Оцените отзыв
Благие знамения режиссёра Ким Хон Сона и сценариста Ким Джин Ука в разные моменты могут показаться идиотизмом, а могут - непостижимостью, всё зависит от наклона головы. На мой взгляд, они придумали (или позаимствовали) отличный способ удовлетворить желание восстановить историческую справедливость. Ведь, если не мы, то кто?
Поэтому Приманка в целом оставила меня довольной не только из-за своего качественного сценария, добротной режиссуры и естественной актёрской трансформации, но и потому, что в своей извращенной форме она удовлетворяет моё стремление к справедливости.
То есть несколько изменив реальность, чтобы помочь понять мотивы всех персонажей, их выбор и точки невозврата, эта драма даёт возможность осознать причины жить здесь.
Я не знаю, куда ведёт мой путь.
У меня нет времени на раздумья:
что правильно, а что нет.
Хочешь – ответь..
А я просто ваяю порядок из хаоса,
это даёт мне силы дышать, дышать.. /OST, part1, ABOUT — Unstoppable/
А чтобы вернуть людям то, что утрачено в этом хаосе несправедливости, драма сочетает в себе реальную историю и фантазию, переплетенные в непредсказуемом, хотя и несколько узловатом сюжете, который похож на саму жизнь. Простой, как сама жизнь, сложный и запутанный, как сама жизнь, и поэтому очень берущий за душу. Самое то, что мне, как зрителю, нужно.
Значение слова «приманка» – это определённая пища для ловли того, кто не сможет от неё отказаться, кто клюнет во что бы то ни стало, наплевав на здравый смысл, кто сойдёт с ума и потеряет контроль.
На приманку ловят рыбу, расставляют ловушки на зверя. Приманка убивает. Это вкусное зло? Или очищающее добро? Кажется, зависит от обстоятельств. И в этой драме уж точно не будет недостатка в желающих разбросать приманки где ни попадя, а также в тех, кто жаждет на них нарваться..
Но не ожидайте чего-то героического. Это кино не о хорошем парне или плохом парне, скорее здесь показан весь спектр оттенков каждого из людей (если, конечно, они всё ещё люди). Лично мне, склонной считать, что характер человека в некоторой степени определяется с рождения, было интересно, насколько сильно обстоятельства меняют людей. И мне нравится, что Приманка не триллер-супербоевик, а скорее психологический саспенс.. без героизма и героев.
И даже в таком жанре следить за сюжетом было не скучно, а увлекательно, благодаря любовно выстроенным мизансценам и оригинальной структуре сериала. Эта структура отражена в названиях серий и, если обратить внимание на них, то можно лучше понять развитие.
Похоже, история одного из самых прославленных, если можно так выразиться, мошенников Республики Корея, здесь лишь верхушка айсберга. И главный герой не он. Если каждый просто будет хорошо делать свою работу, то герои не понадобятся вовсе. Однако, ирония в том, что Мошенник сделал свою работу слишком хорошо, настолько, что обманул сам себя. Смешно, как в жизни..
Прописные истины также из жизни: чем наглее и безумнее ложь, тем больше народ верит, чем грубее творишь над ними насилие, тем сильнее любят. Уловки мошенников просты и для корейского общества действенны, ведь там скорее поверят человеку уверенному, состоятельному, говорящему на иностранном языке (английский и наличие люксовой недвижимости огроменный плюс) и лицемерно пускающему пыль в глаза. Не зря наш Мошенник влез в безупречный белый костюм (искренность), представился в стиле Рэймонда Смита «My name is No Sang-cheon» и подготовил искусную манипулятивную речь:
Кто же, если не мы люди?
И какая-то часть сознания подсказала этим «изумительным» умам человечества, что нельзя игнорировать манипуляции того, кто владеет даром английской речи, валютными счетами и белым костюмом. По крайней мере не поверив сперва хоть один разок до конца.. Звучит абсолютно по-идиотски, но кто сказал, что расчет на интеллектуалов делается?
И здесь важный вопрос - почему успешный адвокат чеболей отказался от столь доходного места и стал проблемным детективом.
Ибо, кто же, если не мы?..
Детектив Ку До Хан для меня загадочен с самого начала и до конца. Идиотизм или непостижимость? Сначала казалось, что с ним случилось одно из: кукушечка улетает (психопатия), или крышечка захлопывается (социопатия), или зеркало трескается (деперсонализация, отсутствие эмпатии). Но наш Детектив ведёт себя как мегаадекват, который в любых обстоятельствах продолжает методично искать улики, не попадаясь ни на какие приманки, а просто хорошо выполняя свою работу. Ответственный мужчина за работой – моя самая любимая картина. И когда на экране появлялся Ку До Хан, я почему-то чувствовала облегчение, как будто он приносил с собой тепло и человечность, несмотря на.. некоторую одержимость.
Процесс поиска преступников, конечно, щекотал нервы порой, но для меня это никогда не было главным в кино. Мне важнее персонажи. Здесь внутренний психологизм каждого из них был изображён очень хорошо, и я наслаждалась драмой, думая о человеческих слабостях и сильных сторонах, сомнениях и убеждениях..
Персонажи Приманки проработаны сценаристом с воодушевлением, на мой взгляд. Кто-то кажется центральным персонажем, а кого-то мы видим лишь на заднем плане, но тем не менее каждому, даже самому незначительному навскидку, отведена определённая роль. Они показаны так дотошно, что создается ощущение реальности этих персонажей, словно они мои давние знакомые, вот только вчера возле подъезда столкнулись. И кроме того фееричное разнообразие образов. Особенно жертвы мошенничества.
Один - просто пижон-процентщик с ярко выраженным эффектом Даннинга-Крюгера.
Другая встряла в схему, как овца из поголовья, и за ней потянулись табуны таких же овец. Сцена в парикмахерской натуральная, будто с записи скрытой камерой.
Третий, наивняк ангелоподобный с вомбатьими глазками, прямо вылитый мой сосед дядя Юра, мечтающий о светлом будущем. А какие ж мечты без денег?
Четвертая.. а вот у четвертой глаз блестел, нездорово так блестел, завистливо так, алчно..
Пятый - Студент. А Студента жаль. Единственный из жертв, кого искренне жаль. Хотя.. всё равно такая ситуация неоднозначная.. Я не готова чисто морально.
А самое сложное! Как они меняются из прошлого времени в будущее, пытаясь добиться перемен, тоже ведь по-разному: ангелоподобный «дядя Юра» способен и ножом пырнуть (правда может?), овца – ах, какой пассаж – вряд ли станет тигром, зато лох с эффектом Даннинга-Крюгера – настоящим зверем по щелчку..
Мой любимый персонаж в Приманке это Репортёрша - Чон На Ён. Причём поначалу она жутко бесила своими истеричными оленьими глазками. Однако у неё очень человечное лицо и взгляд действительно красивый, искренний. Когда смотрю на неё, почему-то вспоминаются строки древней песни:
Мне очень нравятся светлые люди, которые делают небо голубым. Может быть это тоже какая-то болезнь? Или эффект? В любом случае, мой фаворит - неглупая репортёрша за работой, на чётко очерченном жизненном пути с неизменным девизом: «Если не мы? То кто?»
Приманка - это продуманная психологическая игра, в которой на ход впереди окажется тот, кто верит только доказательствам, ибо это лучшее правило в жизни.
- Почему ты всё ещё не расспрашиваешь свидетелей?
- Я проверяю некоторые доказательства. Нельзя верить показаниям, но доказательствам – можно.Ку До Хан
И потому капитан Ку, по-моему, чуть ли не единственный адекватный детектив в корейском дорамапроме. Детектив-единорог. Но тоже с интересным развитием персонажа. В шестой серии просто «ащщ»!
Поступки Ку До Хана, начинающего понимать страдания жертвы, отождествляя себя с Наён, так трогательны.. Я снова и снова ставила себя на его место и представляла, как человек, перенесший сильнейшую трагедию, сочувствует меньшей трагедии, а может быть для некоторых и не трагедия это вовсе. Я очень хочу, чтобы было больше подобных людей в нашем мире.
Ибо если не мы, то кто?
Хотя.. бывали моменты, когда кажется, что капитан Ку может самовозгораться. Ярость До Хана тоже служит ряду целей.
Например, она открывает нам путь к пониманию того, почему ситуация настолько скандальна и опасна для простых смертных, действующих далеко за пределами разреженного воздуха богатства.
Или объясняет мотивы и действия Замначальника Кана. Это тоже интересный персонаж с непредсказуемым развитием. И актёру, сыгравшему его, хочется сказать большое спасибо. Сцена перед лифтом в 7 серии одна из любимых и действительно напоминает Двойную рокировку. Однако для тех, кто смотрел тот фильм с Тони Люном, она может стать спойлером.
Зам: - Не понимаешь в какой мы ситуации? Того и гляди меня уволят.
Детектив Ку: - В этом я сильно сомневаюсь. Вы слишком много знаете.
(Двери закрываются).
Хотя о чём я.. в этом узловатом сюжете спойлеры невозможны по определению Знамения 4. Здесь вместо спойлеров - приманки.
В корейском социуме однозначности тоже нет. Эффект Даннинга-Крюгера работает в обе стороны. Простыми словами: «в самом лучшем из нас столько же плохого, сколько в самом худшем из нас хорошего».
Все персонажи действительно разношерстная увлекательная компания. Хотя у них есть общие черты — здоровое неуважение к органам власти и еще более здоровая любовь к власти денег.
Тем не менее, человеку, бросающемуся в заминированную шахту, чтобы кого-то спасти, скорее всего нужны их счастливые улыбки, а не медаль или новый автомобиль (хотя тоже не помешает, но об этом в шахте как-то не думаешь). Что тоже добавляет немного реализма.
И о мести тоже не думаешь в шахте.. Ведь что такое месть? Ну, отомстишь ты своему обидчику прямо.. и сядешь сам в тюрьму. Отомстишь хитро – об этом никто не узнает. И тогда новые преступники всё равно продолжат проворачивать всё те же планы, а люди будут страдать. Не лучше ли вместо мести создать систему, в которой преступнику будет больно. Везде и постоянно, где только можно. Ад подходит.
На самом деле мошенники и их схемы не особо меняются, приспосабливаясь ко всем видам деятельности, от инвестиционных фондов и афер с криптовалютами до махинаций в сфере политического управления или даже шоу-бизнеса и агентств развлечений (кстати, в свете последних скандалов в шоу-бизнесе Кореи, эта сфера здесь выглядит довольно свежо). Так что в Приманке зло также разнообразно, эволюционирует в соответствии с современными реалиями, имеет свою индивидуальность и принципы: «мошенничество не чета убийству», «я тоже жертва», «мы не верим тому, кто всё время лжёт», «мы победили в этой битве интеллектов». Последние два такая красивая ирония.. ирония возвращённого зла. Политики и прокуроры не доверяют Но Сан Чону.. И действительно, как можно верить мошеннику, который всегда лжёт. Так что в итоге они собираются победить в этой битве мозгов. Но помним Знамение 1: не доверяешь людям – обманешься сам. Это было хорошо..
Конечно, я понимаю, что этот финал – воображаемый и потому с некоторой долей печали. Но в нём живет надежда: ведь на самом деле должно быть: «государство для человека, а не человек для государства», «преступление никогда нельзя оправдывать», «чудовища попадают в капкан», «месть не есть средство справедливости», а «человек - это человечность».
Поэтому последняя серия так и называется «Люди». Да, мы – люди. Ради Бога.. мы самые могущественные существа в истории планеты. Мы можем позаботиться друг о друге и создать наш комфортный мир. По крайней мере, обязаны хотя бы попытаться. Если не мы, то кто?
Разве не в этом смысл жизни? Обязательно, во что бы то ни стало, надо пытаться, как персонажи этой непостижимой драмы. Даже если нам не повезёт, пусть наш пример послужит спасением для кого-то другого.
Это были такие сильные чувства, что я просто расплакалась в конце. От светлого взгляда, от белого снега.. От радости за персонажей и за то, что увидела этот сериал. Удивительно эмоциональный и сострадательный, смотреть который истинное удовольствие.
Дата публикации: 30.10.23