразительна,
трогательна, невинна, о мужчинах не помышляет и прочая-прочая-прочая; кронпринц
опаснейший и весьма коварный, прочие братья в меру туповаты, что возмещают
избытком власти, главная наложница злобная змеюка (ведомая невиннейшими
побуждениями блага сыночки — или сыночек, я не помню, скольким принцам она
матерью приходилась), император... хм... император немного рыхловат, но не в
том смысле, в котором можно подумать. Если вспомнить Нирвану, там император похож на седоусого тигра —
зазеваешься, вырвет хребет одним небрежным движением. Здесь же он, что
называется, сосредоточился в голове, а когтями его служат его подчиненные.
Вместе с тем он не менее умен, понимает государство и чаяния людей, чрезвычайно
— даже, вероятно, более нирванского — искушен в интригах, недомолвках и
инакомыслиях окружающих и властью своей одновременно тяготится, потому и принял
с радостью чистосердечного юношу, ничего не понимающего в дворцовых делах (и
это я не о Нин И сейчас). В общем, персонажи настоящие, причем они показаны без
этого полуобожествления, ты не смотришь на них снизу вверх как на царственных
особ, которые более совершенны, нежели прочие жалкие смертные, — нет, они
именно что просто люди — с властью и своими пороками и недостатками.
На самом деле с Нирваной чрезвычайно
много сходства, будто оттуда набрали ингредиентов (таинственный яд, опальный
принц, вернувшийся с границы, и его мать всегда была добра и очень любит
императора, множество мелких вещей), но слепили из них нечто совсем иное,
сюжетно непохожее. И вышло неплохо.
Камера и монтаж хороши. К съемке вообще
вопросов нет, кажется, парни из Поднебесной научились снимать дорамы так, чтобы
они воспринимались целостно, и посмотрите — Нирвана, Союз, Нирвана-2 (не о качестве материала сейчас речь, а о
подаче), Племена (ну, пусть с натяжечкой), а теперь и Фениксы —
они все завлекательны по своей подаче, естественны по актерской игре, спокойны
по цветам и приятны по съемке.
В монтаже есть
особенность — от двух флэшбэков на серию сначала делаешь 0_о, потом о_0, потом
>_<, потом 0\. Потом свыкаешься, и оказывается, что это своего рода
режиссерский прием; «Да, вот тут у нас нечто напоминающее по форме рояль и
кусты, зато теперь мы тебе покажем, откуда они взялись». А еще потом приходит
понимание, что это на самом деле игра со зрителями (!) и из-за них привыкаешь к тому, что герой обо всем
позаботился, все предусмотрел и сейчас наподдаст злодеям по первое число. А
флэшбэка нет, и ты внезапно понимаешь, что происходящее для героя ровно такая
же неожиданность, как и для тебя. И вот вы оба смотрите друг на друга
распахнутыми глазами по разные стороны экрана, и в потаенных глубинах этих
зеркал души пленённой птицей бьется тревожное "Ну и чо теперь?" — и
ты осознаёшь, что вообще-то история настолько настоящая, что твой экран кажется
окном в чужую жизнь (конечно, с некоторой скидкой на абсолютную приверженность
китайцев долгу и прочим непривычным нам либо малозначительным в наши дни
вещам).
Здесь я хочу перейти к одной особенности,
которая заметнее всего смотрится при очередном сравнении с Нирваной —
непредсказуемость в квадрате. Изначально я начал смотреть китайские дорамы в
первую очередь потому, что хотел уйти от штампов — и это действительно так,
весьма непросто угадать, как поведут себя герои или повернется история (хотя,
быть может, я просто плохо знаком с темой). Однако здесь непредсказуемость не
дает тебе расслабиться. Представьте, если бы Мэй Чан Су явился с планом, начал
бы его приводить в исполнение, и тут выяснилось бы, что те, кому он отвел роль
марионеток, имеют собственное кружево планов, причем в некоторых местах не
слишком уступающее его построениям, и эти плетения начинают сталкиваться и
рваться, вынуждая импровизировать и видеть вперед всего на пару ходов вперед,
причем во все стороны одновременно. Приехавший с границы принц Цзин является
тонким дипломатом (о чем никто не подозревает), и в его теле таинственным
образом заперт тот же яд, только он никак не проявляет себя, а хуасская
принцесса на самом деле его мать, а не принца Юя, император пролохался уже
столько раз, что дело армии Чиянь выглядит сравнительно незначительным, а хоу
Нин приглашает к себе домой колдуна из степей с неизвестными намерениями — вот
тогда вы примерно представите себе происходящее в Фениксах. При
этом всем и каждому моменту есть логичное объяснение, и оно будет дано — но не
зрителю, а героям, и это практически не выглядит нарочитым. В наличии внезапные
твисты, и не один, жестокость и милосердие, доброта и коварство, вера и
разочарование, и, конечно, скелеты, которыми все возможные шкафы и даже
антресоли набиты так, будто снова Хэллоуин.
По сюжету там идет несколько слоев —
сначала герои проходят один, потом другой, потом третий, и по этим частям можно
было бы объединять серии будто в процедурале, если бы они и так не имели приличного
хронометража. Однако в последней части все обламывается в доме Смешальских и
начинает происходить одновременно — последний уровень, босс-файт, где нужно
одним махом нескольких побивахом, и необходимо уже не столько действовать,
сколько управлять парусами лодочки, которую несут могучие волны (во всяком
случае, я как зритель чувствовал себя именно в такой лодчонке).
Это песнь о вопиющей несправедливости, когда все борются за правое дело и вроде бы даже побеждают, остаются последние шаги — и всё переворачивается с ног на голову так, что желанная прежде победа приносит одни лишь горести, а все субъекты, мнящие себя фигурами, оказываются на самом деле заложниками верований — как собственных, так и предыдущего поколения. Да еще эта вечная китайская проблема — полсотни героев, пока всех запомнил, они и перемерли, остался десяток от силы.
История любви, конечно, на месте, но собственно романтики хронометражно достаточно мало, она практически не напрягает — а вот на злобных и расчетливых кукловодов я вызверялся неоднократно, и несчастный ноут от меня потерпел.
В общем, смотрите — не пожалеете.
Дата публикации: 24.07.20