Джонни То решил переплюнуть всех.
К моменту выхода данного фильма "главный режиссер по якудза" Такеши Китано выпустил мейнстримного "Брата" и отошел от темы гангстеров, Такаси Миике снял "Человека в белом" в 2003, а другой гонконгский режиссер снял "Цзянху. Кровные братья", на волне успеха "Двойной рокировки".
Чтобы выделиться на фоне корифеев Джонни То решил переплюнуть самого Кинджи Фукасаку.
Прежде гангстерское гино Гонконга сосредотачивалось на динамике и быстром темпе повествования, главной фишкой были виртуозно поставленные сцены боев и перестрелок, а здесь гонконгский режиссер попытался уместить в 1 фильм чуть ли не всю пенталогию "Битв без чести и жалости".
впрочем, ключевые моменты и темы, а также сюжетные поворты затрагиваемые То мастерски обыграны в паре фильмов из цикла "Дневники якудза" (Другое название "Битв") , а также в любом другом японском фильме 70.
в частности, моральное падение и преображение обычного "преступника с благородными намерениями" в отъявленного мерзавца или в человека-зверя наиболее ярко и живописно показаны в "Уличном бандите" и "Кладбище чести" 1975 года, ну и европейское кино тоже не подкачало. та же экранизация Золя, "Человек-зверь", он же "Человеческое желание".
На мой искушенный взгляд фильм Джонни То претенциозный, вычурный и занудный.
Сцены с обсуждениями кандидатов сначала интересны, но затем надоедают своей бесполезностью. История с "жезлом, дающим силу и право на власть" кажется притянутой за уши. Якудза действуют изощреннее и элегантней.
Они могут выйти из "большой семьи" и основать свою группу, либо стать союзниками якудза из другого города, могут стать побратимами или как в случае с боссом семьи Хироно, могут вернуть "братскую чашу" и разорвать связи с той или иной группировкой.
Кроме того, якудза могут пригласить уважаемого арбитра из третьего клана, ну и просто начать физически устранять конкурентов.
Фукасаку не затягивает с пустыми разговорами. У него боссы собираются чтобы высказать свое мнение, затем ездят друг к другу чтобы прощупать планы и заключить союзы, а потом подручные действуют быстро. Только успевай читать, что такого-то числа такого-то года был убит человек из такого-то клана, а в ответ было совершено нападение на их заведение, причем, японские рядовые гангстеры нападают даже при отсутствии огнестрельного оружия, даже с рыболовным гарпуном, лишь бы отстоять честь своего клана Воистину наследники самураев!
Якудза не унижают людей взятками. Они скромно преподносят конверт со словами "Здесь немного денег. Повеселитесь как следует"
Поведение гангстеров, бросающих деньги на подкуп кажется наигранным и ребячливым.
Церемонии вступления в семью, похороны членов якудза, отрубание пальца и другие ритуалы у Фукасаку вплетены в живую ткань повествования, у Джонни То они появляются ближе к концу и кажутся уже ненужными и даже неуместными.
Так ли необходим какой-то жезл, чтобы стать самый могущественным якудза? Достаточно всего лишь устранить конкурентов , что Фукасаку демонстрирует с большим изяществом и эстетизмом.
Например, когда герой Бунта Сугавары похищает босса и его жену и весь такой в светлом костюмчике темной ночью под проливным дождем, с зонтиком в руках стоит над глубокой ямой, в которой заживо закапывают жену босса якудза.
А хрестоматийные сцены в бамбуковых рощах на мечах в "Войне авторитетов за Хокурику" и "Секс и ярость", схватка на железнодорожно\ых путях в "Токийском страннике"! Зрелище столь же кинематографически выразительное, сколь и ужасающее и отвратительное, как езда на армейском джипе на заснеженном берегу реки вокруг закопанных в снег по самую шею несговорчивых партнерах.
Концовка фильма "Выборы" опять же скучна и морализаторски дидактична. Все эти якобы исступленные удары по голове камнем, и параллельная сцена убийства жены Ди и сцена с мартышками. Почему-то вспоминается сцена борьбы начинающего якудзы на вершине холма с наемным матерым убийцей в "Сукебан. Партизанская борьба девушки-босса" либо "Сукебан. контратака Королевы пчел".
А сами заросли точь-в-точь как в сцене погони Мун Ли за Юкари Ошимой на склоне горы из фильма "Красавица инспектор".
Персонажи "Выборов" поначалу показались живыми, интересными, но неправильная постановка последовательности действий, и вообще отсутсвие действий, а если они и внезапно инсценировались участниками марафона зануд, то были уж очень постановочно неправдоподобными. Все эти нападения с бочками, обливания красками-тортами, якобы ужасное пронзание мечом.
В недавнем "Чень Пи против Хуан Куя" и то схватки были зрелищнее и правдоподобнее, особенно когда Чень Пи раз за разом бьет гигантского толстяка ножом, не пытаясь вынуть девятизубый крюк из собственной ноги.
Наиболее полно метаморфоз поглощения "мафии" человеком показаны в сериале "Любовь/Ненависть" и в фильме "Собака кусает собаку".
Бывший полицейский, ставший бойцом на кулаках за деньги, лишь бы отомстить тайскому наемнику в лице Эдисона Чена - это наиболее впечатляющая роль Сэма Ли.
Если за основу сюжета "Выборов" взять идею о том, что вступление на порочный путь ведет ко все большим преступлениям, как развернутой последовательности событий, то гораздо увлекательнее посмотреть фильм 1975 года "Горо".
Фильм, где есть все, нападение медведя, собаки, наемные убийцы, погоня за артефактом, случайные жертвы из числа "сопутствующего ущерба", инцест между умирающей от смертельной болезни сестрой с родным братом, и куча трупов, больше, чем в "Гамлете".
В общем, лучше бы Джонни То, как его коллега из Японии Такеши Китано, не изобретали велосипед, а снимали бы такое кино, какое они научились лучше всего снимать. Один - динамичное и агрессивное, другой - меланхоличное и созерцательное.