"Хэксандо"... отбивал колокол судьбы...
"Черная гора"... гулко вторил он.
Это слово разделило жизнь министра Чона на -до и -после. Именно туда, на остров Хэксандо (Черная гора), он был сослан по приказу короля Сунджо, действовавшего по указке вдовствующей королевы-регента Чонсун. А причины? Причины нашлись. Министр - подданный прежнего короля Чонджо, а за новым королем стоят другие люди, которые без промедления ухватились за возможность поквитаться с врагами, захватить власть, набить карманы. Благовидный предлог избавиться от политических противников был найден - объявлены гонения на последователей католической церкви, в числе которых были министр Чон и его братья.
Небольшой остров на двести дворов. Беднейшее население, промышляющее рыбным ловом. Губернатор острова и тот выглядит как потрепанный дворовый кот. Чем там заняться ученому человеку? На первый взгляд, ничем. Но пытливый ум всегда найдет лазейку. С первой минуты Чон Як-чон был заворожен морем. Он без устали рассматривал диковинных морских обитателей. За этим занятием он познакомился с местным молодым рыбаком Чан Чхан-дэ. Рыбак тоже был достопримечательностью острова - бастард янбана, непризнанный, не записанный в родовую книгу, поэтому отчаянно пытающийся доказать отцу, что он талантлив и заслуживает внимания. Чхан-дэ каждую свободную минуту занимался самообразованием. Первые встречи Як-чона и Чхан-дэ не были ни мирными, ни дружелюбными. Один повел себя высокомерно, а другой за словом в карман не полез. Сгладило все выступающие углы море. А дальше была обоюдовыгодная сделка. Як-чон стал учителем Чхан-дэ, а Чхан-дэ рассказывал Ян-чону о море и его обитателях. Постепенно жители острова привыкли к этой необычной компании, то громко и размеренно читающей конфуцианские книги, то с увлечением рассматривающей очередного морского гада. А дальше судьба снова ушла на новый виток...
Этот фильм посвящен Чон Як-чону (1758 -1816 гг.), ученому, политику, принявшего католичество, в изгнании написавшего трехтомник по морской биологии. В нем описано 155 видов различных морских организмов.
Сюжет этого фильма плавно переплетает глобальные общественные проблемы Чосона с личными, но не менее важными. О чем-то говорится подробно, что-то завуалированно. От кадров уставшего короля Чонджо, неопытного юного Сунджо и политических дрязг министров совета к кадрам проблемы попыток захвата новых областей влияния Католической церковью и ответных мер от Учителей конфуцианства на высшем политическом уровне.
От глобального к частному. Как принимал новую веру каждый отдельный человек на уровне души и сердца. Возможно ли было в условиях замкнутого Чосона объединить конфуцианство и отзвуки буддизма с католицизмом.
И еще дальше. Что нужно человеку для счастья? Трудно ли оставаться человеком в мире соблазнов зла? Может ли совершенно разочаровавшийся человек снова поверить в мир? Что способно разжечь огонь уставшей души? Почему так легко научить молодого человека книжным премудростям, но невозможно уберечь от ошибок в жизни? Почему молодые и талантливые с головой кидаются в море жизни, не веря в горький опыт видевших, как кого-то выносило к берегу окончательно сломленным, кто-то стал хищником, и лишь единицы возвращались туда, откуда начали. не озлобившись, не сломавшись.
Знать и простолюдины ходят одними дорогами, дышат одним воздухом, но живут в разных мирах. Черный остров столкнул два мира, столкнул молодость и зрелость, буйство и спокойствие, порывистость и сдержанность. Министр Чон Як-чон, был приверженцем реформ, но не сторонник крайних мер, даже в вопросе новой веры, он говорил о том, что нельзя ломать старое. Говорил, что любое учение может научить чему-нибудь правильному. Говорил, что услышав хороший совет, надо к нему прислушаться. Поселившись на острове, выбитый из колеи привычной жизни, ученый смог найти новый смысл жизни. Он не пошел по проторенному конфуцианскими учеными пути - написанию очередных философских трудов. Чон Як-чон занялся трудом приземленным и новым для себя - исследованием, наблюдением, он не погнушался прислушаться к рыбацкому опыту простолюдина, тем самым признав, что и рыбаку есть чему научить знатного человека. Чон Як-чон, обладая доброжелательной натурой и легким характером, сумел завоевать сердца жителей острова, не растеряв благородство и воспитание.
С рыбаком Чан Чхан-дэ бывшему министру пришлось сложно, уж очень колючим и мятежным характером отличался молодой человек. Но разве легко пытаться стать кем-то больше, чем есть не имея перспектив. А Чхан-дэ пытался и стал. Вот только мир не любит, когда кто-то сотрясает устои, рвет налаженные связи. Тогда начинает крутиться мельница, перемалывающая судьбы. К счастью у Чхан-дэ был учитель, который смог научить своего ученика главному - возрождаться из пепла и снова улыбаться миру.
Сюжет в фильме объемный и благодаря разнообразным второстепенным персонажам. Здесь они яркие представители какого-то класса, типа людей и п. Например, есть губернатор острова, купивший свою должность. Вроде важный человек, но должность ему не придала лоска, он все тот же печальный павлин с одним ощипанным пером вместо хвоста. Есть отец молодого рыбака - крупная рыбина в небольшом болотце, мелкая душонка, мерзкий человечишка. Или хозяйка дома, где жил Ян-чон, обладающая широкой душой, веселым и добрым нравом, она хранила тепло очага семьи, деревни.
Если говорить об атмосфере фильма, то она тоже словно море. Размеренная и бескрайняя; иногда гнетущая, как будто надвигается буря; иногда умиротворяющая, как будто воцарился полный штиль.
Оригинальность фильму придает черно-белый формат. Отсутствие ярких красок дает возможность полностью погрузиться в сюжет.
Фильм оставляет ощущение решенной проблемы, сброшенной ноши, светлой грусти и яркого солнца.