Отзыв на дораму Нэиль Кантабиле

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

 Перфекционист против замарашки. Рафинированный до чистоплюйства, самовлюбленный Нарцисс и дитя природы - нимфа Эхо. Третьим, и отнюдь не лишним, в этой истории оказывается Рахманинов. Точнее, не сам композитор, а его музыка. Хотя, если ближе познакомиться с биографией Сергея Васильевича, то просматривается множество совпадений. Пожалуй, это судьба гения, в переложении для зрителя наших дней. Того самого, что на концерты классической музыки не ходит, зато, охотно смотрит сериалы. ТВ замечательно использовало свои огромные возможности в деле просвещения масс. Всегда бы, такую энергию, да в культурных целях.


Странные студенты музыкального вуза. Отмороженные на всю голову. Но кто сказал, что гении могут вписываться в нормы. Неординарные личности ломают устаревшие формы, а не подстраиваются под них. Болезненная страсть к чистоте одного, помогает избавиться от патологического накопительства другого. Музыку создают трепетные, тонкие личности. Хрупкие и непробиваемые одновременно. Хрупкие по отношению к ценностям общества и непробиваемые в поисках своего пути. Им нельзя иначе. Невозможно. Без следования своему предназначению они не смогут жить. В лучшем случае — существовать.


Вечное творческое противостояние: окостеневшие формы против новаторства. Экспрессия на голом месте, не основанная на высоком профессионализме, быстро превращается в какофонию. Сухое, буквоедское, точнее - нотоедское, исполнение вызывает тоску. Вместо изящества - окаменелость. Время неизбежно вносит перемены в нашу жизнь и в восприятие музыки тоже. Очень важно, чтобы музыка сегодняшнего дня выражала живые чувства. Трогала сердца живых людей, а не их далеких предков.


Сама форма сериала не оставляет места формализму. Гротеск, клоунада, инфантильность, примитивизм, яркие кричащие краски - к ним прибегают часто и густо. Можно сказать, что нарочитость искользуют как металлический скребок. Для очищения наплывов бездарности, накипи мажорства, замшелости исполнительского мышления. В музыке, в звучании, в вибрации эмоций. Потому, что музыка - это жизнь. Все события нашего дня сопровождаются ритмом и мелодикой. Только во времена Бетховена это был скрип тележных колес, а сейчас - самоуправство электронных девайсов. От мобилки до микроволновки.


Встав за дирижерский пульт, герой получил важный урок - добейся чистоты звучания и потом дай волю воображению исполнителя. Разговор на языке музыки позволяет не обращать снимания на странности друг друга. Фобии, психологические травмы, желание навсегда остаться ребенком и многое другое - остается за бортом. Начинается служение Музыке и Его Величеству - Слушателю. Призы, награды, посты - все это вторично. Хотя, и бесконечно приятно.


Особый юмор зашифрован в музыкальном сопровождении. Намеки...нет, скорее, дружеские послания для почитателей классики. Сцены ревности под "Монтекки и Капулетти" из "Ромео и Джульетты". "Аллегро с огнем" сопровождает трагические эпизоды. Интрига разворачивается под переливы челесты из балета Чайковского "Щелкунчик". Торжества сопровождаются "Заздравной" из "Травиаты". Прямо не звукоряд, а энциклопедия мировой классики. Создатели словно говорят - мы с тобой одной крови, брат. Ты тоже идешь по жизни с лучшей музыкой всех времен и народов.


"Кантабиле" - это уроки жизни, выраженные через уроки музыки. Каждая серия - достижение. Победа над собой и обстоятельствами. "Что наша жизнь? Игра!", поет Герман в "Пиковой даме". Жизнь персонажей этой истории - игра вдвойне. На сцене и в социуме. Музыка - такой язык, на котором дано говорить немногим. Но понимают этот язык, практически, все. Другое дело, следуют ли за ним. Или, просто, ублажают свои уши-нервы-желания.


Высокомерие в музыке - отнюдь не признак чистого тона. Музыку и бога - за бороду не ухватишь. Ей можно служить, с ней можно дружить, ею можно делиться. Но музыкальный дар не предназначен для зарабатывания медалей. Это на выставке собак ценится порода и дрессура. Музыкант - личность самостоятельная. Плоха его исполнительская техника или хороша, зритель сам решит. Без подсказок и наставлений. А мажорство - оно мажорство и есть. В любой области. Кстати, слово "мажор" имеет музыкальные корни.


Эксцентричный, неадекватный, неверный мужчина - таков портрет персонажа, ведущего вторую тему в этой музыкальной ТВ-симфонии. Поступки его обидны. Поведение - раздражает. Понятие "обязательность" с ним и рядом не стояло. Но, почему-то, результатом его неблагородных действий, становится выход на новые рубежи. Прорыв. Может он хороший шахматист. Или опытный бильярдист. Но, очень похоже, что эта личность с листа читает природу людей. А, значит, легко предугадывает мотивации и поступки. Чтобы повернуть мощную реку в нужное русло, строят дамбу. Чтобы перенести гору - проводят направленный взрыв. Так и наш мега-дирижер, закладывает тротиловые шашки и, бах!, упрямство-деньги-амбиции-авторитеты побеждены легким движением руки. Такие они, раздражающие и неправильные старички.


Сильная, красивая, вдохновляющая повесть о жизни. О жизни и о любви. Об определяющей силе любви в нашей жизни. Вдохновляющая, как полет смычка. Тревожная как летняя гроза из "Времен года" Вивальди. Резче каприсов а-ля Паганини. А еще - талантливо и искренно рассказанная всей съемочной командой. От сценариста до третьего помощника второго осветителя.


Не могу судить лучше эта дорама, нежели ее японская предшественница или хуже. Но, как отдельно живущее произведение - она прекрасна. В ней есть доброе хулиганство. Протест, против строгости и сердитости. С чудаками трудно ужиться. Они непредсказуемы. Не следуют правилам и, тем самым, нервируют окружающих. Невольно хочется их приструнить, поставить на место, окоротить или вычеркнуть из своего пространства. Но как на свете, без чудачеств прожить. Без милых глупостей все покроется серой, унылой паутиной. Сердце сначала зарастет мхом, а потом, и вовсе - окаменеет.


 Шутили и дурачились все великие. Не только искрящийся вольнодумец Моцарт. Или, элегантный до вычурности Гайдн. Но даже небожитель Бах позволял себе отрадную смешинку. Потому, что дурачества себе может позволить лишь истинный гений. Под маской невозмутимости, можно скрыть тупость. Правильностью удобно маскировать бесхребетность и трусость. За ширмой академичности компактно прячется душевная лень и творческая беспомощность. И только шутка - душа на распашку. Заходи любой. Погляди, здесь нет камня за пазухой. Все качества показаны, как не витрине. Красоты и "красоты" не скрыть. Посмейся вместе с нами, если тебе нечего скрывать. Если ты не хочешь казаться кем-то большим, чем есть на самом деле. 

Автор: a_mrita
Аватар a_mrita
Все отзывы a_mrita 243
Все отзывы на Нэиль Кантабиле
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 08.12.14

Меню