Спокойная жизнь нашего времени кажется блажью, фантазией, по сравнению с не так давно окончившимся прошлым веком. Кровавым веком, оставившим на каждой стране и семье глубокую незарастающую рану. Корейский народ много веков тонул в завоевательных войнах, пытаясь отбиваться от более сильных соседей, так что к нашествию Японии в 1910 он был измучен и неспособен к действенному сопротивлению.
Метаясь от захватчика к захватчику, в притеснениях и труде, став колонией Японии, Чосон на долгое время потерял свой суверенитет. Смотрителями в подчиненную страну отправили военных генералов, которые ввели там авторитарный режим, делая из государства просто большой завод по производству ресурсов. Принудительный, практически не оплачиваемый труд, обманным или насильственным путём увоз нескольких тысяч женщин в станции утешения (читай секс-рабство), нищета, пытки, телесные наказания и отсутствие прав человека - вот история, оставшаяся о том времени.
Многие источники утверждают, что под протекторатом Японии Чосон окреп - в экономике, медицине, образовании, культуре. Продолжительность жизни выросла в 2 раза. К концу колонизаторства появилось множество рабочих мест, и у корейцев появились средства на существование. Сложно сказать, стоило ли это жертв, или оставь Япония эту мелкую, измученную от войн страну, и Чосон бы и сам развивался другим. На этот вопрос давать ответ мы не имеем ни морального, ни научного права. Корейцы считают, что колонизация нанесла им непоправимый вред.
Сложно выдержать испытания без лжи, спасающей от невыносимых душевных терзаний. Иногда судьба играет злую шутку и делает тебя слабым перед сражением, и даже пережив это, ты долго не можешь смириться. И тут убивший говорит о нежелании убивать и душевных муках, потерявший все - о безмерных стараниях и невезении. А покорённая страна говорит о том, что даже скованная по рукам и ногам и запуганная, она героически сопротивлялась, что каждый ее житель страдал ради других и боролся, что все готовы были голову положить за независимость нации. Что завоеватели были глупы и уродливы в своей сути, и чуть они ослабляли гнёт, чуть отодвигали ружьё, покорённый народ в мелкий боях побеждал их умом и большим бесстрашным сердцем.
Уверена, таких удивительных героических людей и в период оккупации было немало. В эту историю добавили бесстрашных самоотверженных героев столь много, что сама их концентрация превращает кино в гимн борьбы и патриотизма. Тем более смотрим мы на самый эпицентр борьбы - столицу захваченной страны, под боком начальства полиции и генерал-губернатора. Смотрим глазами молодых, живущих борьбой девушек и парней, которые не выдерживают просто смотреть и, воспитанные огнём, сами превращаются в пламя.
Главные герои здесь претерпевают разительные изменения - их души переломали, и сами они выковали их в новые, им одним подвластные формы.
Корейский юноша, Ли Кан То, самовольно пошёл в полицию помогать японцам поддерживать колониальный строй. Потому что это может спасти его семью, а борьба против системы его семью лишь пытала, убивала и перемалывала.
Японский юноша, Кимура Сюндзи, самовольно сошёл с пути полицейского, продиктованного ему его семьёй, и отправился в школу учить корейских детишек.
Странная дружба - человека, который должен был бороться за свой народ, но сам же обрушившийся на него же яростным насилием, и человека, вопреки воспитанию и среде, решившего пойти против своих и стать добрым товарищем для детей покорённого народа.
Страшное время - с гонениями и политическими репрессиями, бесчеловечными законами по отношению к корейцам, с возможностью попасть в пыточную из-за непродуманных слов или же чьего-то лживого доноса. Люди с опущенными головами, чьих детей вместо грамоты учат плести корзины, а чьих женщин могут уволочь в рабство к солдатам за тысячи вёрст отсюда.
Невозможно говорить об исторической достоверности, но сколько же снято и написано подобного, чтобы усомниться в душевной ране этого народа! И тут сценарист, как подуть на пулевое, придумывает потомкам измученного народа утешающую картинку.
Придумывает героя - человека, прошедшего через тернии, чтобы отказаться от собственной жизни ради борьбы за страну - имя ему Гакситаль. Живой, стойкий и удивительный, натворившего достаточно уродства и пережившего достаточно трагедий, чтобы из Человека превратиться в Знамя. Искусный боец против злодеев в правительстве и справедливый надиратель того-что-заслужили.
Придумали и лидера оппозиционного движения - Дам Са Ри - гения внедрений и перевоплощений, честного политика, который сам за людей и идею пойдёт в эпицентр событий рисковать головой.
Придумали Учителей, идейных вдохновителей, мечом и речами сражающихся за сердца корейцев, набирая из них освободительные армии.
Придумали целый город, который устал и изнывает от несправедливости, но готов под пулями поднять флаги покорённой страны, укрыть беженцев, напасть на полицейских, и ещё на удивляющее количество подвигов. Даже зная, как легко попасть в пыточную. Потому что объединённые общей бедой, они становятся друг другу близки, и вместе лишь обретают силу.
Я верю в то, что человек может измениться. Пойти против своей природы, или даже природы в принципе - забыть об инстинктах выживания. Разум гибок перед потрясениями, иначе подавляющая часть страдавших сошла бы с ума. Поэтому верю в самопожертвования и изменения личностей наших героев. Это не просто холёные детишки, резко бросившиеся на амбразуру, они выкованы сталью в жестокое время.
Поэтому не вызвало сомнений то, что непреклонный в своей доброжелательности улыбчивый человек резко пересел с велосипеда в гестапомобиль. Что светлый пацифист стал завсегдатаем пыточной, готовый заставить ребёнка смотреть на предсмертные муки родителя, а друга - пытать любимую.
Не вызвало сомнений, что человек, до боли обиженный на свой страну и изрядно помучавший достаточно ее жителей, вдруг становится их самоотверженным щитом. Как поверила и в человека, который не имел в душе стержня бороться - и как только помог оппозиции единым рывком - лишил себя жизни. Поверила в предателей, в спасителей, герои один за другим составляли частичками большое сердце этой картины.
Потому что ужасного они пережили достаточно. И все выживают, как могут - с головой в труд, любовь, ненависть, деньги, битву. И справляются в конечном счёте не все.
Злодеи карикатурны здесь донельзя. Но скажите мне, много ли, вы думаете, хороших людей, среди военных, которые поехали в завоёванную страну, чтобы подавлять в ней восстания? Это либо фанатики, которые ради вождя побегут выполнять любые задания, либо националисты, решившие почувствовать себя "чистокровными владельцами" людей другой крови, либо любители исподтишка поиздеваться над незащищенными законом людьми, либо просто любители легко подзаработать на чужих усилиях. Японцы показаны тут злодеями, но тут же представлены не просто средниестатистические японцы, а колонизаторы.
Что же сказать в итоге? Мне понравилось. Режиссёр нажестил с пытками и страданиями, убрал весь показной гламур. Кроме гламура главного героя, но что уж сделаешь, хоть немного подсластить пилюлю можно. Главный герой необычен - он реально удивляет своими планами, а то, как он игрался с рассудком Сюндзи, убеждая и переубеждая его в поисках Гакситаля, мне доставило удовольствие.
Герои в принципе все понравились, кроме главной героини. Она тут просто дочь и любимая великих людей, которая как бы и хотела бороться, и в общем-то очень храбра, но бесталантна. Она - мотив многих героев, убежище или их наказание, но почему-то личность не получилась. Во многом дело в актрисе, умеющей показать только 2 эмоции - печаль и радость. И то не слишком правдоподобно. Получился мозолящий глаз трамплин.
Даже Рара, не слишком логично прописанная героиня второго плана, настолько выше главной героини в игре, что очень многие посчитали ее более важной и запоминающейся. Вообще почти все герои вложили больше души в картину, чем главная героиня. Второй план тут очень крут.
Серии имеют схожую динамику. Половину хронометража занял интересный сюжет, половину - копание в чувствах Сюндзи, Кан То и Мок Дан. Конец серии - Сюндзи промахивается из пистолета. Декорации довольно отталкивающие. Первые две серии я просто пыталась привыкнуть к костюмам, и только потом переборола отторжение и испанский стыд, и начала смотреть. Ляпов, начиная от несоответствующие костюмов до, задумайтесь, компьютерного кресла с колесиками в одной из серий, было предостаточно. Но несмотря на все Не, актёры, в особенности Чжу Вон и Пак Ки Ун, играли так хорошо, что затмевали все недостатки.
10/10. Хотите патриотическую историю с запутанным сюжетом, жестью и реальными метаниями героев, и вам не столь важна подача? Вам точно сюда. Хотите историю более гламурную, красивую, гордую и романтичную? С большим бюджетом и качеством съёмки? Тогда смотрите Мистер Саншайн. А лучше посмотрите и то, и то. Просмотр обещает вас удивить.