Оцените отзыв
Раньше я думала, что перед смертью в старости буду сожалеть о тех историях, которые появятся после в виде интересных фильмов, сериалов, книг. Потому что я так и не смогу с ними познакомиться. Но чем дальше, тем больше я стала ценить что-то прекрасное, что уже было найдено. Ведь даже среди тех корейских дорам уровень работ год от года растёт стремительно. А вот качество историй падает. Словно люди разучились писать сценарии от души. Будто копируют одни и те же вещи, разглядывая их на новый лад, но не добавляя чего-то настоящего.
«Хилер» является нормальным исключением из выходящего в последнее время. Посмотреть его лет через десять, двадцать – и не исчезнет восторг, не потеряются впечатления. А всё потому, что история сама по себе очень яркая и рассказана невероятно качественно. Из разряда тех картин, которые можно и нужно периодически пересматривать, дабы открывать для себя с возрастом нечто новое в уже известном сюжете.
Надо здесь добавить, что у южных корейцев слишком трепетное отношение к собственной истории. Поэтому, рассказывая её, они много слащавят, а иногда даже драматизируют события, чтобы, наверное, лучше сопереживали. Не секрет, что история Южной Кореи в восьмидесятых годах прошлого века знаменуется военной диктатурой, ограничением прав и свобод (в первую очередь свободы слова и печати), а также постоянным нарастающим студенческим и рабочим бунтом. Восхваление смелости некоторых студентов, политиков и просто рабочих тех лет есть во многих дорамах. Яркий пример тому – не так давно вышедший фильм «Адвокат», раскрывающий события очень известного в Корее и неизвестного у нас инцидента под названием «Burim incident» (как видите, даже аналогичного названия нет). Который, кстати, произошёл в 1981 году, как и история из «Хилера». И в фильме, кстати, вольно пересказывается очень важный для корейской истории случай с группой вольномыслящих студентов, которых защищал не кто-нибудь, а будущий президент-демократ, сделавший для становления демократии вместо диктатуры очень многое.
И всё так непросто с историей тех лет в Корее: там очень много пыток, избиений, жутких допросов на месяцы и т.п. А также много бюрократии, взяток и сводничества. Что получается обычно болезненное кино, которое тошнотворно тяжко переживать. Как говорил сам Хилер: не переваривается. Вот примерно этого я и ждала от сценария, когда начинала смотреть. Но всё оказалось наоборот. «Хилер» переворачивает традиционное поклонение демократическим ценностям в корейском кино и раскрывает нам мир как будто в обратном порядке.
Начнём с жанра. Как-то везде указано, что жанр у «Хилера» – триллер. Наглая ложь! Зря я повелась на этот тег. Да и не только на него я повелась. Ведь в дораме играет сразу два актёра из «Олдбоя». А «Олдбой», на минуточку, – самый известный корейский фильм за пределами самой Кореи. Фильм о жестокой мести. Вот где триллер! И если играющий учителя Хилера О Кван-Рок сыграл в «том самом фильме» довольно небольшую роль (вы его даже в касте на этом сайте не найдёте), то Ю Джи-Тхэ и здесь, и там исполняет вторую мужскую партию. Я ждала, что он с его харизмой затмит ведущего актёра. Ведь он почти не изменился за прошедшие двенадцать лет внешне. Но не смог превзойти Чжи Чан-Ука. Даже близко не получилось.
Жанр «Хилера» – совсем не триллер. Словно героиня Пак Мин-Ён я прониклась уверенностью в непобедимости Хилера, в том, что в жизни главных героев всё будет хорошо. Мне даже не потребовалось для этого держать большую мужскую ладонь, чтобы тепло и уверенность разлились по телу. Потому что в этой дораме в отличие от обычного триллера нет жуткой тревоги и страха за героев. Нас не запугивают каждую минуту экранного времени. А когда главный герой Со Джун-Хо встречается с реальной опасностью, он так обнадёживающе улыбается в камеру одними глазами, что веришь в него безгранично.
Жанр «Хилера» – городской боевик. А поскольку фильмов этого жанра немного, то невольно хочется сравнить его с «Городским охотником». И есть похожее. Изначальное непонимание молодым поколением причин, почему и с кем они должны бороться. Зачем продолжать войну людей, отдавших жизни за «д…мовую» правду? Герои, второстепенные и главные, много рассуждают на эту тему. Ведь у правды не всегда счастливый конец. И если раньше журналистскую правду в Корее просто обрубали на корню, то теперь поступают более хитро – хоронят её под слоем мусора. Потому что сама она как мусор. Но какой бы она ни была отвратительной и к каким бы страшным последствиям ни вела, она всё равно притягивает людей. В этом и есть таинство сценария «Хилера»: всё начинается с того, что один журналист решает раскрыть правду прошлого, вовлекая в свою борьбу всё больше персонажей. Он словно ведёт сюжет, не являясь при этом главным героем. Нам бы и хотелось ему сочувствовать и сопереживать до конца, но больше чувствуешь вместе с молодым поколением, потому что именно у них должен быть тот самый счастливый конец. Поэтому все старшие позитивные персонажи не столько борются с неправдой и несправедливостью, сколько пытаются найти счастье для молодых людей.
Как много дорам вы знаете, где история любви не укладывается в двадцать часов экранного времени и при этом не надоедает? Вот здесь так. Не сказать, чтобы экшен затмил романтику. Насколько я поняла из интервью со сценаристом, команда создателей сериала была жёстко ограничена по деньгам и поэтому слишком много экшена снять не смогла физически. Получилось, что романтики здесь много. Она заменяет пустые разговоры. Вместо выяснения отношений – тёплые прикосновения и объятия. Вместо дуболомного избиения всех и вся, постоянных взрывов и погонь – сладкие тягучие мысли влюблённой пары, выданные нам сценаристкой вслух как подарок. Вместо нудных чрезмерных подробностей о буднях журналистов – много милых столкновений главных героев, которые всё больше сближают их, а у нас вызывают трепет сердца, который к серии пятнадцатой превращается уже в звон.
И мне не хватило романтики. То есть мне слишком интересно, что же было дальше. Я не перестаю обдумывать продолжение истории Джун-Хо и Ён-Шин. Хотя поначалу мне, двадцативосьмилетней тётке, сложно было поверить в невинность чувств таких же двадцативосьмилетних «детей». Это какой-то жуткий корейский штамп – считать, что почти тридцатилетняя первая любовь является чем-то нормальным и в порядке вещей. Но только в «Хилере» впервые я поверила в таковую. Потому что герои здесь не от мира сего. Живут они не с нами в нашей обычной скучной реальности. Живут они наивными мечтами и явными заблуждениями. Один не задумывается об этике, выполняя чуть ли ни самую грязную работу в мире (в плане морали грязную, конечно). А другая, узнав о нём, представляет себе не вора и бандита, а настоящего романтического героя с грустной судьбой и тёплым сердцем. Ну вот где вы таких людей в таком возрасте встретите? Только в дорамах. И только в «Хилере» вы сможете им поверить. А почему нет?
Ещё больше хочется верить возрастным персонажам. Тем самым, которые «гибнут за металл», т.е. за «д…мовую» правду. Практически каждый из «взрослых» умер когда-то. Если не физически, то духовно или морально. Некоторые вообще по нескольку раз. На этом вопросе в дораме делается серьёзный акцент. И это меня тяготит. Мне, если честно, хотелось счастливого конца не только ведущей паре, но и другим героям. Мне очень хотелось, чтобы Мин-Джа перестала быть диковатым хакером и вязать подарки больным детям. Не такая уж она и старая, не обязательно звать её аджумой – можно было бы и ей придумать счастливый конец, тем более что было с кем. Мне хотелось, чтобы учитель Хилера вернулся к тёплому Тихому океану и продолжал жить в своё удовольствие. Мне хотелось, чтобы место первой любви в сердце Мун-Хо наконец-то освободилось. Мне хотелось, чтобы Мун-Сик хоть раз одумался, оглянулся и понял, что он натворил. Мне хотелось, чтобы мама Ён-Шин научилась жить больше, чем двумя днями в году. Мне хотелось, чтобы у папы Ён-Шин была бОльшая семья, чем получилась в итоге. Я, наверное, большой эгоист, раз хочу всего этого. Ведь это ещё один штамп корейских дорам – заставлять страдать возрастных героев больше, чем тех, кому мы по-настоящему сопереживаем. Иначе надорвётся что-нибудь внутри, когда серьёзно задумаешься о судьбах всех этих несчастных людей. В такие моменты мне западает известная песенка группы Beatles:
All the lonely people
Where do they all come from?
All the lonely people
Where do they all belong?
Но если меня тяготит судьба возрастных героев, это ещё не означает, что мне было скучно с ними. Мне было с ними очень и очень интересно. Я словно познакомилась с волшебными яркими личностями. Работа хакера актрисой Ким Ми-Гён была показана на отлично. Да и сама постановка хакерских сцен выше всех похвал. Обычно ведь я когда вижу хакеров в кино, с трудом удерживаюсь от фейспалма. А здесь мне подумалось, что именно таким и должен быть хакер. Долой штампы о молодых очкариках без личности, машущих пальцами перед единственным экраном малюсенького ноута! Сами бы попробовали с десятком параллельных процессов за компьютером поработать. Да здравствует аджума со своей собственной историей! Хилер первого поколения тоже зацепил. Причём несмотря на мастерство старшего актёра более молодая его версия мне как-то сильнее приглянулась. Вообще нескучно было смотреть камбэки из прошлого тридцатипятилетней давности. И всё благодаря потрясающей игре молодых версий возрастных персонажей. Подобрали их довольно точно – даже задумываешься, не находятся ли эти люди в родстве друг с другом?
Хорошо удались в этой дораме злодеи. Здесь их на удивление очень много. Целый выводок. Ведь и в жизни так: плохих людей больше, чем хороших. Это только в комиксах один-два штампованных злодея могут утянуть на себе весь сонм неприятностей для главных героев. В «Хилере» решили, что реалистичнее разложить обязанности на разных персонажей. Это и «Double S», где запоминается далеко не только один начальник, а остальные не всегда выглядят оголтелой толпой, но разделяются по отдельным личностям. Это и секретарь О, который более чем мог бы существовать на самом деле. И оттого ненавидишь его всем сердцем. Человек, которому неведомо раскаяние, потому что и не человек он больше. И, конечно, сам Мун-Сик, обманувший сам себя и ставший на пути всему тому хорошему и светлому, за что умирали его друзья. Ну и, безусловно, Старейшина. В реалистичность такого персонажа слабо верится, как и в неведомых «фермеров». Однако они остались в дораме непобеждённым злом. Уберёшь одного Старейшину – и на место придёт другой. Очень надеюсь, что главным героям не придётся больше сталкиваться с подобными людьми.
В итоге я много слов благодарности сказала дораме «Хилер». Но я убеждена, что когда тебе что-то нравится, нужно уметь замечать недостатки подобного чуда. Обычно их немного, но я готова перечислить их и в этой рецензии:
1. История с основной парой очков Хилера. Как-то так получается, что они должны были исчезнуть много раз из повествования. Например, они были у учителя, когда того забрали в полицейский участок. А потом всё равно вернулись к Джун-Хо. И он вроде как был не в том состоянии, чтобы возвращаться за ними самому.
2. Спортивная гимнастика вместо боевых искусств. Да, это провал. Борьба бывает либо контактной, либо неконтактной. Во втором случае в принципе не предполагается наносить вред оппоненту, разве что случайно. А спортивная гимнастика не предназначена для борьбы как таковая. Поэтому сцены в переулке и на байкерском шоу выглядят мягко говоря нелепо.
3. Постоянные ляпы с машиной Хилера и его отпечатками. Машину он светит всем. Например, когда приезжает на разборки к застройщику. Причём приезжает дважды. И что, ни разу его не отследили по номеру машины? Ну глупо же. К тому же он часто забывает надевать перчатки, из-за чего его отпечатки уже давным-давно должны были попасть к полицейским. Хотя бы тогда, когда он держал банку с отпечатками одного из бандитов – почему не надел их? Городского охотника за такое били и нещадно.
В конце хочу рассказать, о чём дорама «Хилер» лично для меня. Я написала об этом в комментарии к обсуждению на сайте, а здесь повторю. Это по-настоящему стоящая история. Нужно знать новейшую историю Кореи, чтобы до конца понять смысл студенческой борьбы и её влияния на становление демократии в Корее. Но и без этого чувствуется, что тема отцов и детей, которую в России красиво можно раскрыть через события разве что очень далёкого прошлого, если захотеть применить ещё и политическую арену, здесь развивается по-живому. В Корее эта тема раскрывается здесь и сейчас, каждый день. Ведь главное, чтобы в детей можно было вложить не собственные месть и вражду, а огромный потенциал. Это не самые древние идеи. Идеи эпохи Возрождения из человеческой истории – оберегание младших и вкладывания в них сил. Идеи не только духа свободы, равенства и братства. Но ещё и огромного смысла перерождения истории, наследия, которое мы оставляем своим детям. В этой дораме главное не то, что когда-то группа студентов по-настоящему что-то делала для демократии и свободы. А то, что оставленные ими дети смогли сделать для себя и других ещё больше. Оберегая их, помогая им и их любви, старшее поколение не только передаёт в наследство своё дело, но ещё и развивает его, его идеи. Потому что как могут быть свободны родители, если их детям ограничивают эту добытую кровью свободу? И особенно важной мне показалась сцена, где искалеченная мама главной героини в конце повторяет старую и почти забытую считалочку про демократию. «Демократия, где же ты? – Я здесь».
Дата публикации: 08.03.15