Отзыв на дораму Мемуары гейши

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Мемуары Гейши (2005)


Дорог не подарок, дорого внимание…

 

Да, именно так. «Мечта всех женщин – скромна и необъятна – любовь!»… Вырванная без объяснений из привычной среды, разлученная с единственной сестрой, потерявшая вскоре после разлуки обоих родителей и еще лишившаяся после отчаянного шага возможности занять определенное (уважаемое) положение в обществе, какое занимали гейши, обреченная стоять на самой низшей ступеньке социальной лестницы, выплачивая свой долг year after year год за годом, но не как гейша, а как ее рабыня. И вдруг, внезапно посреди этой беспросветной безнадежности бесперспективно-долгого существования, согретая лучиком добра и внимания мужчины много старше нее, заметившего ребенка с необычными для японских красавиц глазами, полными воды…

"My mom gave its to me. – She was a generous woman,…- he smiled."

Маленький жест внимания, тепло пятиминутной встречи, отогревшее застывшее в холоде сердечко и преобразившее в мгновение ока жизнь девушки-ребенка в девочку-женщину, у которой появилась цель. Так искра благодарности, попадая в сердце, перерождается в любовь, а последняя – в страсть. Что грозит разбить хрупкий сосуд – сердце в условиях повышенной травматичности. Разве боль не чувствуется сильнее по контрасту с таким нереально-прекрасным миром, который творят гейши?

 

«The story like mine should never be told…»

Но… «Как же тебя понять-то, ежели ты ничего не говоришь?»… а вот дальше по-иному, не «языками не владею-с», а «не принято», «не этично», «не возможно» … и вообще всякое «не». Другая культура, или, как ее по-научному именуют, глубоко контекстная культура, в которой такие странные, быть может, для иностранцев понятия как аймай (неопределенность), тиммоку (молчание), харагэй (общение без слов) составляют неотъемлемую и, главное, само собой разумеющуюся часть бытия.

Конечно, в этом фильме многое, так сказать, европеизировано (или даже американизировано), все-таки фильм произведен на киностудии не Токио, не Осаки…, это Columbia Pictures, DreamWorks Pictures, & Spyglass Entertainment.

Об этом упоминается и в «Настоящих мемуарах гейши» М.Ивасаки, по мотивам которых был написан известный роман Артура Голдена, позднее экранизированный. Тем не менее, несмотря на эту адаптацию, а может, именно благодаря ей и еще безошибочному расчету в соотнесении восточного колорита и по-голливудски красивой интерпретации темы, «цепляющей» зрителя, фильм, несомненно, как ранее и роман, попадает в категорию бестселлеров. Кажется, в поисках именно этого фильма, когда-то просмотренного на DVD (или лучше сказать засмотренного? до того, что диск уже не воспроизводится) я пустилась в путешествие по бескрайним просторам интернета в надежде отыскать свой личный берег в «океане грез» и пришвартовалась, наконец, в надежной гавани - в богатейшей бухте под названием www.doramatv.ru.

 

..! We become a geisha not to trace our fate, we become a geisha because we have no choice!

Icould be her… She loved once, she hoped once. I could be her, but we are so different.

В чем же эта разница? Да в том, что живя в одинаковых условиях, «в этом тесном, женском маленьком мирке, где друзья в одночасье становились врагами», одни готовы "идти по трупам", другие – нет, одни ищут причины происходящего в ком угодно, только не в самом себе, и готовы возненавидеть весь свет, другие предпочитают прикладывать все силы без остатка, чтобы стать лучше и, тем самым, подняться еще на одну ступень ближе к совершенству, завоевывая таким образом авторитет, а вместе с ним и некоторую, пусть мизерную, но возможность хотя бы чуть-чуть больше управлять своей судьбой, а не только слепо подчиняться случаю, долгу, старшим и т.д.

 

Хотя, повторяю, считаю этот фильм во многом «не японским», но именно он, своей особой красотой и гармоничностью, зародил стремление узнать больше о Японии и об Азии в целом. Потом мне повезло: случайно (ли?) удалось купить книгу, тоже совершенно нехарактерную для японского менталитета, поскольку в ней анализируются основополагающие явления японской культуры, и написанную коллективом университетских профессоров уникально – просто о сложном. Если попадется в руки – берите, не раздумывая: «Япония. Как ее понять» (очерки современной японской культуры, под.ред. Роджера Дж.Дэвиса и Осаму Икэно, М.2006). И все-таки, некоторые моменты фильма, на мой, далеко не экспертный взгляд, очень тонко высвечивают грани «японского» – как то: ощущение счастья, нераздельно переплетенного с щемящей ноткой грусти, двойная жизнь (маски и реального человека под ней) – как основа бытия, как норма; символика "раскрытия живота" как заключительного доказательства невиновности в блестящем автобиографичном танце Саюри, стоящей на грани потери репутации из-за сплетен… или голод как способ объяснить ребенку – дать почувствовать пустоту от возможной скорой потери близких тебе людей… You cant read the loss, only feel it

 

Как бы ни были талантливы и опытны сценаристы, закрутить сюжет не многосерийного фильма в такой тугой узел – это большая работа. И при этом успеть многое сказать! Здесь и судьбы героев крупным планом, в том числе жизнь обитателей особого специфически японского мира гейш и судьбы разных стран через призму личного восприятия ими времени. Действие охватывает довольно большой период, в том числе и четыре года Второй мировой, во время которой, как известно, много чего произошло – и Япония нападала, и на нее напали. Но то, что города Хиросима и Нагасаки есть в Японии, знают все, в связи с трагедией первого испытания ядерного оружия. 

Но и мирное время – совсем не мирное. Жизнь есть непрестанная борьба, порой та же война - за выживание, за покровительство важных людей, за собственную честь и достоинство, за право любить, наконец. И иногда после этой борьбы остается пепелище в прямом и в переносном смысле слова…

The heart dies a slow death. Losing each hopes like a tree lose it’s leaves untill there are none. No hopes, nothing remains…

 

В этом фильме прекрасной режиссуре и операторской работе соответствует и замечательно подобранный актерский состав. Любимая, неповторимая, незабываемая – Чжан Цзы И (Чио-Саюри). Симпатичная, трогательная маленькая Чио (сыгранная Судзукой Ого). Невыносимо-страстно-прекрасная и вечно молодая Гун Ли (Хацумомо), надменная и недосягаемая, даже в роли хамоватой и резкой, неуправляемой и отчаянной гейши – предшественницы Саюри. Мудрая, выдержанная, прекрасно образованная и заслуженно признанная, обаятельная – Мишель Йео (Мамеа). Для меня в этом фильме женские роли оказались гораздо интереснее мужских, хотя и Кен Ватанабе и Кодзи Якусё сыграли отлично, просто в силу характеров их персонажей, должно быть. Прекрасно удались и второстепенные роли, а уж музыка – здесь просто надо отдать должное, даже профессионалы снимают шляпу. Впрочем, когда в фильме музыкальное сопровождение поручается симфоническому оркестру, это всегда совсем другой уровень кино. Обратите внимание. Отдельное эстетическое наслаждение вызывают танцы

 

Фильм, по свидетельству разных интернет-источников получил разные, подчас далеко не восторженные отзывы кинокритиков-специалистов, со средней оценкой 5/10. Те справедливо указывают различные "минусы" фильма, как например, приглашение красивых китайских актрис на главные женские роли или отсутствие реального глубокого погружения в культуру и традиции Японии и поверхностно-условное изображение действительности, необходимое всего лишь как канва для «переживательной сказочки»… Зато отзывы "простых смертных" гораздо более восторженные, и оценка 10/10 – не редкость. Видимо, не все измеряется только интеллектуальной глубиной и историко-культурной достоверностью. В сказках ложь, но и намек – добрым молодцам/девицам урок… Да, фильм действительно чем-то похож на сказки, которые, возможно, мы так любили читать в детстве. Проходит время, мы переключаемся на другую литературу, но любовь к чтению, привитая сказками, остается, разве за одно это не стоит воздать им должное? Не говоря уже о том, что, что человек, поверивший, благодаря сказкам, в чудо, когда-нибудь обязательно сотворит его сам…

А это уже совсем другая история…

Автор: iiil
Аватар iiil
Все отзывы iiil 29
Все отзывы на Мемуары гейши
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 31.03.15

Меню