Спойлер-алерт! Рецензия содержит много мыслей и анализ финала с сюжетными ветками персонажей. Кто не любит читать много букв с флёром постиронии, или кому всё просто понравилось на неоспоримые 10\10, это душеизлияние не для вас.
И, конечно, по классике — всё, что ниже, исключительное имхо.
На протяжении просмотра сезона у меня потихоньку пополнялись заготовки рецензии, чтобы не потерять ту или иную мысль... Пока в конце концов я не бросила это дело, потому что в Пентхаусе искать смысл и тыкать пальцем в "чеховские ружья" стало абсолютно бессмысленно и даже нелепо. Их слишком много, и они вырвиглазно бросаются в глаза даже для неискушённого зрителя. Вот сценаристка ведёт какую-то логику, идею, плот-твист, а затем элегантно делает финт ушами, ружьё стреляет в одном месте — и делает огромную, размером с гранд-каньон, сюжетную дыру в другом. Ким Сун Ок торопилась, и это ну очень заметно.
Конечно, я понимаю, что концовками в целом редко остаются довольны большинство зрителей, ведь у каждого своё представление о том, как история должна закончиться, но финал Пентхауса действительно получился, мягко говоря, неоднозначным — если не сказать неудачным для такой шикарной истории.
Сначала всё-таки скажу о плюсах.
Их, на самом деле, много, но минус, о котором я выскажусь ниже, сильно так кренит весы в сторону занижения оценки дораме. Но из-за этих самых плюсов многие будут впоследствии вспоминать эту историю с тёплыми чувствами. Великолепная картинка, роскошная музыка и удивительные опенинги со статуями, которые меняются в деталях в зависимости от того, что происходит в настоящий момент в сюжете. Куча психологии, философские темы, отсылки к мифологии — Пентхаус взрывает головы, заставляет разбивать лицо от фейспалмов, но он точно не оставит равнодушным. Даже если откладываешь просмотр, всё равно тянет посмотреть спойлеры, почитать чьи-то комментарии, вступить в спор, узнать, чем этот хаос закончился. На самом деле, я думаю, это было неизбежно — всё в Пентхаусе привлекает внимание: от визуальной составляющей до невероятной актёрской игры и многочисленных сценарных уловок, чтобы заставить зрителя проникнуться персонажами.
Почему многие сериалы выдерживают и по двадцать сезонов, сохраняя свою аудиторию? Вот вам энциклопедическое пособие.
МЕДОВАЯ СТОРОНА. Эмоции и привязанность к персонажам. Три сезона Пентхауса захватили несколько лет, к персонажам волей-неволей привязываешься, за ними интересно наблюдать даже в хаотичном круговороте событий вокруг них. Если вы впечатлительны — эта история пройдётся по всем нотам ваших нервов — от "До" до "Си".
Почему мне нравится эта история, несмотря на её неоднозначность и кучу шероховатостей? Ключевые персонажи здесь, на самом деле, не столько "Королевы Пентхауса" (Су Рён, Со Чжин и Юн Хи) или их возлюбленные, сколько Дети Геры, наследники королев. Цветы, которые, по словам сценаристки, распустятся и зацветут на пепелище Дворца Геры. На самом деле, дети и их история — по мне, это лучшее, что есть в этой большой дораме. Именно они прошли путь от избалованных мелких мразёнышей, которые обречены были повторить судьбу своих увязших по горло родичей, до вполне психически здоровых молодых людей с большим будущим. Жажда успеха любой ценой, хождение по головам, высокомерие, неспособность сопереживать — шаг за шагом дети страдали от кармы и извлекали для себя уроки (иногда не с первого раза). У всех детей были свои слабые точки или личные испытания — и они прошли их.
1. Ю Дженни и её мать, издевавшиеся над Пэ Ро Ной, в конце концов пережили всё то, что пережили сама Ро На и Юн Хи — и постепенно стали ближайшими людьми для осиротевшей Ро Ны.
2. Чжу Сок Гён попала в приют и пережила тот же буллинг, что учинила для Мин Соль А. Оказалась выброшенной отцом и столкнулась с оглушительной правдой: довела до смерти собственную сестру-близнеца. Научилась ценить простой труд и сопереживать другим, держать в узде эмоции. Кому-то среди зрителей казалось, что её страданий было недостаточно для исправления, но судим по тому, что имеем. В конце она стала хорошим человеком.
3. Чжу Сок Хун, осознанно выбравший поступать ровно противоположно своему отцу-убийце, сумел прожить внутри себя эту травму и идти дальше. Правда, грешил он до последнего кидать сестру и девушку в тяжёлые времена, а потом возвращаться, но раз Сок Гён и Ро На это ему простили, простим и мы.
4. Ха Ын Бёль — мой личный фаворит в плане истории своего становления и, по субъективному впечатлению, самый яркий персонаж из всех Детей Геры. Имея крайне лютые беды с головой, долго и невероятно мучительно приходила к пониманию, что её любимая (болезненно) мать — самый настоящий монстр, которому нет оправдания. Приходила через отрицание, гнев, торги, вела себя ужасно по отношению к другим детям, чтобы выгородить мать, но в конце концов порезала себе горло ровно в том месте, где её мать порезала когда-то Юн Хи, и дала судьбоносные показания в суде. Наказав тем самым Со Чжин самым страшным образом — отказавшись от неё. Для Ын Бёль испытанием были жадность, ревность и зависть — и она научилась делиться, отдав Ро Не (даже узнав о том, что та её сестра) и отца, и Сок Хуна, и пение на большой сцене. Она была центром вселенной для матери, которая мечтала сделать из дочери идеальную версию себя, но Ын Бёль обрела счастье в мирной жизни преподавателя церковного хора. Сохранила рассудок и выбрала кусочек доброты в своём сердце.
5. Ли Мин Хёк — инфантильный трус и лицемер, скользкий, как и свои родители, выбрал защищать своих друзей и научился отделять хорошее от плохого. Ушёл в армию, стал самостоятельным. Не уверена, что поняла во время просмотра, почему его так резко "осенило" и что подтолкнуло к искуплению, но уж лучше так, чем никак.
Таким образом, Дети Геры, запершие беззащитную сиротку в горящей машине в первом сезоне, в третьем бросаются на вилы спасать жителей заминированного дворца и рискуют своей жизнью, чтобы вытащить девочку с собачкой, похожую на Мин Соль А. Круг замкнулся. Дети, заплатившие свой кармический долг, не повторят судьбу своих родителей. За это сценарию — браво. Если вдруг это и было в фокусе внимания автора сей эпопеи — тогда она с задачей справилась.
Из всего Клуба Геры только Кан Ма Ри осталась жива — все взрослые расплатились за свои ошибки либо свободой, либо собственной жизнью. Слишком далеко зашли, чтобы жить счастливо. И, в общем-то, не думаю, что кто-то из зрителей ожидал приторный финал, где все взрослые люди бы резко стали противоположными версиями себя. Дорама Пентхаус снята сильно в европейском стиле, но от неё так и веет восточной философией. Главная тема дорамы — карма. Всё вернётся бумерангом. Реалистично это или нет — каждый зритель решит для себя сам.
А теперь к ДЁГТЮ. Логика, логика и ещё раз логика — главный бич этого сезона. Может, кто-то из зрителей таким, как я, посочувствует, раз подобное портит впечатление о дораме, но какие уж есть. Всё бы ничего, если бы не предыдущие два сезона, где с этим делом (композицией и проработкой сюжета) было гораздо лучше.
В третьем сезоне на несостыковки сначала смотришь с недоумением.
Потом с ужасом, когда замечаешь укрупняющиеся сюжетные ляпы и дыры, сделанные исключительно во имя зрелищности.
Потом их становится больше и больше, и ты начинаешь сардонически угорать.
Затем дыр становится больше, чем логичных моментов... которые если и есть, то выпячены наружу с прозрачной моралью и только ради одной цели: вызвать эмоции у зрителя. Конечно, каждой дыре можно натянуть совой на глобус какое-то объяснение, но это, скажем так, не совсем показатель качества. Заставить зрителя размышлять о морали и философии поступков персонажей — это одно, а делать неожиданные плот-твисты только для того, чтобы зрителей разрывало от негодования или они захлёбывались слезами (радости или печали), это как-то... слишком просто для Пентхауса, что ли. Для той планки качества, которую они установили в первых двух сезонах. Там был гротеск, театральная артистичность, но каждое действие было продумано, а плот-твисты когда наступали — ты понимал, что это было обусловлено всем, что было раньше.
Если большинство зрителей привыкли к воскрешениям и ожидают его — сценаристка назло убьёт персонажа. Если не ожидают воскрешения — она устроит его (nota bene: это работало только во втором сезоне, в третьем почти все были уверены, что Логан не взорвался на бомбе). Так поступают авторы, когда не хотят, чтобы интерес к произведению пропал из-за того, что зритель\читатель знает, что будет дальше.
Да, как я уже говорила выше, в сюжете много заложено идей. Это, конечно, плюс. Но они настолько очевидные и напрашивающиеся, что, ну, слабенько компенсируют всё остальное. Не убей чужого ребёнка — убьют твоего. Не шагай по головам — твою перешагнут, ещё и каблучком покрутят на темечке. Если думаешь, что тебе всё можно, — не будет границ дозволенного и у твоих врагов и т.д. и т.п. Да-да, мы поняли это ещё в первом сезоне... а во втором убедились. Что дальше-то? В чём мораль третьего сезона? В чём смысл всех испытаний нескольких взрослых персонажей? А ни в чём. Не было бы их — ничего бы не изменилось. Поубивать лишних в конце — дешёвый трюк, на самом деле, если ничего к тому не предвещает. Анна Каренина не просто так бросилась под поезд, как и Нед Старк не оказался на плахе ради "уау". Всему была причина.
Бес с тем, что герои регенерируют, как Росомаха, воскресают после чудовищных увечий и умирают от неловко подвернувшейся лодыжки. К этому можно привыкнуть и воспринимать это как визитную карточку и "почерк" сценариста. Даже то, что в какой-то момент можно грешным делом подумать, что сценаристка пересмотрела шоу ДНК на НТВ и преисполнилась историями про близнецов, можно простить. Дело-то, на самом деле, не в конкретных нелепых сюжетных поворотах, а в общей картине. А общая картина третьего сезона пахнет, друзья, халтурой — вот та причина, по которой зрители негодуют.
Суд закрывает глаза на очевидные вещи, полицейские играют в болванчиков, камеры вроде есть, а вроде их и нет — или они появляются тогда, когда надо для сюжета. И нет, это уже выходит за рамки "условностей" и "допущений" и становится иллюстрацией мема "Ла-адно, и та-ак сойдёт". Герои играют в эпичные mind games и делают невероятные многоходовочки, чтобы потом резко поглупеть и сплоховать из-за какой-то несусветной чуши. Хотя даже многоходовочки третьего сезона сначала хоть и кажутся крутыми, но если случайно вдуматься в них, то понимаешь, что они стоят только на костылях сюжета — и на деле все "гениальные планы" рухнули бы из-за малейшей бытовой случайности. Но даже на это можно закрыть глаза, ведь этим грешат чуть ли не все художественные произведения.
Первый сезон в своей рецензии я хвалила именно за прошаренность персонажей, за их далеко идущие планы, которые можно тонко проследить, если ты внимателен. За целостность картины. За психологию и элегантные реверансы в сторону реализма людей и жизни. Помимо закона кармы, в дораме всё пронизано идеей, что плохие люди не меняются. Но от былого шарма сюжетных поворотов к концу истории не осталось ничего, и шутки про бразильские\индийские\мексиканские сериалы апеллируют именно к этому. Про очевидные самоповторы сюжета мы, зрители, шутили уже столько раз, что начали задумываться, а не смеётся ли уже сама сценаристка над этим.
При этом всё, конечно, очень эмоционально и ярко — как можно уже понять, я всё равно переживала за персонажей, смотрела серии в прямом эфире и не могла оторваться от первой минуты до последней. Но всё равно третий сезон я хочу забыть.
В плане шипперинга я отношусь к дорамным парочкам вполне спокойно, но даже я не могу ни понять, ни простить сценаристке финал Логана и Су Рён. Хранительница очага Су Рён и жутко живучий Логан — три сезона они оба были показаны нам как борцы за жизнь со страстной и любящей душой, готовые разорваться за друзей и близких... Как вы думаете, кем они стали к концу? Готовы? Двумя суицидниками. Другие герои рвались спасать им жизни, а сами Логан и Су Рён столько пережили как личности и как возлюбленные — только ради того, чтобы в конце Су Рён присела такая на диван и подумала, мол, хм, а почему так несправедливо, что я со своей "мстёй" должна жить счастливо, а мои комрады умерли? Экий непорядок... И скинулась с обрыва с помощью Со Чжин. Оставила детей, которые души в ней не чаяли, полными сиротами, а своего любимого мужчину — разрушенным, разбитым, ещё и наедине с кольцом и мечтами о счастливом будущем. "Дала она ему пожить в сказке", просто спасибо и поклон в пол от Логана. Более эгоистичного поступка для такого персонажа, как Су Рён, и представить нельзя. А Логан что? Через год сделал самовыпил из-за тоски по Су Рён. Может, многие со мной не согласятся, но "ромашковые поля на том свете" для меня не заслуженный эндгейм, а плевок в лицо. Передавай привет своей сиротке Хе Ин со света в конце тоннеля, Су Рён, она точно оценит.
(Или сценаристка так хотела проиллюстрировать (из-под выподверта) суперглубокую идею, что на самом-то деле Су Рён тоже "с душком" персонаж, раз при всём своём героизме-протагонизме с таким равнодушием отнеслась к тому, что любимые-обожаемые дети и суженый будут страдать после её суицида трагической гибели? Ради того, чтобы продемонстрировать "Мстишь — копай две могилы?" Я думала, это немного по-другому работает. Умри она трагически во имя защиты близких, например, на стрелке с Дан Тэ, или по полной тронься крышей из-за своей мести — это ещё ладно, но суицид? Как-то это... ну, окей...)
Самый закономерный и логичный конец среди злодеев этой истории — это финал Чжу Дан Тэ. Построил дворец, о котором грезил с детства, и под ним же и умер с улыбкой на устах. Рухнув с высоты, как Мин Соль А. Отсылочки сценаристки? Этого мы уже не узнаем. Но было жутко красиво.
ИТОГ. Дораме 7.5\10, но не только потому что на этот резкий упадок качества очень трудно закрывать глаза. Дело не только в пресном финале, логике или реалистичности, друзья, это только вершина айсберга. Эта оценка за сценарий, сделанный ради рейтингов и зрелищности, и соответствующего отношения создателей. Оценка за халтуру. Показывать мрак и жестокость простой мясорубкой — это всё же как-то... пошло? Пошло именно для Пентхауса.
Я не могу сгоряча после финала влепить ниже 6, потому что было бы несправедливо, ведь слишком много реально хорошего есть. Сезон вытащили дети, и на их становлении, морали их историй и был сделан фокус. Вот это было отлично.
Но и не могу поставить 8-10 только за актёров, их великолепную игру, картинку там или мои яркие впечатления. Дорама очень уникальная, самобытная, и ещё долго её в плане экспрессии что-то сможет переплюнуть. Но всё же я эти вещи предпочитаю разделять. К тому же, я ещё больше убеждена в справедливости своей десяточки первому сезону — на фоне этой арки те серии просто филигранно сделаны. Если сесть и покопаться, в этом сезоне даже нет ничего архиважного. Умерли пуськи, чтобы мы поплакали. Наказаны злодеи — кто бедностью, кто бесчестием, кто потерей смысла жизни, — мы удовлетворены. Но не просто так многие зрители убеждены в том, что надо было закончить на предыдущем сезоне. В этой арке логика со слезами и воплями вскрыла себе вены, но герои и их истории, с которыми уже сроднился, всё равно взяли за душу. Хочется обсуждать, хочется возмущаться, хочется размышлять над тем, "как было бы правильно".
Знаете, если подумать, наверное, этого сценаристка и добивалась — чтобы обсуждали, переживали и набивали рейта. Вышеперечисленное конвертируется в деньги и будущие крупные проекты актёров, поэтому...
Press F в честь нелепо закончивших персонажей. Пентхаус был взорван, как и было завещано мной в рецензии на 1-й сезон и многими другими зрителями в своих ироничных комментариях, и на этом занавес. История всё равно классная. Всем приятного перепросмотра и спасибо, что дочитали до этого момента.