"Вы все должны ценить цветы и чай, которые нам преподносят. Потому что человеческое сердце важнее всего. Именно таким является путь достойного воина."
Если кратко про фильм - ярко, забавно, немного трагично и познавательно.
Как почти у всех японских исторических фильмов, сюжет этогопостроен на фактах жизни реальных исторических лиц. В храме Роккаку-до в Киото располагалась школа составления цветочных композиций - Икенобо. Там жил монах по имени Сэнко. Однажды именно он, талантливый и чудаковатый, был избран в качестве составителя цветочной композиции для самого Оды Нобунаги, к тому времени вошедшему в зенит славы. Но вот проблема, Сэнко, живущий лишь цветами и их предназначением, понятия не имел, что из себя представлял Ода Нобунага. По краткой характеристике (характер скверный, женат) друга-монаха, Сэнко была создана монументальная, завораживающая композиция из сосны и цветов под названием "Дракон, взмывающий в Небеса". Высокая комиссия во главе с Одой практически приняла новаторский проект, но в самый ответственный момент центральная ветка сосны с громким треском надломилась и стала крениться. Замерли все, даже птицы. К счастью, Нобунага был в хорошем настроении и произнес слова, которые спустя долгие годы откроют путь к зачерствевшему сердцу совсем другого человека. Но тогда проект был принят. Школе были возданы почести. Именно в тот день, дорога Сэнко пересекла дороги людей, которые повлияют на его искусство и жизнь. А пока он вернулся к своим занятиям. Спустя время, после смерти Оды Нобунаги, власть берет в руки его вассал Тоётоми Хидэёси, человек с ещё более скверным характером. А Сэнко становится главой рода Икенобо. Однажды их дороги опять (да, однажды они уже встречались, только тогда Хидэёси звали Обезьяна) пересеклись.
Школа Икенобо считается основоположником искусства икебаны и была основана монахом Икэнобо Сэнкэем. Эта школа воспевает величие природы и существует по сей день. Центральной линией сюжета является знакомство и дружба Сэнко Икенобо и мастера чайной церемонии Сэн-но Риккю, а так же смерть последнего. Сам главный герой - это так же историческое лицо, второй глава рода Икэнобо Сэнко II. Главным катализатором драматических событий - Тоётоми Хидэёси, к тому времени заигравшийся в бога.
Этот фильм очень разный. Он и трогательный, и мудрый, и трагичный, и солнечный. А так же очень красивый. Искусство икебаны играет тут нежными и тонкими красками. Цветы как люди, и люди как цветы. Они растут, расцветают, иногда гибнут не достигнув естественного увядания. Цветы сопровождают человека на протяжении жизни. Они не просто радуют взор, а заставляют вглядываться, вдумываться.
Актеры замечательно отыграли свои роли. Удивительно харизматичный Одна Нобунага в исполнении Накай Киити. Сумасбродный "обезьяна" Тоётоми Хидэёси Итикавы Энносукэ. Мудрый, с взглядом глубоким как колодец Сэн-но Риккю в исполнении Сато Коити. И главное, неповторимый, Сэнко Икенобо в воплощении Мансая Номуро. Именно он - душа фильма. Оптимистичный, отзывчивый, тонко чувствующий, мудрый и одновременно простой, совершенно не заносчивый человек.
В японских фильмах редко обходят вниманием второстепенных персонажей. И дело даже не в количестве экранного времени. Краткость - сестра таланта. Именно так - кратко и емко обрисованы второстепенные персонажи - вассалы Хидэёси, ученики школы, посетители храма. Каждый на свой лад, как разнотравный луг.