"Когда-то вся земля была адом. И было два пути выжить. Первый - легкий и ошибочный: смириться и стать его частью. Второй сложный и правильный: бороться, найти праведника и помочь ему победить".
Арабские ночи.
Я начала этот отзыв с цитаты из другого сказочного сериала, поскольку он полностью отражает характер этой необычной истории. В ней столько всего понамешано, что сразу и не разберешься. Начну с главного: этот сериал не только о любви. Если вы ищите романтики и только ее, идите мимо. Тут изображена философия жизни, в которой любви отводится только одна грань всей истории. Дальше могут быть спойлеры.
Поражаюсь, что свое знакомство с жанром сянься мне повезло начать так удачно. И вряд ли получится найти полноценный аналог этой истории. "Светлый пепел луны" для меня взлетел на недостижимую высоту по уровню смысловой нагрузки, качеству исполнения и харизмы актеров, сыгравших главные роли. Немало уже было сказано и про Ло, и про Бай Лу.
Выскажусь по сюжету. Многие ругают за несостыковки, за растянутость. Я посмотрела дважды и очень внимательно. Авторы взялись за историю, в которой ни много, ни мало - целых три перерождения. Считайте, три жизни прожито. И вся совокупность прожитого - это путь к принятию цепочки страданий с результатом достижения баланса. В случае с главным героем - покоя. Уйти рука об руку со смертью, как со старым другом, для такого нужно быть великим и чистым. Полагаю, для изображения такого пути оправдано аж сорок серий (для меня и двадцать серий посмотреть подвиг!).
Каждый персонаж, будь то Сусу, Таньтай Цзинь или Биньчан и ее бедовый муженек прошли через цепь страданий, в каждом из которых они противостояли своему итоговому выбору, конечной цели. Сусу не хотела убивать будущего Владыку, боялась не спасти мир и пожертвовать им во имя любви, Биньчан боялась стать брошенной и не быть любимой, Таньтай Цзинь боялся жить и страдать. Каждому пришлось в итоге определиться со своим желанием и достичь конкретной цели. Это показать было не просто.
Что по изображению. Очень живописно. Снято на удивление качественно, я ведь все измеряю Голливудом, хотя и там бывают провалы. Но это мировая площадка по изготовлению кино. А Китай не пасует, несмотря на местами мультяшую графику, все равно отторжения нет. Получилась красивая философская сказка для зрелых и понимающих людей. Мне понравилось погружение в культуру, традиции...
О любви. Сложный выбор невозможен без любви. И это не может быть только любовь к одному конкретному человеку. Если ты любишь, то всех. Эта идея в сериале отлично отражена. Сусу любит свой мир и приводит в него очищенного страданиями возлюбленного, который через любовь к ней полюбил целый мир, понял и принял свои страдания. Осознал, что счастье того стоит. Мысль вроде бы простая, как любая глобальная мысль, но ее проживает каждый по-разному. Здесь божественный масштаб, мифология, но она такая человечная.
Логичность сюжета. Наверное, это первый и единственный раз, когда я признаю необходимость такого большого объема серий. Это же три прожитые жизни, ребята! Эпопея! Мне зашла и цикличность истории, и изящное исполнение повторяемости жизненных перипетий в каждом цикле, авторы подошли к этому максимально детально. Разбросали по сюжету отсылки к будущим событиям (я такого вообще не встречала в азиатских сериалах!), своеобразные аллюзии. Это круто.
Про мелкие недочеты. Они тоже есть, да, и все традиционные для дорам. Потоки слез (я не плакала с героями, у меня нет такой привычки. За весь опыт просмотра азиатских сериалов всплакнула один раз в дораме "Алые сердца", когда убивали 10-го принца, самая жуткая сцена в моей жизни. Меня всегда трогает до глубины души уничтожение чистого и невинного). Тут таких сцен не было, когда гибнет чистое и невинное. Скорее, я испытывала сожаление при выведении очередного интересного персонажа. А персонажи интересные все. Итак по пунктам:
- все блюют кровью, раньше как-то было разнообразнее. А тут всегда как кровотечение - так изо рта. И следы по подбородку. Как будто поели что-то сырое. Мне так-то не очень
- Потоки, фонтаны слез. Ревут все белугой. Ладно, я не целевая аудитория, поэтому понимаю, но мне опять же не очень. Меня скорее трогал подход героев к неизбежности, их гнев и внутреннее переживание травмы, вот в такие моменты прям екало. А слезы - это так, показуха, чтоб никто не пропустил момент страдания. Лео скрашивал все своим живым лицом, которое демонстрировало всю палитру эмоций, ему плакать как-то даже не обязательно было
- Конфликты. Вот эти мелкие конфликты, которые типа страсть подогревают. Я человек зрелый, поэтому для меня это все подростковое, что не слишком вяжется с тысячелетними существами. Но опять же я не целевая аудитория, и есть еще культурный контекст. В общем, мне не обязательно, но другим возможно нужно это показать, чтобы в радость было. Как у нас пенси Любэ в ментовских сериалах, дань традиции наверное, я так это понимаю.
В целом, подводя итог, я скажу: это заслуживает просмотра. Я не пожалела ни капли. Мне вообще нравится сюжет о нежной женщине, трансформирующей жестокого и непримиримого мужчину (если найдутся такие же хорошие сериалы, советуйте, у меня сериальный голод).