Отзыв на дораму Вожделение

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

  Надо иметь большую дерзость, чтобы написать рецензию на фильм трижды оскароносного режиссера Энг Ли, автора таких фильмов, как «Горбатая гора», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», и наконец, «Жизнь Пи». Не менее девяти фильмов этого режиссера были представлены к номинациям в разные годы на весьма престижных международных кино-конкурсах. Пять из его картин стали победителями в различных номинациях. Одним из этих пяти является победитель Венецианского кинофестиваля фильм «Вожделение».


  Ни разу еще с таким трудом не давалась мне рецензия, которую переписывала 4 раза. Настолько неординарный фильм, настолько многоплановый, что сосредоточиться на одной теме было безумно сложно. Поэтому, что получилось, то и представляю на ваш суд. Фильм многослойный, смотреть его можно бесконечно, и с каждым просмотром зрителю открывается новые пласты, которые не были замечены изначально. Смотреть лучше с субтитрами, иначе фильм теряет свое звучание.


 Режиссер переносит зрителя в сложное для Китая время конца 30-х начала 40-х годов, в период японской оккупации. И на первый взгляд может показаться, что главной темой станет народно-освободительное движение. Студенты, участники театрального кружка, охваченные благородным патриотическим порывом, пытаются организовать покушение на предателя коллаборациониста мистера Йи. Для того, чтобы заманить хорошо охраняемого, недоверчивого и осторожного врага в ловушку и совершить акт возмездия, решено было юную девушку Вонг Чи сделать приманкой. Она должна очаровать Йи, войти к нему в доверие, сыграв роль его любовницы. С этого начинает разворачиваться действие фильма, постепенно переходя с внешней социально-патриотической проблемы в глубоко тонкую психологическую сферу. И к середине фильма вся эта политическая подоплека становится лишь интересным антуражем, фоном, на котором будут развиваться отношения главных героев.


  Фильмография режиссера Вонг Ли - выходца из Тайваня – характеризует его как тонкого исследователя природы человека и  человеческих взаимоотношений: семейных, между родителями и детьми; дружеских и однополых любовных; отношений между мужчиной и женщиной. В этом фильме он рассматривает природу мужчины и женщины сквозь увеличительное стекло плотских отношений. 

 

  Мужчина и женщина – два противоположных начала: инь и ян, активное и податливое,  жесткое и мягкое, довлеющее и подчиняющееся, рациональное и интуитивное. Женская природа – это мягкость, подчиненность, гибкость, доброта. Женская природа не зависит от расовой и национальной принадлежности, от эпохи и политического строя, она остается неизменной, как бы ею не спекулировали последователи феминизма. Только в негармоничном обществе пытаются сломать и трансформировать женскую природу, получая в итоге несчастливых недо-женщин и рядом с изуродованными неправильными установками женщинами - недо-мужчин.


 Женское начало в фильме представлено главной героиней Вонг Чи. Вонг Чи, юное создание, не имеющая жизненного опыта, лишенная отцовского наставничества и защиты, с первого взгляда попадает в плен своей влюбленности в активиста повстанческого движения, студента, с которым она занята в любительском спектакле. То ли сиротство, то ли неискушенность заставляют девушку попасть под очарование пылких речей охваченного патриотическим порывом Ю Мина. На протяжении всего фильма она жадно ловит его взгляд, ждет подбадривающей улыбки и невольно безоговорочно доверяется ему. И далекая от политических игрищ и народно-освободительных идей девушка позволяет вовлечь себя в подготовку покушения на очень опасного, жесткого и осторожного высокопоставленного чиновника Йи. Преданная, доверившаяся Ю Мину, Вонг Чи фактически становится удобным орудием  в руках организаторов заговора, которых, по сути, мало интересует судьба героини.  

 

 В противоположность ей – мистер Йи: жесткий, сдержанный, доминирующий, расчетливый. Замечательно это обыграно режиссером в сцене первого свидания Йи и Вонг Чи. Попытка девушки взять на себя ведущую роль в завязывающихся отношениях резко обрывается, и нам сразу дают понять, что в этом тандеме руководить и порабощать, диктовать свои условия будет мужчина. Жесткий натиск, грубое соитие, разорванная одежда, связанные на  несколько минут ремнем руки девушки, – и перед нами - мужчина-победитель и поверженная женщина. И с этого момента капкан защелкивается – женщина в него попала. И чем дольше она находится в сексуальных отношениях с мужчиной, тем больше она запутывается в сетях ловушки собственной женской природы, лишаясь воли и решительности. И сколько раз бы мы ни повторяли, что мы не тело, а душа, живущая в этом теле, избавиться от законов и требований, которые диктует наше тело, очень сложно. Но все бы еще ничего, но когда в эти телесные отношения включаются эмоции, то привязанность женщины к партнеру становится настолько сильной, что проще вырваться из медвежьего капкана, нежели освободиться от отношений, которые из физических перерастают в чувственные. И героиня очень четко формулирует свое состояние, когда просит организаторов поскорее завершить задание: «Он проникает не только в мое тело, но и в мои чувства. Он поработил мое сердце и мысли, я ежеминутно думаю о нем». И выбраться из создавшихся отношений без потерь, без страданий, без разодранной вдрызг психики (а в нашем фильме еще и целой и невредимой, не говоря уже об успешном завершении миссии) женщине удается очень редко.  Такова женская природа: мужчина, умело владеющий твоим телом,  становится хозяином твоей жизни, частью тебя. В этой ситуации для женщины привести мужчину к гибели - все равно, что уничтожить себя. И как бы мы не уговаривали себя, что контролируем ситуацию, - это лишь самообман.


 Но не надо думать, что эти отношения влияют только на женщин. Отнюдь. Не зря же на востоке говорят, что в межполовых отношениях мужчина – масло, а женщина – огонь. И если свидания становятся долгими и частыми, то, когда мужчина начнет плавиться – это только вопрос времени. И мы видим, что каким бы ни был осторожным, сдержанным, неприступным, собранным, застегнутым на все пуговицы, железный мистер Йи со временем начинает открываться перед женщиной, сбрасывая бронированные доспехи. И мы видим его и физически уставшим, и на грани психического срыва, и сентиментальным. Он, практически обезоруженный, тоже привязывается к Вонг Чи и начинает воспринимать ее не только как объект для плотских утех, инструмент для снятия напряжения, но как единственную эмоциональную отдушину. Он начинает ей доверять. И в последних эпизодах, когда личность Вонг Чи была раскрыта, мужчина испытывает сильное потрясение. И мы видим героя психологически надломленным: сгорбленная спина, опустошенный потерянный взгляд. Это уже не прежний несгибаемый мистер Йи.


 Что касается формы подачи фильма, то такое чувство, что его тщательно отшлифовывали: нет ни одного лишнего эпизода и не нужных диалогов. Картины улиц оккупированного Шанхая, масса статистов, снующие велорикши, старые трамваи не дают ни на миг усомниться в атмосфере той эпохи, в которой протекает действие картины. Яркие, пропитанные страстью сцены соития главных героев приковывают к себе внимание. Характеры персонажей психологически выверены. Искренняя игра актеров завораживает.


Ощущения от фильма очень точно выражены словами главной героини: «он проникает в тебя и порабощает», и какое-то время ты постоянно вспоминаешь сцены фильма, пытаешься понять идею, несколько раз пересматриваешь. Просто наваждение какое-то. И не смотря на то, что я несколько раз возвращалась к фильму, пересматривала целиком и отдельные сцены, больше чем уверена, что все равно многое, что хотел сказать режиссер, осталось за пределами моего понимания. Многоплановость картины будоражит и заставляет к нему возвращаться вновь и вновь. Фильм очень сильный и достойный зрительского внимания.

 

 

 

 

 

Автор: Shan Ti
Аватар Shan Ti
Все отзывы Shan Ti 70
Все отзывы на Вожделение
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 30.10.14

Меню