В принципе, сериал на удивление приличный. На удивление - потому что большинство китайских дорам "правайну", которые я видела, имели специфику, которую бывает сложно переварить, поэтому, приступая к таким дорамам, я имею немного подозрительный настрой. И этот сериал их не избежал, но у него есть другие достоинства, которые сделали его для меня достойным зрелищем. К тому же, я люблю историю Мулан, поэтому рискую смотреть истории про неё, даже если отзывы так себе. Правда, диснеевский фильм смотреть не тянет, но зато нежно люблю первый мультик.
Итак, многие знают, что Хуа Мулан (вообще-то, Хуа Мулань, но как-то так повелось называть "Мулан", так что пусть так и будет) - это легендарная девушка, героиня поэмы, отправившаяся на войну по призыву вместо отца, рискуя сложить буйну голову не только в ходе военных действий, но и если спалят, потому что наказание для женщины, проникшей в ряды воинства, - смерть. И дослужилась до генерала и государственной должности. В оригинале её палят сослуживцы только уже постфактум, дома, явившись в гости без предупреждения, но во всех попадавшихся мне киноверсиях каминг аут случается более драматически.
В общем, тут, разумеется, тоже переодевание и побег в армию, но... в армию Мулан попадает только аж в 22 серии, а до того у нас тут производственная драма с элементами детектива. Что, вероятно, и спасло дораму, потому что сценаристка умеет в драму, отношения, интригу, но плохо умеет в стратегию и вообще военные дела, так что если бы все 48 серий происходили на войне, это вряд ли было столь смотрибельно.
Гримёра надо было бы оштрафовать за грим актрис. Они там с таким макияжем ходили, что их в пору на подиум выпускать, а не в исторической дораме снимать. Особенно досталось бедняжке Хэ Хун, дочери антагониста, которая хоть и деводура, но ходить с макияжем порнодивы совершенно не заслужила. Только Фу Лин в исполнении Ван Оу со своим макияжем смотрелась на своём месте, но по-моему, это потому что на Ван Оу любой макияж хорош. Что касается ГГни, то её даже в доспехах красили ярко, хоть и не так броско, как в женском прикиде. А поначалу Мулан даже причёсывали так, что к её наряду не хватало только ципао, а уж пятым веком там и не пахло. К счастью, ей через какое-то время причёску-таки поменяли.
В общем, начинается всё с того, что между Северной Вэй и Жужаньским каганатом идёт война, войска возглавляет наследный вроде бы принц Тоба Тао. И тут император Вэй умирает, и принцу надо срочно вернуться с границы, чтобы успеть сесть на опустевший трон, пока другие не подсуетились. А значит, надо как-то свернуть военные действия, и желательно, на хороших условиях. Провернув хитрую комбинацию, Тоба Тао с советниками умудряются-таки это сделать, и по итогам есть уговор о браке вэйской принцессы с каким-нибудь из жужаньских принцев. Жужани в лице кагана и его первого советника не очень довольны таким итогом и думают, как бы так сорвать мирный процесс. Первый советник когда-то был профессиональным вышивальщиком в Вэй (он полукровка), так что в категории вышивки готовит подставу. Он требует в составе приданого принцессы предоставить вышивку, которую сложно выполнить как технически, так и по срокам. К тому же, в эскизе присутствуют цветы магнолии, которые по каким-то тайным причинам запрещены в Вэй, причём настолько, что 15 лет назад там повырубали все магнолии, а даже за разговоры об этом цветке полагается смертная казнь. Как бедную Мулан за имя не казнили или не переименовали в детстве, не знаю)). Потому что имя 木兰 - Му Лань - и означает "магнолия", да ещё и до кучи у неё фамилия Хуа - 花 - "цветок".
С магнолией и этим запретом связано ещё одно обстоятельство, заставившее первого советника вмешать в это дело цветы. В ставку кагана привозят отрезы шёлка из долины Уфын, что в Вэй, и на одном из них тоже вышиты магнолии. Запрещённые. И он начинает подозревать, что это как-то связано с опальным принцем Тоба Шао, из-за которого эти цветы и запретили 15 лет назад, и что это принц как-то подаёт жужаням знаки, желая союза. Поскольку долина Уфын славится своей вышивкой, то все эти темы с принцами, магнолиями и свадебным гобеленом сходятся именно там. ГГня - одна из лучших мастериц долины. Так что сперва у них там соревнования за право руководить вышивкой гобелена, потом борьба за то, чтобы дожить до конца этого мероприятия, потому что кто-то постоянно пытается его сорвать, и некоторые швеи поплатились за участие жизнью. Не все понимают, почему так важно даже ценой жизни максимально качественно вышить какую-то тряпку, но многим ясно, что такое сложное задание дано жужанями как раз для того, чтобы можно было прикопаться к недостаткам, раздуть историю с неуважением и порвать мирный договор. Поэтому на самом деле это битва мастериц за то, чтобы избежать войны, и их жизни в обмен на жизни многих тысяч воинов уже не кажутся такой уж бессмысленной жертвой.
Можно было бы предположить, что все палки в колёса им вставляют жужани. Действительно, в долине присутствует засланный казачок в лице жужаньского принца Долуня, который сотоварищи выдаёт себя за кочевника другого степного племени. Долунь имеет задание сорвать вышивку и выяснить, кто там им в Жужань прислал тряпку с магнолией. На совести принца под конспиративной кличкой "Мо Цзян" есть диверсия, но по большей части гадит кто-то другой. Сам же Мо Цзян ожидаемо влюбляется в Мулан (взаимно), проникается идеями мира, дружбы и жвачки и азартно впрягается в защиту швей и их занятия. Почти полдорамы они там заняты на самом деле плясками вокруг гобелена.
Сперва хотелось ныть, что эй, где война?! Но на самом деле история с гобеленом и сопряжённой с этим темой опального принца достаточно напряжённая и интересная, а также хорошо иллюстрирует, как из швеи Мулан, которая каждое утро делает ванночки для рук, чтобы гибкие пальцы лучше справлялись с вышивкой, получается солдат и командир. Эта история сильно изменила и закалила её характер, и на войну пошла она не просто из идеалистических соображений и желания спасти отца, но и потому что для неё война началась на полгода раньше, чем для всех остальных. Иными словами, для неё последующие военные действия не были абстрактным патриотизмом или дочерним долгом, это было продолжение уже принесённых жертв. К тому же, например, Мулан в армии было бы сложнее достичь таких результатов, каких она достигла как командир и стратег, если бы они с одним из полководцев не съели пуд соли в процессы борьбы за гобелен. Когда полководец Се встречает её в армии, он уже знает, чего стоит эта девочка. К тому же, благодаря этому полководец Се оказывается плотно знаком и с Долунем, так что когда жужаньскому принцу приходится следовать долгу во время военных действий, полководец Се уже многое понимает в характере принца и откуда растут ноги у некоторых идей Мулан.
Также в дораме удивительно адекватная и приятная любовная линия. Если бы не первая, невоенная половина дорамы, лавстори между Мулан и Долунем не могла бы сложиться так мягко и естественно, как пить дать, было бы садо-мазо. А так у них просто удивительно здоровые взаимоотношения для людей, оказавшихся по разные стороны баррикад. Также эта история предопределила поведение Долуня как полководца жужаней. Когда полководец какой-то стороны катастрофически не хочет воевать, эта сторона заведомо в проигрыше. Хотя я считаю, поначалу сценаристка должна была дать агрессору шанс накрутить хвоста Вэй, а то у всех подгорает на тему "ААААА, на нас идёт войной Жужань!", а по итогам на успехи последних без слёз не взглянешь.
Впрочем, военная тема сама по себе уныла, сценарий очень пыжится быть военным, но у него очень плохо выходит, картон на картоне и картоном погоняет. И я не понимаю такого всекитайского пристрастия указывать точную численность войск, когда сценарист сам не даёт себе труда ну хотя бы соблюдать пропорции. То им 20 тыщ конников собрать сложно и сплошное разорение, то откуда-то 60 тыщ жестом фокусника достают, как нефиг делать, а там и до сотни тыщ недалеко. Бывают ситуации, когда без численности звучит неестественно, но не так уж часто, как нам показывают. И это прям беда китайских историчек. Потуги на стратегию идут с переменным успехом. Хотя видали и хуже. С числительными могли быть и огрехи переводчика, я ловила пару раз перевод на ошибках (потому что сюжетно было заметно и субтитры были перед носом), но в военной теме я не следила. Где следила, там всё правильно было.
Зато на фоне военной темы было прекрасное стекло между парой ГГ. Временами, конечно, хотелось уже создать Общество Защиты Одного Конкретного Жужаньского Принца (ОЗОКЖП), потому что Долуню доставалось почти постоянно не от одних, так от других. И всё же его образ умудрились не уронить, хоть и ходили по краю. Ну и там такой замечательный актёр, что он держал на своих крепких плечах свою роль достаточно уверенно. Дилан Ко, тайваньский актёр, в довесок к своим 187 см роста и прекрасной фактуре обладает потрясающим таким прямо тёплым обаянием. Вот смотришь на него - и прям тепло. При этом не сопли в сахаре, он красивый, но не сладенький глянцевый красавчик, у него запоминающееся лицо, не сливающееся с остальной массой похожих актёров, когда ты в панике пытаешься вспомнить, ху из ху на этом празднике жизни. Впрочем, в этом сериале вообще в целом лица не путались, что ценно. И играли почти все нормально, так что с гримом можно было смириться со временем.
Также отмечу, что некоторые его промахи на почве чувствительности - вовсе не косяк. Там довольно часто повторяется, что при всей крутости Долуня у него есть существенный недостаток - мягкое сердце. Даже зовут его 多伦 - "много" + "нравственность". Впрочем, "Долунь" - это ещё и Долон-Нур, уезд во Внутренней Монголии.
Кстати, в этой дораме персонажи просто удивительно нацелены на прояснение недоразумений словами через рот. Никаких там "я сделаю ей больно, чтобы она меня возненавидела и была в безопасности". Если кто-то о чём-то умалчивает, то у него есть причина молчать. Если есть недопонимание - стараются объяснить свои действия. Есть обида - это понятная обида. Пара ГГ даже долго друг на друга не злилась. Почти нет желания сделать кого-то исключительно в бэлом. Там есть эпизод, когда Мулан сознательно использует чувства Долуня к ней в тактических целях. Ему потом безумно больно, потому что сам он на подобное так и не пошёл. А Мулан прекрасно понимает, что это необходимо, но подло. Но необходимо. Но подло. Ну вы поняли. Кто смотрел "Список архива Ланъя", то там нечто подобное в этическом плане происходит с ДР Цзинжуя, когда главный положительный персонаж идёт на сделку с совестью, сгорая от стыда, и с его стороны это тоже форма самопожертвования, когда предать чувства важного для него человека необходимо ради действительно важной цели, но с этим всё равно приходится как-то самому потом жить.
Ещё удивительно прекрасен момент, когда Долунь пробирается в ставку Вэй не ради шпионажа, а чтобы прояснить отношения с Мулан, там такой душераздирающий момент.
Ещё пара ГГ говорит словами через рот "Я люблю тебя". Это не очень принято почему-то в дорамах, особенно в историчках.
Также отмечу пару каган Жужаня / Фу Лин. Она не совсем про любовь, но про привязанность и уважение. Когда подругу Мулан, Фу Лин, по ошибке отправляют в Жужань замуж за Долуня, а в итоге она оказывается замужем за его отцом, старым каганом, что может в этом быть хорошего для юной девушки? Но каган - простой как палка. Первый министр (антагонист) им вертит, как хочет, потому что у того какой-то очень короткий мыслительный процесс. Он мне, знаете, Портоса из советских "Трёх мушкетёров" напоминал. "Я дерусь, потому что я дерусь, хохохо". И с войной тут тоже, если у министра были политически-интриганские причины для агрессии (+ давняя обида), то каган агрессирует в сторону Вэй в стиле Портоса. Но при этом он оказывается совершеннейшим душкой в семейном плане. Если сперва Фулин в шоке от поворота в своей судьбе, то потом она искренне привязывается к мужу, пусть не как к мужчине, но как к человеку, настолько, что ставит на лицо знак вдовы после его смерти.
Полководец Се умничка и душка. Да, сперва он чуть не казнил Мулан ещё в истории с вышивкой, но там суть была в истории с магнолией, у него были связаны руки, зато потом он себя показал. Умный, сперва думает, потом делает, умеет принимать решения, без больного самолюбия.
Антагониста там в целом два. Основной - первый министр Жужаня, Цзинь Цаньцзы (ааа, как это запомнить?!!). Умный, спокойный, как кошка на мягких лапах. Я бы ему тоже верила. И вёрткий как уж. Не думаю, что его слили глупо, когда долго к чему-то идёшь, и до победы один шаг, многие теряют осторожность. Зато насыпал промышленные количества перца под хвосты другим персонажам.
И опальный вэйский принц Тоба Шао. Вот кто местный чемпион по изворотливости, выводящий навык самосохранения на новый уровень. К его несчастью, заботиться о своей безопасности в тени всё-таки намного проще, чем выйдя на свет. Особенно когда ты крепко насолил окружающим. Но его я могу понять, на его месте было бы сложно не озлобиться. Когда ты осмелился пойти против отца-императора ради защиты матери, а потом всю жизнь прячешься... Но ситуацию-то создал император, который скончался ещё в первой серии, всю дораму на троне его брат, который даже был не в курсе, что Тоба Шао жив, охота за ним не шла, жил бы себе и жил, так ведь нет... Так что опальный принц у нас мудак.
Ну и напоследок упомяну старшего брата Долуня, Уди (или Ути). Когда ты завидуешь талантливому брату, в которого ещё и влюблена дорогая тебе девушка (не Мулан), но собственных талантов нет, чтобы его переплюнуть при всей его мягкосердечности, остаётся только завидовать и с открытым ртом пытаться "следить за руками" антагониста, чтобы хотя бы на хвосте последнего добраться до цели. Зато внешне симпатяга.
В общем, впечатления в основном положительные. Не без картона, но посмотрела с удовольствием.