Пожалуй, одна из лучших дорам. Часто так говорю? Возможно. Ну что же делать, раз Китай умеет создавать такие потрясающие вещи.
Дорама снята по сюжету одноименного романа.
228 год, эпоха Троецарствия. На сцене царство Вэй, основанное родом Цао и царство Шу, позиционирующее себя наследником погибшей династии Хань. Чжугэ Лян, величайший стратег и главный министр Шу, начинает череду Северных кампаний против Вэй. И первая из них была неожиданно проиграна. Проанализировав информацию, Чжугэ Лян приходит к выводу, что виной стали ложные разведданные. На разных уровнях государственной машины начали разыгрываться новые интриги. Видимая часть во дворце - разворачивается игра против Чжугэ Ляна. А невидимая этажом ниже - ещё с большей силой закрутились колеса разведуправления Шу - Сывэнцао. Вопросы о проигрыше Шу напрямую следовало бы задать шпиону, уже много лет находившемуся в Вэй под кодовым именем Байди. Ради этого туда был послан еще один шпион, зять Байди Сюнь Сюй. Приехав в Вэй, переговорив с Байди, Сюнь Сюй узнает, что в Сывэнцао проник шпион Вэй. Именно он перехватил информацию Байди, заменив на ложную. Чтобы вывести агента на чистую воду и заслужить себе жизнь, Сюнь Сюй и Байди начинают свою собственную игру.
Перед вами исторический шпионский детектив. В нем не так уж много трюков в стиле уся или бондианы (хотя мне стало интересно, действительно ли работали те "крылья" или существовали, как у Леонардо в чертежах, или как в "Иван Васильевич меняет профессию" - "пущай полетает"). Сюжет по строению ближе к романам Джона Ле Карре. Здесь много изнанки жизни людей, которые каждую минуту отдавали служению стране. Любой незначительный нюанс мог спасти город или же погубить целую армию, не говоря уж о такой незначительной в государственных масштабах малости, как одна жизнь. Тонкости шифрования и знаков для посвященных переплетаются диалогами. Здесь никто не говорил просто так. Каждый разговор утягивал на глубину, столько в нем смысла. И не всегда понятно, что к чему. К нелегкой службе разведуправления добавлялось понимание, что абсолютно каждый мог оказаться шпионом чужой страны. Правила "Не болтай", "Не верь", "Проверяй дважды" становились правилами жизни.
Подкупает в этом фильме возможность подумать. Несколько раз зрителя обманывали "ложным" финалом. Ну вот, казалось, поймали агента, неужели все, ан нет, происходящее гораздо сложнее. Много раз подводили к черте, где оказывалось, что персонажи не те, за кого себя выдавали. И стоило привыкнуть к новому полюсу, как сюжетный поворот снова все выворачивал наизнанку. Зрителя словно впихивали в шкуру шпионов, приучали к правилам Сывэнцао. Конечно, с определенного момента начинаешь понимать что к чему, но все-таки до конца ничего не ясно. И это прекрасно.
Играет свою роль в определении полюса персонажа и амплуа актеров (хотя что такое полюс? Вы за Шу? Или за Вэй? Кто прав, новая династия или та, что пытается на обломках фундамента возвести дом по образу разрушенного?)
Я люблю китайские дорамы и уже давно не путаюсь в лицах. Но тут в первых двух сериях пришлось прибегнуть к уловке ранней карьеры - чтобы различить персонажей Вэй и Шу, нужно было запомнить какую-нибудь выдающуюся черту - греческий нос, походку, родинку и т.п. А все потому, что персонажи обоих стран одинаково одеты, живут помещениях-близнецах. Даже природа одинаковая, ни на одной березе не написано, что вот тут уже Вэй или Шу. Но больше трудностей не было, только огромный интерес и начисто забытая клавиша быстрой перемотки - все время возвращалась назад, чтобы осмыслить невпихуемое.
Байди.
Его играет невероятный, чарующий своим голосом Чэнь Кунь. К слову о полюсах, играло ли роль его амплуа? Без сомнения. Я верила в него много-много серий.
Кажется, кто-то из героев нашего фильма "Начальник разведки" (очень рекомендую) говорил, что сложнее всего в работе нелегала не почувствовать симпатию к тем, против кого работаешь, потому что враг приобретает лицо. Байди много лет был кем угодно, только не самим собой. Он сумел преодолеть все сложности работы шпиона. Такие люди как Байди - столпы страны. Они незримо подпирают свод.
Сюнь Сюй.
Его сыграл Бай Юй. Пожалуй, при всем уважении к Чунь Куню и его персонажу Байди, это самый потрясающий герой. Слегка неловкий, не к месту со странной улыбкой, с какими-то угождающими жестами, иногда простодушный - казалось, что такой человек забыл в Сывэнцао, а главное, как он там выжил. Сюнь Сюй уникален тем, что не притворяясь, да, он таким и был - слегка неловкий и угождающий, он раз за разом преподносил сюрпризы. Сюнь Сюй - это двигатель, который толкал вперед лодку царства Шу.
Третьим в этой команде выступает глава Сэвенцао Фэн Ин. Его сыграл актер Не Юань (помните "Дворец Яньси", вот-вот, тамошний, контуженный своими наложницами, император). Этот персонаж - настоящий чекист. Тысяча масок. Миллион подходов. Видеть цель, верить в себя, устранять препятствия - это про него. Неоднозначный персонаж, даже по итогам финала. Лично я так и не разобралась в своем отношении к нему. Но "пациент скорее жив".
Это был лагерь Шу. Теперь Вэй. В отличии от Шу, здесь нигде не упоминается высшая власть рода Цао. В кадре только пара человек от военного управления, куда входил отдел разведки. И к слову, о постоянном переворачивании симпатий с ног на голову и обратно, вот как раз эти два человека - яркий тому пример. Про себя скажу, что с какого-то момента им, даже не Вэй, а им хотелось пожелать удачи.
А вообще и шпионы Вэй, и шпионы Шу - достойнейшие люди. Будь другими условия - стали бы друзьями.
Женские персонажи. Здесь их два. Жена Байди - отличный персонаж. Хладнокровная, выдержанная, верная женщина, ее сыграла Сунь И. С этой героиней и Байди связаны буквально пара эпизодов... даже не романтики, дурацкое слово, а нежности. Прекрасные кадры, только подчеркивающие серьезность сюжета.
Удивительно, но впервые в жизни меня не раздражала Анджела Бейби. Не в обиду фанатам, но никогда не понимала, что она забыла в мире лицедейства от слова профессия, когда это самое лицедейство у нее отсутствует. Но именно в этой дораме ее ярко-выраженное равнодушие пришлось кстати. Эта героиня тоже шпионка, под прикрытием роли девочки из борделя. Тамошнюю жизнь нам не показывают, только разговоры с серьезными людьми, а с ними певичке не обязательно быть певичкой, нужны ее шпионские качества.
В дораме есть четкий финал. Очень китайский, но по-другому быть не могло.
От души благодарю Кота Изерлонского и FSG Jade Fox за доступный перевод.