Эту дораму я ждала долго. Думаю, всем знакомо непередаваемое чувство, когда в куче пересмотренного и ниочемного попадаются вот такие вещи, которые цепляют сразу и навсегда. Но для меня дорама была ожидаемо хорошей из-за объявленного каста - эти актеры из чего угодно сделают конфетку, а тут и заготовка оказалась очень достойная. Я надеюсь, кто-нибудь из переводчиков возьмется и сделает хорошие сабы с комментариями на все серии. В тексте есть СПОЙЛЕРЫ.
Перед тем, как раскладывать что-зачем-почему, хочу сразу обратиться к тем, кто только собирается смотреть. Это не гаремный сюжет, тем более не романтическая сказочка. Это политика и история, и отношения героев выстроены в этих рамках и рамках эпохи, хотя первые серии в этом плане обманчивы.
Сюжет по роману "Хроники шести династий" Ляньцзина Чжуи.
Однажды страну потряс переворот. Чжу Ди, сын почившего императора Мин, сверг с трона племянника и легализовал переворот путем массовых казней недовольных чиновников и фальсификации документов - в общем, обычное для королевского дома дело. Правил новый император довольно успешно. В истории он больше известен, как император Юнлэ. Ну это потом, а тогда среди погибших министров и ученых была семья королевского лекаря Цзин Цина. Выжили лишь две его дочери. Жизнь их раскидала. Младшую дочь под именем Ху Шаньсян приютили во дворце. Старшую забрал в семью старый друг ее отца. Теперь она звалась Сун Жовэй.
Прошли годы. Сун Жовэй вернулась в столицу со своим приемным отцом и названными братьями - детьми погибших министров - мстить императору. Во главе личной императорской полицейской службы "Парчовые халаты" стоял внук императора, Чжу Чжаньци, который начал раскручивать заговор. Так жизнь свела будущего императора Сюандэ и будущую императрицу Сяогончжан
По большому счету, это дорама не столько об императорах, сколько об императрице, которая прожила довольно долгую жизнь рядом со сложными мужчинами. Другое название дорамы "История Сун Жовэй" или "История императрицы Мин".
Логически дораму можно разделить на две половины. Первая - это история императора Юнлэ, его сыновей и внука, а так же двух сестер.
Вторая о правнуках Юнлэ - императоре Чжэнтуне, его сводном брате императоре Цзинтае (эти имена многим знакомы по дораме "Императорский лекарь" с Уоллесом Хо и Хуан Сюанем в главных ролях) и Сун Жовэй, уже вдовствующей императрице Сяогончжан. Честно скажу, во второй части мой интерес значительно поугас, потому что на фоне сильных и незаурядных предков, два последних императора выглядели теми, кому трон в руки попал случайно и не заслуженно, собственно, так и было. Хочешь не хочешь, а задумаешься о пользе переворотов в императорских семьях, когда к власти приходили те, кто имел нужные способности.
Как я уже говорила, романтики тут нет. Зато вдоволь игр во взгляды, прикосновения, недомолвки и разгадки. На первый взгляд - это флирт, а на самом деле судьбоносный танец на острие ножа. Иногда практически в прямом смысле слова. Такие отношения гораздо логичнее для реалий жизни персонажей. И гораздо сильнее обычной романтики.
Так же первый десяток серий развлекают нетипичные отношения императора и его сыновей - балаган! спешите видеть! впервые в городе! и то проездом! - и как результат очередного представления - хороший отцовский пинок. Постепенно шутовство рассеивается, балагуры и добряки скидывают маски и вот оно - истинное лицо хладнокровных до садизма политиканов. Таким был император. Такими были его дети и внук. Такими были личные отношения персонажей.
Жанр история здесь, как положено украшен художественным завитушками и переделкой фактов для усиления эффекта. Например, главная героиня Сун Жовэй исторически была не заговорщицей, а приличной дочерью чиновника из провинции Шаньдун. Она славилась своей красотой, а наследная принцесса Чжан, жена наследника Юнлэ, посетив родину, помогла девушке попасть о дворец, а там о ней уже позаботилась жена императора Юнлэ. Две супруги императорского внука, тут две главные героини дорамы, не были сестрами.
Чем может похвастаться дорама.
Каст. Про талант не буду говорить, поверьте, актеры прожили жизни своих персонажей. Скажу только, что помимо остальных достоинств, они не "перетягивали на себя одеяло" внимания зрителя, звезды сияли одинаково ярко. Теперь про внешность. Практически каждый актер со своей уникальной внешностью. Не обязательно красивый, но непременно харизматичный. Каждый из них привнес в образ какие-то мелкие детали из которых составляется целое. Например, манера императора Юнлэ класть руки на пояс при разговоре. Или резкие, но пластичные движения императорского внука. И голоса... снова - проникновенные тембры и оттенки, особенно подкупают низкие голоса главного героя и героини. Частенько важно не то, что говорят персонажи, а как именно они это делают.
Персонажи, благодаря актерам, обладают сильнейшим обаянием. Примерно на третьей серии становится ясно, что среди основных персонажей нет героя на белом коне, но все равно не верится, что та или другая обаятельная и привлекательная персона может быть такой подлой гадиной.
И все вместе накладывается на цельную, хорошо проработанную картинку из декораций, костюмов, причесок. Получилось красиво, масштабно, выдержанно. Атмосфера, несмотря на серьезность действа, довольно воздушная, без тяжеловесности, тут дополнительно надо сказать талантливой операторской работе и грамотному монтажу.
Кстати о прическах. В них то, что подкупило особенно. Растрепанность. Да, именно небольшая лохматость и легкая небрежность в облике героев. О чем я? Думаю, каждый любитель исторических дорам обращал внимание на парики актеров. Тщательно приклеенные, гладко прилизанные парики, сохраняющие свой первозданный вид во время сцен драк, ссор, пиров. Те, у кого длинные волосы знают, невозможно добиться такой идеальности, если не причесываться каждые полчаса. Размахивать руками и крутить головой тоже рекомендуется. Ветер - это вообще злейший враг прически, опрокинутые челки и хвосты сдутые на лоб всем знакомы, и ни одна самая трудолюбивая корова не залижет волосы так, как умеет ветер. А тут у героев растрепаны волосы там, где они не могут сохранять форму прически, и причесаны волосок к волоску, где по сюжету предполагается толпа слуг. Костюмы всегда выглядят по ситуации - если персонаж, например, бьет рекорды в беге на длинные дистанции, то и одежда в положенном беспорядке. А если торжественный банкет - все ровно наоборот.
Мелочь, не правда ли, но меня она покорила.
Сун Жовэй.
Ее сыграла прекрасная, талантливая, яркая Тан Вэй. Актриса с уникальной внешностью, завораживающим голосом, харизмой. Как ее только не называли в комментах и старой, и страшной, а все потому что она сыграла не очередную привычную миленькую, глуповатую, пищащую нимфетку, у которой все ловко получается просто так, само по себе.
Сун Жовэй умна, с железной выдержкой, она умела быстро находила выходы из сложных ситуаций, идти на риск, не теряя головы. Но все это далось ей не просто так, а как результат долгих лет работы над собой. В помощь Сун Жовэй были природная уравновешенность, сострадание и жесткость в нужные моменты. После приезда в столицу Сун Жовэй поняла, что ее воспитывали как инструмент в политических интригах. Это сильно изменило героиню, ведь она боец, воин, приготовилась сражаться и, если понадобиться, умереть за справедливость, а тут знаменем праведности протерли стол для обсуждения грязных интриг. Но такую сильную личность предательство лишь закалило и помогло выжить в месте более страшном, чем все ордены и секты - во дворце. Самое удивительное и парадоксальное, что для дворца она оказалась не просто ожидаемо нужной или ненужной, ее испугались. Императорский дворец выпивает из людей сильные чувства, благие намерения, все лучшее и прекрасное. Кто-то ожесточается, а кто-то отворачивается и все бросает. Сун Жовэй не стала исключением.
Чжу Чжаньци.
Огромный свирепый тигрище, в нужный момент умеющий прикинуться. Именно так выглядит Чжу Я Вэнь в роли начальника службы государевой/наследного принца. Принц-кошара умеет клокотливо рычать перед прыжком, а там все и вся в клочья; тихо-мирно провести вечер, вкрадчиво мурлыкая; умеет прикинуться дохлой вороной, чтобы подпустить поближе неосторожного соперника или подслушать важный разговор; знает как выглядеть недалеким котиком, якобы интересующимся только бантиком... в общем, много что умеет изображать.
Чжу Чжаньци истинный внук своего деда. Умный, проницательный, выносливый, он умел войти в доверие любому, найти нужный людей, мобилизовываться в единый миг, обойти ловчие ямы. Принцу очень долго пришлось притворяться. Это было жизненно необходимо, чтобы до поры его никто не принимал в расчет. Впрочем, император видел внука насквозь. Но дяди - были реальной угрозой принцу и его родителям.
Чжу Чжаньци увидел в Сун Жовэй прежде всего нужного человека. Того, кто не станет обузой, но будет опорой. И хотя на момент первой встречи Сун Жовэй была далека от намерения служить императорской семье, в конечном итоге принц не ошибся. Именно Чжу Чжаньци настоял, чтобы она вошла во дворец. Пожалел ли он? Не думаю. В отличии от деда, который опасался, что в будущем Сун Жовэй может захватить власть, Чжу Чжаньци ограничился лишь клятвой, потому как думал по-другому, более того, считал, что ее таланты должны пригодиться их сыну, когда тот станет императором. Так и случилось.
Вторая главная героиня - сестра Сун Жовэй Ху Шаньсян. Ее сыграла Дэн Цзя Цзя. Красивая, утонченная, жестокая и ядовитая героиня. Плохой человек? Нет. Просто воспитанница своей приемной тетки и истинная представительница Внутреннего дворца. За исключением трагедии в детстве, жизнь у нее вполне сложилась. Да, тетка муштровала ее со всей жесткостью, но школа слуг во дворце всегда сурова, более того, немногие выживали. Героиня оказалась в нужном месте, очень рано в ней проснулись амбиции, да такие, что удивлялась даже тетка, занимающая высокий пост. С милой улыбкой и мягким выражение лица Ху Шаньсян шла по головам к своей цели. И вдруг встретила сестру. Ху Шаньсян сначала действительно была счастлива этой встрече. А потом... никто не ожидал, что Сун Жовэй окажется там, куда так долго добиралась Ху Шаньсян.
Отношения сестер - одна из основных сюжетных линий. Она полностью соответствует событиям дорамы, поэтому с самого начала возникло чувство сожаления. Они обе были очень счастливы в детстве. Но второго шанса им не дали, даже хуже, дали уродливую пародию на шанс. Именно поэтому Ху Шаньсян не воспринимается отрицательным персонажем, она такая, какой ее сделали люди и обстоятельства. У нее не было того, что было у Сун Жовэй - любящей семьи.
Второстепенные персонажи здесь ни в чем не проигрывают главным.
Много можно сказать и об отце Чжу Чжаньци, таком нетипичном принце, интеллигентном толстячке; матери Чжу Чжаньци, сильной женщине, которой приходилось впрягаться и тащить свою семью в нужном направлении; отце Сун Жовэй - умном, добром человеке, который пожертвовал всем, чтобы вытащить героиню с пути мести; мудреца-монаха, знавшего все наперед. И многих других. Но лучше посмотреть эту прекрасную дораму.
Для меня список таких дорам, как Ланъя, Альянс советников, Легенда о Жуи, Самого длинного дня в Чанъане и других шедевров китайского дорампрома пополнился еще одной выдающейся дорамой.