ВОЖДЕЛЕНИЕ. "Капкан поставлен".
Фильм который вы обязаны посмотреть. Да! Именно обязаны!!!
Фильм, сборы которого превысили бюджет в четыре раза, собрав в данном случае рекордные 67 миллионов долларов. Обласканный критиками, номинированный на всех знаковых кинофестивалях. Взявший гран-при Венецианского кинофестиваля - Золотого льва. Получивший награду за лучшую мужскую роль и операторскую работу. Снятый корифеем, великим - Энг Ли.
Это к нему, с придыханием и благоговением, мы пишем рецензии. Потому что не написать, - не возможно.
Капкан поставлен. Он уже взведен. Малейшее дуновение, одно неверное движение... И...
Кто здесь добыча, кто жертва. Что здесь главное, в нагромождении чувств, игры в маджонг, войны и изматывающей страсти. Кто попадется первым?
СЮЖЕТ.
ВОЙНА.
Фильм о войне, снятый без единого кадра войны. Но это ощущение ужаса и неизбежности, ощущение крушения, присутствует в каждом кадре. Вам будет казаться, что вы слышите гул, гул войны. Снующие рикши, влажный и давящий зной, дождь, чужой мир, чужая страна, не совсем понятные нам устои и традиции. Все на грани. Мелькают шеренги военных, люди в черных пальто, то ли охрана, то ли расстрельный взвод, собаки, люди в штатском с выправкой военных, что еще страшней и неизбежней. Ужас. Ужас в каждом движении. В оброненных фразах. В повороте головы. В ожидании слежки. Он вас сковывает.
И это все вас изматывает.
Эти нескончаемые партии в маджонг. Полуулыбки, приятельницы, которые почти как враги, взгляды из под ресниц и каждое слово то ли капкан, то ли ловушка, то ли насмешка.
Вы устаете. Вам душно.
Но пружина действа, еще даже не начала разматываться.
Кто тут начнет вести? Кто и что запустит обратный отсчет?
Спираль закручивается. Вы только в начале пути по этому лабиринту.
НЕИЗБЕЖНОСТЬ.
Это она расставит все точки. Она даст отмашку к началу и она предаст в конце.
Невозможность не участвовать. Желание помочь. Любой ценой. Не имея ни малейшего представления что делать. Не имея опыта, жизненного или какого-либо другого. Эта неизбежность заставит придумать иезуитский план, заставив пожертвовать всем. Она не даст даже надежды, что все закончится хорошо. Придуманные ходы, придуманные оправдания и высшая цель. Именно этой, высшей цели, будет принесено в жертву все. Молодость, любовь, тело, душа, жизнь. Все будет положено на алтарь неизбежности. Крушение и неизбежность - рефрен и поступков, и оправданий, и предательств, и жертвенности.
ЛЮБОВЬ.
Первая. Нежная и невысказанная. Такая трепетная и увы, как оказалось, - невозможная. Любовь, которой пожертвуют, не спасут, принесут в сакральную жертву.Только несколько взглядов, не касаясь, без возможности уберечь и защитить.
Любовь - обида. Бывает и такая.
И любовь, которая уступит долгу.
И НЕ любовь.
Кокетство и притворство. Томность, страсть и НЕ любовь.
И столько всего, что с тобой сделает эта твоя НЕ любовь. От ужаса, от невозможности отказаться, и до безысходности, долга, страха. Эта твоя не любовь, вывернет тебя на изнанку, заведет в такие дебри, что становится жутко. Издеваясь и лаская, унижая и любя.
Разве такое бывает?
А Вы поплутайте, не поймите, замрите, перестаньте дышать... И попытайтесь, попытайтесь не заблудиться в этом лабиринте...
Ведь... Капкан поставлен...
Скользя по этой узкой тропке, практически перестав чувствовать, занимаясь немыслимым сексом, боясь , ненавидя, без невозможности снять маску... Шаг за шагом, они двигаются к пропасти. И эта бездна, там внизу, тягучая, замершая в ожидании. Это что? Избавление? Расплата? Что это перед героями? Что это?..
В фильме о войне, нет ни одного выстрела... Только черная бездна...
АКТЕРЫ.
Даже не берусь описать КАК это сыграно. Только эмоции.
Милая юная девочка. С хвостиком или по детски распущенными волосами. Носочки и скромные платьица. Ах! Чистая и непорочная юность.
И О БОЖЕ! Что с ней сделают...
Как за несколько дней, превратиться в юную соблазнительницу. Непорочную, сексуальную, желанную настолько, что до трепетания ноздрей и подергивания глаз. Как совместить все это? Непорочность и крайнюю сексуальность. Как это сделать с собой? Как вести эту партию в маджонг, но с живыми людьми. Где НЕТ места ошибкам, где НЕТ места проигрышу. Просто НЕТ места.
Как разрешить это делать с собой? Как не противиться этим касаниям, этим жутким и обжигающим ласкам. Как желать - НЕ желая? Ведь всего один неверный шаг, взгляд или улыбка - сметет тебя.
Почему все так сложилось, почему долг перед страной, друзьями, перед всеми, даже перед самой собой, доведен до абсурда. Почему никто не может спасти, дать возможность, хотя бы потом, вырваться. Почему нет никакой даже маленькой возможности - закончить все это. Безразлична всем.
И та сцена в чайном домике, где коленопреклоненные гейши, то ли поют, то ли воют.
Грустная народная песенка, которая заставила задыхаться от слез. Скульптурные, замысловатые па, только носителям этого этноса понятные. Почему же нам, не понимая текста, не понимая символики этих складываний пальцев, ничего не понимая, становится страшно и так одиноко, что мы, даже не понимая, не улавливая этой тоски, пытаемся не заплакать. Почему это настолько осязаемо жутко и трагически пусто?
Оброненные через не могу слова, полные ненависти и презрения, сказанные человеком которого ты ненавидишь, вдруг понимая, что ты перестаешь его ненавидеть. Не любишь, но уже... и не ненавидишь. И ювелир, смахнувший как безделушки несколько карат, и он, которому все равно, что это почти перепелиное лицо, ведь прекрасно не это розовое умопомрачение, а ее тонкая кисть. И этот взгляд и те слова. Ведь это не любовь! Это не может быть любовью!
Что происходит с тобой? Что вдруг изменилось? Почему так?..
С чувствами канатоходца над бездной, сыграна эта роль.
Великолепная, запредельно великолепная Тан Вэй. Роль юной девочки, которая до конца так и не поняла, что с ней произошло.
Она спасла?
Кого? Что? Или это было не спасение, а избавление?..
Человек у которого вызжено сердце. Который холоден и порочен настолько, что не хватает духу смотреть в зеркало, если только поправить, напомаженные, безжизненные волосы. Проведя по ним, только так можно понять, что ты еще жив.
Абсолютно не сексуален, немолод, и по большому счету не красив.
Избалованный женским вниманием. Он ловит на себе эти взгляды, эти кокетливые разговоры. Они ему смешны, он безучастен. Он власть. И страх. От него веет такой опасностью, что это сродни, агонии.
Как передать чувства человека балансирующего на грани безумства? Человека, который каждый день делает невозможные, страшные вещи. Который закрыт настолько, что отсутствует мимика. Ее вообще нет. Нет даже жестов. Только руки приглаживающие волосы.
И вдруг... Как взрыв. Вожделение... К таинственной, юной мечте.
Даже там в постели, в этом сексе, жутком и почти грязном, и до боли желанном, нет возможности спастись от демонов. Даже если ты сделаешь еще больней, даже если это не секс, а почти унижение, даже если не хочешь делать чудовищные вещи, - бесы, твои именные бесы, - не дадут остановиться.
Корчась, безмолвно крича, наслаждаясь этой жуткой близостью, заставляя и принуждая, только так ты решил, что можно очиститься? Только она, эта непорочность, может тебя спасти?
Ведь в ней... Ты чувствуешь это... В ней то же есть... Опасность. Тайна и опасность. Она влечет. Она заставляет делать необдуманные шаги. Она притупляет все твои чувства.
Вожделение...
Отодвигает все. Даже недоверие.
Чувство самосохранения.
Думаете, оно тоже, отступит под напором ВОЖДЕЛЕНИЯ?
Очень сложная, наверное, выпадающая раз в жизни, как проверка на твою гениальность, роль. Тони Люн Чу Вай. Гениален. Гениален. И еще раз - ГЕНИАЛЕН. Больше сказать нечего.
OST.
Александр Депла.
Написавший музыку к огромному количеству фильмов. От Сумерки. Сага. Новолуние., и к нескольким фильмам о Гарри Поттере, до "Отель "Гранд Будапешт"". Фильму принесшему ему наконец-то, заслуженного Оскара.
В абсолютно восточном фильме звучит абсолютно европейская музыка. Как диссонанс к происходящему на экране, она легкая, очень нежная и меланхоличная. Трепетно и тонко. И грустно. Вы ее почти не слышите. Настолько ненавязчиво, не отвлекая вас, эта великолепная музыка звучит. Но, она звучит, звучит вокруг вас. Даже эти эротические, в полном объеме, этого слова, откровенно-жесткие эротические сцены, наполнены этой легкой музыкой. Отчего еще более жутко.
И каменоломня, и белая простынь, и человек считающий удары, то ли сердца, то ли боли, то ли грядущей пустоты... Все, все это происходит под волнительно-чудную, невесомую музыку...
Когда печально на сердце, когда вы не можете отойти от обрушившегося на вас эстетического коллапса, после просмотра этого полотна (даже неловко назвать это кино иначе!), включите эти OST. Наверное не станет легче, но может чуточку отпустит...
И все же...
Эта неторопливая подача, которая так присуща изысканно-тонкому восточному кинематографу. Эти тоненькие, хрупкие, как будто фарфоровые дамы. Шелка, зонтики и мир, который вот-вот изменится, сметя устои и веками сложившиеся традиции.
Крушением, безысходностью и потрясением - веет от этого фильма. Атмосфера невысказанности и щемящей грусти, осязаемой и неотвратимой. И чувственность, давящая, почти кошмарная чувственность.
Гениальный фильм, гения современного кинематографа!
О! Этот лабиринт... Вы уже не выйдите из него...
Лабиринт чувств. Отношений, долга, предательства и спасения. И кто же здесь победитель, как жить заполучив эту победу?
Ведь медленно считая бой часов, он медленно считает свои шаги туда. В ловушку одиночества. Полного. Неотвратимого.
И этот маджонг... Иди и доиграй свою партию... Ведь это всего лишь...
Капкан.
Ведь... Капкан поставлен.
Нет... Он уже захлопнулся...