Оцените отзыв
Дорама "Монстр" как философская притча о человеческих отношениях.
На минувшей престижной премии Baeksang Arts Awards дорама Монстр стала настоящим триумфатором, собрав максимальное число наград. Из семи номинаций выиграли три. За лучшую дораму, лучший сценарий и главную мужскую роль в исполнении Син Ха Гюна. Но о том, что эта дорама – событие в корейском кино (а может и не только корейском), я подумала ещё до окончания показа. Что же в ней такого особенного?
Начинается дорама в духе классического «закрытого» детектива. Молодой полицейский Хан Джу Вон приезжает в маленький провинциальный городок Маньян – место, где 20 лет назад произошло убийство, так и оставшееся нераскрытым. Хан Джу Вон талантлив, образован и имеет связи на самом верху – его отец зам главного комиссара полиции. А ещё Хан Джу Вон полон энтузиазма, граничащего с одержимостью, раскрыть дело, которое так и не раскрыл его отец. По законам жанра, у нас есть ограниченный круг подозреваемых, связанных между собой длинной историей взаимоотношений, хранящих свои и чужие тайны. И самой большой тайной кажется маньянский напарник Хан Джу Вона, полицейский Ли Дон Сик. Двадцать лет назад он был арестован по подозрению в убийстве своей сестры, но отпущен за недостатком улик.
Сюжет Монстра хорошо закручен, и за каждой развязкой обнаруживается новая интрига. Сценарист грамотно распределяет вопросы и ответы, увлекая, но не допуская нагромождения. Но при этом, уже в первых сериях я ощутила, что Монстр может оказаться чем-то большим, нежели просто хороший детектив. И не ошиблась.
С самых первых серий дорама затягивает, как сказочный омут. Подобно Хан Джу Вону, мы погружаемся в эту историю, заинтригованные преступлением. Знакомимся с жизнью провинциального городка. Напряжённо наблюдаем за Ли Дон Сиком, пытаясь понять, что скрывается за его экстравагантным поведением. Син Ха Гюн в этой роли виртуозно балансирует на границе света и тени, трезвого расчёта и безумия. И мы до поры гадаем, кто он – «падший ангел», или светлый ангел, упавший с высоты и сломавший крылья. Мы вглядываемся в лица всех героев, стараясь определить – кто из них монстр. И постепенно проникаемся неброской, но завораживающей красотой этого мира и его жителей.
В начале Хан Джу Вон воспринимается как человек со стороны. «Молодой господин» в дорогом костюме, абсолютно чужой среди простых людей Маньяна. И дело тут не только в социальном положении. Хан Джу Вон сам выбрал себе эту роль – независимого наблюдателя, который смотрит сверху на безобразия этого мира и не касается грязи. Однако, чем дальше он заходит в своём расследовании, тем более личным оно становится, и маска невозмутимости сползает с его лица. Так классическая детективная история превращается в психологическое путешествие – к замурованным в подвалах души чувствам и воспоминаниям, путешествие навстречу к кому-то другому и к самому себе. Потому что эти два процесса всегда идут в паре – чтобы найти себя, нужно увидеть другого и быть увиденным. Найти в чужих глазах собственное отражение.
Дорама Монстр – настоящий лабиринт отражений. Каждое значимое событие, история каждого героя имеет своего зеркального двойника. Часть из них ложные, часть из них правдивы, но все эти осколки, собранные вместе, позволяют увидеть истину. Есть такой метод восстановления изображения – из нескольких мутных и даже искажённых отражений можно воссоздать реальный облик. Так и здесь. Мы узнаём героев по тому, как они отражаются друг в друге. И каждая новая встреча, каждый новый диалог – ещё один шаг к обретению настоящего лица. Такой подход делает образ каждого персонажа многомерным и глубоким.
В дораме действительно собрали все аспекты отношений. Семейные отношения - здоровые и токсичные. Отношения с самим собой, отношения с миром, социальные отношения - закон и его реализация. Нравственность как способность к контакту. Разрыв отношений как исчезновение. Отношение к умершим близким и способы обхождения с утратой, со смертью. Отношения живые, поддерживающие и исцеляющие. Отношения созависимые, обременяющие и удушающие. Личность всегда живёт в отношениях. Отгораживаясь от мира, человек отсекает часть себя и, в конечном итоге, может полностью умереть как личность. Именно так человек превращается в монстра.
«Все в городе, как одна семья» – говорит Хан Джу Вон про жителей Маньяна. И он совершенно прав. Все герои связаны друг с другом целой сетью нитей. Но где-то это поддерживающие нити жизни, а где-то удушающие путы. Насколько мы можем быть собой в отношениях? Мы ассоциируем семью с безопасным местом, но всегда ли это так? Можно ли назвать семейными отношения, которые убивают? И можно ли остаться человеком вне отношений? Образ семьи – важнейший в дораме. С него всё начинается – им всё заканчивается. Для каждого из героев это слово значит что-то своё – проект, обуза, долг, мечта об абсолютном счастье. Но для каждого оно имеет большой вес. Так маленький городок оказывается глобальной метафорой сообщества, общественной семьи, в которой рождается, но порой там же и погибает наша человечность.
Плотность связей и смыслов в дораме настолько велика, что не только каждый герой, но и весь мир дорамы в целом ощущается как нечто живое, одушевлённое. Город Маньян – не просто место действия, но самостоятельный персонаж. Весь город, как целостная живая система, существует по своим законам. Даже дождь здесь идёт не просто так. История Монстра – это история болезни и исцеления Маньяна.
Что ещё прекрасно в Монстре – в нём нет морализаторства. Несмотря на большую смысловую нагрузку, автор не сводит всё к одной идее, не поучает, а показывает реальность в её сложности, даже парадоксальности. Каждый герой является частью большой картины, элементом внутренней жизни целостной системы. Но также каждый – отдельная уникальная личность, со своим выбором и ответственностью за этот выбор. История Монстра – это история Маньяна, но в не меньшей степени это история встречи двух людей. Неслучайно, все главные сцены «двоятся» – они отзеркалены либо повторяются ещё раз, уже на другом уровне. Если посмотреть названия серий, можно увидеть, что парность «вшита» в саму структуру сценария. Словно вся история – это длинный диалог двоих, череда вопросов и ответов. Каждый герой дорамы интересен. У каждого есть своя история, своя драма, своя уникальная индивидуальность. Но основная ось всей истории - встреча и диалог двух главных героев.
Ли Дон Сик и Хан Джу Вон, такие разные, но одинаково неординарные, сильные духом, но практически погребённые под завалами собственных психологических травм. На протяжении всей дорамы они постоянно расходятся и сталкиваются, отпускают и ловят друг друга, каждый раз встречаясь заново, на более глубоком уровне. Они проходят длинный путь от взаимного раздражения, использования, проецирования друг на друга своих страхов и ожиданий, к настоящему взаимопониманию. Настолько глубокому, что кажется, они уже общаются одними глазами, без слов. На протяжении всей дорамы герои вглядываются друг в друга – с подозрением, с яростью, с интересом, восхищением, нежностью. Но неизменно – с напряжённым вниманием, словно выискивая что-то очень важное в чужих глазах. И в итоге находят и возвращают друг другу возможность быть собой – целым, чувствующим, живым.
На мой взгляд, в Монстре, как ни в какой другой дораме, нам показали пример идеального контакта между людьми. На том трудно достижимом уровне, когда видишь и принимаешь другого таким, какой он есть, в его истинной сущности. Броманс главных героев Монстра настолько прекрасен, что затмил для меня все дорамные любовные линии. По сути, это и есть «история любви» – как любовь одной души к другой душе. Кто-то видит в них наставника и ученика. Кто-то – отца и сына. Кто-то даже влюблённую пару. На мой взгляд, нам специально показали эти отношения на таком уровне обобщения, что трактовать их каждый зритель свободен по-своему. Для меня они – воплощение идеи экзистенциальной встречи, вне каких-либо категорий.
Монстр – по театральному камерная дорама. Но эта лаконичность средств имеет глубокий смысл. Настоящий вызов для художника – показать обыденную реальность как нечто волшебное, чудесное, а порой чудовищное. И Монстру это удаётся. В декорациях маленького провинциального городка создать героический эпос. Где мясная лавка, подвал старого дома или тростниковое поле ощущаются как мистические места. Где в диалогах между героями происходят драматические сражения и чудесные метаморфозы. В Монстре создают волшебство, не уводя от реальности, а погружая в неё. Это тот фэнтезийный мир, который действительно существует – в пространстве человеческой психики, во взаимоотношениях между людьми.
Такой подход требует особенно тщательного подбора актёров. На актёрах здесь лежит огромная нагрузка. Они должны не просто сыграть своих героев, актёры в значительной степени создают мир дорамы, её насыщенную атмосферу. А ещё им нужно показать развитие и даже перерождение своих героев. Многие герои дорамы носят маски. Но в итоге все маски будут сняты, сорваны или смыты дождём. И под чьей-то мы обнаруживаем чудовищный оскал, а под чьей-то – прекрасный лик. Син Ха Гюн и Ё Джин Гу играют героев, чьи лица меняются на протяжении всей дорамы. В каждой новой серии они переживают новые испытания, разные эмоции, но их глаза становятся другими, выражая глубинные изменения. Некоторые сцены требуют настолько тонкой игры, что это напоминает ходьбу по канату. Чуть другое выражение – и впечатление было бы совсем не то. Но актёры точны в каждом кадре.
Талантом всех участников создан удивительный художественный мир. Он, как знаменитая машина Доктора Кто – внутри больше, чем снаружи. И в эту глубину можно нырять снова и снова, находя новые нюансы и смыслы. Так что это, вероятно, не последний мой обзор по Монстру.
Дата публикации: 08.06.21