Оцените отзыв
Фильм жанра «найденная запись» («found footage») – редкая птица на просторах азиатского кино. Вообще-то не вижу к тому особых причин: сегодня, когда записывающее устройство встроено в каждый телефон, реализовать эту идею просто как никогда. Но, как ни странно, «Проклятая больница Чанги» скорее исключение, нежели правило.
Итак, есть такая больница «Чанги». И она проклята. И её решают снимать на видео. Ладно, сложными сюжетными концепциями found footage похвастаться не мог никогда, здесь всё дело в исполнении. И оно по большому счёту не подкачало: в качестве героев мы имеем съёмочную группу, работающую над документальным фильмом, и можем объяснить, зачем они снимают свой материал. В отличие от ряда других лент на ту же тему, где обычные прохожие без всякой причины продолжают держать камеру, даже вопреки тому, что вокруг них разверзается ад. Кстати, здешние протагонисты весьма приятные – они работают в команде, шутят друг с другом, и в целом оставляют благоприятное впечатление. В результате зрителю хочется, чтобы они выжили, что даёт ленте градус напряжения.
Картина выигрывает в мелочах. Некоторые ракурсы и траектории камеры если и не полностью оригинальны, то достаточно не затасканы, чтобы привлечь внимание. Мальчишка-медиум очень натурально визжит, убегая из больницы. Социальный комментарий о поведении японцев во второй мировой наполнил и без того мрачное здание «Чанги» новыми, очень тёмными тенями.
При этом в дораме есть причудливые до смешного моменты, вроде хулиганов, которые пришли разрисовывать стены граффити, но при этом нацепили клетчатые рубашки и застегнули их на все пуговицы. Самые официально выглядящие хулиганы ever.
Впечатление от просмотра смазывают два момента. Первый из них скорее черта жанра, чем просчёт режиссёра – безмерно затянутая стагнация. В картине безумно долго не происходит вообще ничего. Народ бродит по развалинам, снимает, комментирует, пугает сам себя. Подобный период, повторюсь, есть в начале любого found footage, но обычно такого рода сцены служат экспозиции. В «Чанги», однако, ничего нового о персонажах мы не узнаём, а потому возникает ощущение не подкрадывающейся напасти, а попытки измельчить воду в ступе. Второй огрех целиком и полностью вина ответственных лиц: в фильме есть монтаж. Все события мы как зритель наблюдаем с разных устройств: нескольких камер, телефона и проч. Плохо это, поскольку, разрушает достоверность происходящего. Найденные записи принадлежат к той редкой породе фильмов, для которых попытка убедить аудиторию, будто на экране всё взаправду не опция, но условие успеха. Прародительница жанра «UFO Abduction», именно этим и завоевала своё место в истории. Люди всерьёз спорили о том, не могли ли события, показанные в кинотеатре и официально озаглавленные «фильм ужасов», произойти в действительности. Но достигнут такой эффект был презентацией материала без скидок – камера прыгала, не будучи закреплённой на штативе; половину ужасов мы как зритель пропустили, потому что оператор – наши глаза в этой вселенной – в момент события смотрел в другую сторону и не успел повернуться; если герои куда-то бежали, то до десяти секунд на экране была размазанная муть, на фоне сбитого дыхания. Да, всё это затруднило восприятие, но потеряв во внятности, фильм приобрёл в правдоподобии. «Проклятая больница Чанги» хочет в пруд не лезть, а рыбку съесть – не потерять выгод, которые дают качественные переходы и связки меж сценами и одновременно пользоваться привилегиями жанра, делающего ужас от первого лица очень личным и близким. Но как известно «за двумя зайцами погонишься – они возьмут в клещи и прикончат». Потому что в проклятых больницах нет ничего безопасного.
В целом, лента не особенно впечатляет, но и не гневит. Сносная зарисовка на заданную тему.
Итог: 4 из 10;
Рецепт: своевременно сносить проклятые постройки.
Дата публикации: 29.11.15