Отзыв на дораму Шаолинь

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

     Дорама, которая обманула, но не разочаровала. 

     В эпоху Мин годы правления императора Цзяцзина были неспокойными. Император увлекался даосизмом, поиском пилюлю вечной жизни, но совершенно не интересовался жизнью империи, а ее "съедали" засухи, наводнения, землетрясения, голод, нашествия пиратов. От имени императора правила семья Ян, в лице великого секретаря Ян Суна и его сына - могущественного министра Ян Шифана. 
В это неспокойное время жили три названных брата и сестра. Назовем их Воин, Ученый, Монах и Принцесса. Все они из знатных родов, их отцы-дяди так же были названными братьями. Но политические интриги развели их по разным сторонам. И в конце концов дело закончилось трагедией - дядя Воина, влиятельный политик и помощник Ян Шифана человек по имени Мин Дэ оказывается виновником смерти родственников двоих братьев и сестры. Сами они выжили лишь благодаря Воину, но благодарности не испытывали, а воспылали ненавистью. Монах был спрятан в монастыре Шаолинь, Сестра - продана в бордель, Ученый - затаился. Ну а Воин остался рядом со своим дядей, связанный родственным долгом. 

     Это было сложно.
    Дорама с "говорящим" названием настраивала на определенную волну. Дзен-буддизм, монахи, сутры, звон чаш, звук колотушек, и, конечно, боевые искусства. Шаолинь же. Но от первой до двадцатой серии на первый план выходит Месть. Именно так, с большой буквы. Все это время герои пытаются убить Мин Дэ. Очень наивно, по-пацански, не думая о последствиях. И каждый раз их преследуют неудачи. Либо план изначально глупый, либо Мин Дэ на шаг впереди, а чаще и то, и другое. На это было просто больно смотреть. Каждый раз они кидались на амбразуру, и каждый раз получали по морде. И спасал их в очередной раз Воин, в свою очередь получая уже от дяди. Превентивно. Ибо Мин Дэ просчитывал эту группу товарищей легко и просто. И вдруг после всего этого, пардон, избиения младенцев, оказывается, что дорама все-таки не о мести, а о дзене. О смирении и прощении. 

     Это было грязно.
     Валянию мордой по пыльной дороге в дораме посвящено уйма времени. Валяют смачно, со вкусом, разнообразно. Каждый раз в кадре крупным планом кровь, слюни и другие биологические жидкости. В подробностях колото-резаные раны, увечья. После физиологических травм, раскачиваются психологические. И о них тоже очень подробно. Душераздирающее зрелище, без сарказма говорю. Самое главное, подобные эпизоды были действительно необходимы, как часть становления персонажей. Жизнь их не меняла, она их перемалывала, а потом лепила заново. Но мордобоя было слишком много, зритель не идиот, и так бы понял идею.

      Это было традиционно. 
     Не месть, а прощение. Не бунт, а смирение. Не гнев, а созерцание. Эти постулаты отвечают всем религиям и учениям. Да и нормальному мироощущению человека тоже.

     Это было ярко.
     Простая элегантность костюмов или вычурность доспехов без фэнзийности. Бои монахов Шаолиня. Детали в эпизодах повседневности. Отличная актерская игра. Эмоциональный накал. Объемные характеры. Запутанность путей. Сложные решения. 

     Это было мелковато. 
     Политическо-историческая линия. Начиная от попыток свалить семью Ян до борьбы с пиратами. Эти две проблемы в эпоху Цзяцзина имели поистине масштабное значение. С ними боролись многие и многие, люди, гораздо более значимые и умные, чем герои.  Здесь же какой-то междусобойчик. Но с другой стороны, дорама по большому счету не о Янах и их свержении и не о проблемах империи.


     Главный герой здесь Монах
     Человек, на глазах которого убили отца и старшего брата. От неминуемой смерти его спас названный брат. Очень по-китайски спас, но мы же знаем, что падение с обрыва со стрелой в плече - не причина гибели главного героя. Его укрыли монахи Шаолиня. Судьба сыграла очередную шутку. Глава дворика траволечения, с детства лечивший Монаха, снова спас тому жизнь. И герой остался в монастыре, это была не прихоть, а условие Мин Дэ. Много-много времени, мордобоя и травм понадобилось Монаху, чтобы хотя бы смириться с положением и перестать пытаться глупо мстить. В конце концов, герой перестал сбегать, но лишь потому что нашел другой способ мести, но он требовал подготовки. И только спустя многие смерти и разочарования Монах в конце концов стал тем, кем должен быть. 
Играет Монаха Чжоу И Вэй. После такого сильного и выдержанного генерала в "Повести о Шанъян", создать образ, полный противоречий и боли - удивительный талант.

      Воин. 
     Неплохой человек, связанный родственным долгом. Его отец - названный брат Мин Дэ, сам он всем обязан последнему. Воин действительно не раз пытался сохранить жизнь своим братьям и сестре. Жизнь, но не достоинство, потому что родственники тех, кого обвиняли в измене, лишались права на достоинство. И каждый раз он получал в ответ лишь презрение и гнев. Очередная трагедия зажгла уже его гнев, оттеснив совесть. Так началась дружба-вражда, любовь-ненависть с теми, кто когда-то был ближе родни. 
Этого героя было откровенно жаль. Облеченный властью, но лишенный права выбора. В дораме его пинали, морально, потому как герой был не промах, каждый, кому не лень. А он все терпел, потому что чувствовал себя виноватым, потому что был нормальным человеком. 

     Ученый. 
     Он идет в самом хвосте. Именно потому что ученый со всеми его сотрясаниями воздуха цитатами Учителей. Герой в одной дораме сказал отличные слова: "Книги Учителей не для реальной жизни". Сочувствие к Ученому убил тот эпизод, где по его наущению взбунтовались соученики и все были вырезаны. Думаете, он сильно проникся? Нет. Ужаснулся, но по-прежнему горевал о собственных бедах, в уме приравняв их к государственным, как же, во всем виновен Мин Дэ и соответственно Яны. Он наивно полагал, что другой великий секретарь будет праведником. Но в конце концов и для Ученого нашелся повод стать настоящим героем. Я говорю о самопожертвовании ради других. Пусть он снова облек свой поступок в цитаты Учителей, но так уж он жил. Спаси человека, который рядом с тобой - это основная мысль дорамы.

     Принцесса. 
     Надменная девушка, которую лишили титула, дома, всех родственников. Попав в бордель, она не стала проституткой, Воин так запугал хозяйку, что Принцессе надо было только играть для гостей. А потом она и вовсе попала в льготные условия. Казалось бы, Принцессу стоит пожалеть. Но мне все время приходило на ум одно слово - змея. Ну никак не виделась она мне в роли хорошего человека, даже если бы ее не постигли беды. Столько в ней гонора, не могу подобрать слова мягче, что жалость испарялась сама собой. И дальше тоже, когда ей пришлось "работать" в борделе, но тут, возможно, потому, что все подробности остались за кадром. Выбор и игра актрисы тоже имеет значение. Вся игра сводилась к сжатым губам, потряхиванию и шипению сквозь зубы. 

      Есть тут ещё один герой Шаолинь и его монахи. И у них тоже своя дилемма: что важнее Шаолинь, как здание и место или люди, живущие в нем? Этот вопрос на самом деле стоит во главе сюжета наряду с моралью "спаси человека, стоящего рядом с тобой". Это своего рода формулы, просто подставь нужные имена или названия.

     Антагонисты тут в физическом виде и духовном. В какой-то момент сюжет так поворачивается, что Ян Шифан и Мин Дэ и их деяния становятся какими-то незначительными по сравнению с теми чувствами, которые не давали жить героям в мире.

      Эту дораму следует смотреть не торопясь, потому как смысл здесь не в финале, а в том, как пройдены пути. Очень во многом, как мне кажется, дорама перекликается с фильмом "Сюаньцзан". Конечно, цели у героев были разные, но вот пути одинаково сложные. И итог - просветление.

Автор: lilitana1
Аватар lilitana1
Все отзывы lilitana1 126
Все отзывы на Шаолинь
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 19.10.22

Меню