Оцените отзыв
Это история посвящена Японии второй половины девятнадцатого века, мужеству опального клана Айдзу, но, главное, она посвящена людям. Мужчинам и женщинам. Отчаянно храбрым, верным слову, стойким, несмотря ни на что.
Сюжет рассказывает об этом через призму жизни девушки по имени Яэ из клана Айдзу. Она родилась в семье оружейника. Увидев, как отец и старший брат испытывают винтовки, она была заворожена. Мечта научиться пользоваться новым оружием жила и росла вместе с Яэ. Однажды ее отец сдался и начал учить дочь хитростям артиллерийской науки. Много раз на отца, брата Яэ нападали самураи, считающие огнестрельное оружие - оружием трусов. Примкнув к родным, Яэ встала на путь, идущий наперекор традициям.
Главная героиня - это книжный, а потом кинематографический образ женщины, которая известна в истории как Нидзима (Ямамото) Яэ.
Женщина-солдат, с винтовкой в руке участвовавшая в гражданской войне между силами императора и сёгуната.
Женщина-ученый, вместе со своим мужем возглавлявшая школу западного образца.
Женщина-мастер чайной церемонии.
Женщина-медсестра Красного Креста.
Эта история подкупает очень многим.
- честная история. Настолько, насколько может быть честен художественный фильм. Что-то показано в кадре, что-то упоминается в разговоре. Примерно треть серий занимает гражданская война между сторонниками императора и сёгуната, так называемая война Босин, длившаяся с 1868 по 1869 гг. В той войне клан Айдзу оказался на проигравшей стороне сёгуната. Клан Айдзу - это военная сила, регулярная армия, подчинявшаяся жестким правилами "Кодекса солдата" и "Кодекса командира", которые защищали гражданское население. В войне Босин императорские солдаты зачастую забывали, что такое честь, особым признаком доблести считалось надругательство над всеми женщинами одного рода, некоторые из которых были совсем дети, и уничтожение остальных. Несмотря на благие цели, армия императора тут совсем не благородна. Как и клан Айдзу, загнанный в угол, не жалел противника. В гражданской войне нет победителей, нет чести.
- честный, рассудительный феминизм. На фоне идей современного феминизма, который заставляет морщиться даже женщин, идеи этого, зарождающегося, изначально нужного движения - бальзам на душу и гимн новой жизни. Сейчас любят снимать фильмы и писать книги о том, как женщины 19-20 вв. сами, без помощи мужчин взбирались на плато гендерного равенства. Да, безусловно, были и такие, но их единицы и их жизням не хочется завидовать. Большинство же, как героиня, стали равны мужчинам при поддержке самих мужчин. Яэ поддерживали ВСЕ мужчины ее семьи, а они являлись не последними людьми в обществе. Именно поэтому она смогла встать рядом с защитниками замка, в котором прятались женщины, наравне с солдатами Айдзу. Именно поэтому она смогла начать учить английский язык, экономику, преподавать, носить западную одежду и даже выходить замуж по собственному желанию. И это самый честный рассказ о независимости женщины.
- ничего личного, только бизнес, или как открывали Японию. Сюжетная линия, которая рассказывает о том, сколько стоит благородство западных первооткрывателей. После вторжения "черных кораблей" коммодора Перри, Япония была вынуждена открыть свои города. И с жадностью начала поглощать новые западные знания. Преподносились они, как водится, миссионерами. И вот тут столкнулись две реки. Одна, западная, через науку внедряла религию, а значит свое влияние, столбила территорию. А другая, японская, принимая помощь и знания, соблюдала свои интересы. Кому-то, как Яэ, западный ветер помог простить себя, найти мир в душе. На а кто-то хладнокровно брал на заметку все новое и использовал в своих интересах и интересах страны. Запад разбудил мирно дремлющую Японию, разжег амбиции, а что случилось дальше, знают все.
Практически любая японская тайга может похвастаться отличный музыкой и костюмами.
Музыка здесь не просто мелодии-наиграйки, это целая симфоническая поэма.
В костюмах интересен переход от традиционных японских кимоно к западной одежде. От не слишком хорошо сшитых героиней платьев по западной моде, которые к тому же противоречат стандартам красоты японок в вопросе талий и декольте, к созданию собственного образа, уже очень естественного.
Яэ.
Средний ребенок и единственная дочь в семье. Ее отец оружейник клана Айдзу. Яэ с детства была не похожа на остальных девочек. Они не любила шить и помогать на кухне, зато с удовольствием гонялась наперегонки с ветром по полям, лазила по деревьям. Совершив однажды довольно серьезный проступок, она получила прощение главы клана и даже слова ободрения об истинном ее самурайском духе. Этот случай изменил героиню. Она поклялась стать сильной и полезной клану. Так и случилось. Даже тогда, когда клан практически распался, она жила им, помнила о нем наравне с самураями Айдзу.
Говорят, подобное притягивает подобное. Однажды Яэ вышла замуж за мужчину по фамилии Кавасаки. Друг ее брата, помогавший проверять и модернизировать оружие. Он не искал примерную жену, он искал и нашел родственную душу. Кавасаки был приверженцем "западного учения", которое возникло еще до открытия Японии и впоследствии дало стране возможность быстро занять свое место на международной арене. К сожалению, судьба не была милостива к мужчинам рода Айдза, и дороги Яэ и ее мужа разошлись.
Вторым мужем Яэ стал Нисима Джо, выходец из клана Итакура. Она вышла за него замуж, когда он вернулся из США протестантским миссионером, пытающимся организовать школу западного образца. Уже к тому времени выучив английский, основы экономики и прочие неведомые и недоступные для большинства японцев и тем более японских женщин премудрости, Яэ сразу прониклась идеями своего мужа и следовала за ним согласно своему желанию. Приняв его веру, Яэ впервые после войны обрела в душе мир. При этом она не отвергла свое прошлое я. Это по-прежнему была дочь и сестра самурая. Просто ее горизонты расшились, а вместе с ними возможности.
Жизнь Яэ была тяжелой, но без сомнения, она везучий человек. Для каждого человека важно детство, важен старт, важно начало. А началом всего является семья. Яэ родилась в удивительной семье. Глава семьи казался суровым, непреклонным и временами очень громким самураем. Но в душе он был открыт для своих родных. И не раз это демонстрировал, проявляя понимание к выбору своих детей. Громко запрещая Яэ даже подходить к мастерской, он трогательно сохранил все ее детские рисунки в попытках изобразить иллюстрации из книги по артиллерийской науке. Это стоит многого. Как и признание им военных заслуг Яэ. Отец героини не стеснялся, хоть и сдержанно, хвалить своих детей.
После войны, когда Яэ потеряла сон и покой, потеряла близких, подруг, друзей, ей на помощь пришел старший брат. Именно он напомнил разбитой Яэ о том, кто она, какой силой духа она обладает. Напомнил и загрузил изучением новых наук. А дальше Яэ справилась сама.
Ну а главной поддержкой для Яэ была мать. Удивительная женщина, мягкая и мужественная, обаятельная, с чуть лукавым взглядом и доброй улыбкой - она сердце семьи Яэ. Мать героини казалось незаметной, но в этом и есть истинная сила жены самурая. Она казалась рекой, которая привычна и бесценна, воды которой могли дарить жизнь и смерть, могли защищать.
В рецензии невозможно рассказать обо всем. Да и не нужно. Эта дорама не только гимн Яэ, это еще и многогранный рассказ о том, как открывалась Япония. С чего началась и как развивалась гражданская война. Как рушились судьбы и обрывались жизни множества женщин и мужчин. Как вчерашняя слабая страна становилась силой, а потом угрозой. Как вместе с войной и переменами в жизнь людей пришли новые возможности, такие как образование.
Сюжет расскажет о многих известных людях эпохи. Например, центральный второстепенный персонаж - "один из трех героев эпохи реставрации Мейдзи" Сайго Такамори - последний самурай.
Расскажет о легендарной женщине-самурае (онна-бугэйся) Накано Такэки. О создании предпоследним даймё клана Айдзу Синсенгуми (своего рода военной полиции). Об "Отряде Белого тигра" (Бяккотай)
И о многих других историях людей, живших и сражавшихся в бурное трех периодов Японии.
Ну закончилась эта история тем, с чем началась. С сакуры Яэ. Той, где она в детстве провела столько времени, наблюдая за дорогой или читая книги. Сакура, которая была якорем в бурной океане жизни Яэ.
Для тех, кому интересно, привожу найденные в интернете Кодексы солдатов и командиров клана Айдзу, установленные в 1790 г.
Кодекс для командиров.
1. Хранить военную тайну.
2. Соблюдать субординацию.
3. Не завидовать чужим заслугам, на военных советах беспристрастно осуществлять расстановку сил.
4. Если у командира возникнут соображения касательно военных интересов, следует детально изложить их главкому. Попусту выкладывать свои идеи кому-нибудь другому запрещается.
5. Всем, кроме генералов, запрещается отдавать приказы как попало (беспричинно, без разрешения - тут много значений). Если приказ не устраивает, можно обжаловать его у главкома.
6. Беспрекословно выполнять общие приказы по армии.
7. Запрещается фаворитизм, кумовство и т.п.
8. Командирам всех подразделений запрещается самовольно меняться друг с другом боевыми позициями.
9. На вражеской территории строго запрещается без нужды жать посевы, сжигать дома, убивать стариков и детей, пленять женщин, присваивать деньги и рис, без причины вырубать лес и т.п.
10. В военном лагере следует упражняться в воинских искусствах, а не заниматься другими бесполезными делами.
11. Если командиру станет что-нибудь известно о врагах, он должен немедленно доложить об этом куда следует. Запрещается поднимать войска, не дожидаясь приказа.
12. Если солдатам станет известно о каких-либо переменах у союзников или о положении врагов, они должны без промедления доложить об этом командиру, невзирая на время суток.
13. Запрещается без приказа отправлять письма неприятелю. При получении послания с вражеской стороны следует немедленно доложить о нем главкому. Самовольно вскрывать письмо не разрешается.
14. При атаке замка запрещается без приказа или без объективной причины снимать осаду, самовольно отводить войска и т.п.
15. Запрещается судить о командирах и солдатах по слухам, надписям на стенах, сатирическим стишкам и т.п.
16. В случае победы головного отряда без приказа о наступлении не кидаться вперед «смотреть на представление», а пребывать в состоянии боевой готовности.
17. Если пленник устно выразит протест или неповиновение, запрещается беспричинно его убивать. При этом следует не ослаблять бдительности и не дать ему сбежать.
18. Если враг добровольно сдался в плен, следует немедленно доложить об этом главкому. Запрещается допрашивать его, если только он сам всё не расскажет. В то же время следует не дать ему сбежать.
19. Если противник потребует мирных переговоров, надлежит не терять бдительности и быть настороже.
20. Во время боя не сводить старые счеты.
21. Оказывать помощь тяжело больным и раненым.
В целом поощрения и наказания в войсках являются делом особой важности. На них ни в коей мере не должны отражаться личные пристрастия. Судить подчиненных солдат надлежит исключительно по их личным заслугам. Тот, кто нарушил боевой приказ, невзирая на ранг или степень родства, должен понести законное наказание и не может быть прощен.
Правила для солдат
1. Тот, кто на глазах у противника затевает ссоры и пререкания, не сведущ в военном искусстве. Недопустимо во время исполнения своих обязанностей спорить меж собой о храбрости и трусости.
2. На позициях строго запрещается громко разговаривать, издавать возгласы и т.п. Сигналы к наступлению или отступлению подаются с помощью знамени и барабана.
3. Перед отправлением в боевой поход первым делом подкрепиться, во-вторых как следует собраться, в третьих прибыть на место сбора. Опаздывать запрещено.
4. На марше запрещено нарушать походный строй. Если необходимо отлучиться, следует оставить вместо себя одного из носильщиков, а по завершении своей надобности незамедлительно вернуться на место.
5. На вражеской территории запрещено беспричинно вытаптывать возделанные поля.
6. На вражеской территории запрещено насиловать женщин, причинять вред старикам и детям, осквернять могилы, сжигать дома, без нужды резать домашний скот и птицу, присваивать деньги и рис, без причины вырубать лес и жать посевы.
7. Если на стороне врага имеются родственники и от них получено письмо, следует немедленно доложить об этом командиру. Без особого указания письмо не распечатывать.
8. Если солдатам станет известно о каких-либо переменах у союзников или о положении врагов, они должны без промедления доложить об этом командиру, невзирая на время суток. Выдавать эту информацию кому-либо другому запрещается.
9. Обнаружив в лагере вражескую стрелу с прикрепленным к ней письмом, надлежит передать его командиру и доложить главкому. Запрещается самовольно открывать и читать письмо.
10. Запрещено беспричинно волновать людей разными слухами, а также гадать, предсказывать судьбу и толковать предзнаменования в пользу своих или чужих.
11. Никому, кроме командира, не разрешается распространять в отряде сведения и суждения о противнике. Если у солдата имеются свои соображения на этот счет, следует тайно изложить их командиру. Выкладывать их кому-нибудь другому запрещается.
12. В военном лагере надлежит заниматься воинскими искусствами. Прочие состязания, игры, пирушки, песни, музыкальные инструменты и т.п. строго запрещаются.
13. Запрещается уводить из лагеря верховых и вьючных лошадей.
14. Категорически запрещается приводить в лагерь женщин, актеров кабуки и прочих работников сферы развлечений.
15. Запрещается оставлять на ночь зажженный огонь. Для артиллерийского отряда на огневом рубеже или больным для приема лекарства можно сделать исключение, но строго под контролем.
16. Если от неосторожного обращения с огнем возник пожар, необходимо всем вместе спасать постройки и защищать вверенное вам место. Ни в коем случае не разбегаться.
17. В случае разрастания пожара что есть силы бить в гонг, стучать в барабаны, колотить в колотушки, чтобы всех известить. При этих звуках обычно начинается паника. Категорически запрещается беспорядочная беготня.
18. Если караульные огнем подадут сигнал о ночной атаке, все должны немедленно прибыть на место сбора и ожидать приказов. Создавать суматоху строго запрещается.
19. Разведчик – это глаза и уши командира. Он обязан подробно докладывать всё, что ему известно о положении противника. Личные разборки «кто круче» строго запрещаются.
20. Запрещено принимать на воинскую службу тех, кого трудно держать в узде, а также тупых и слабых, от которых на поле боя будет мало проку.
21. Во время военных действий строго запрещается тайком сбегать из лагеря, чтобы ради показного геройства первым ворваться в расположение противника. (у японцев всё вот это действие выражается двумя словами - 抜駆けの 働き).
22. В то время, когда решается исход боя, строго запрещено ухаживать за получившими ранение, будь то отец или сын. Необходимо лишь стремиться воздать возмездие врагам за пролитую кровь. После победы над противником разрешается оказать помощь раненым.
23. Если во время битвы командир будет убит или ранен из лука или ружья, к нему разрешается подойти лишь 5-6 людям, которые посадят его на коня и будут сопровождать. Остальным запрещается к нему приближаться. В это время новый командир должен воодушевить солдат, повести за собой и решить исход битвы. Промедление недопустимо. (такое впечатление, что специально про Хиджикату писали)
24. Когда кавалерийский карательный отряд (посланный для усмирения, подавления и т.п.) достигнет места назначения (видимо, имеется в виду то место, куда они приведут пленных), надлежит разом выставить конную охрану. Пренебрежение своими обязанностями строго запрещается. Дополнение: При захвате пленных категорически запрещается отрезать им носы.
25. Если два человека погонятся за одним противником, уступить друг другу - поступок, достойный отважного воина. Ни в коем случае не разрешается устраивать из этого состязание.
Все 25 вышеизложенных статей надлежит строго соблюдать. Тот, кто нарушит их, должен понести суровое наказание. Каждый пункт равносилен приказу.
Дата публикации: 23.07.21