"Если твой правый глаз становится для тебя преткновением, вырви и выброси. Лучше, если ты потеряешь один из твоих членов, чем все твое тело будет брошено в геену и если твоя правая рука становится для тебя преткновением , отсеки ее и выброси. Лучше если ты потеряешь один из твоих членов, чем все твое тело окажется в геене" - Матфея 5:29,30.
Я очень долго примеривалась к этому фильму, после явно неудачной Пьеты. Решила поставить Ким Ки Дука на паузу. Тем не менее преодолев предубежденность, посмотрела, и действительно фильм оказался интереснее Пьеты, хотя как и она абсолютно предсказуемым. Логика угадывалась интуитивно, оставалось только подвести идеологическую базу. Ким Ки Дук остается собой и, как мне кажется, в этом его плюс, но и столь же очевидный минус, он не может выйти за пределы себя и создать что то в корне другое, отличное от своей обычной схемы. Товарищ Ким почти всегда, правда с отходом в дзен или буддизм, эксплуатирует христианскую идеологему и поэтому его фильмы лично для меня читаемы.
В данном случае нам показали жесткий клинч язычества с преемственностью грехов отцов в детях, с чуть ли не жреческими культами и ритуалами (взять хотя бы поедание матерью детородного органа сына, желание мести... но и подкорковое желание силы, язычники занимались каннибализмом, для того чтобы получить силу врага), фаллическими символами (половой акт с ножом, он же обряд поклонения древним богам) все что в полной мере отражает темное и звериное в человеке за внешней охристианизированной оболочкой с христианской парадигмой, постоянной борьбой над этой животной породой, даже в очень радикальной форме фаллической эстафеты. Кстати, именно женщина выступает как начало разрушительное, как проводница темной женской Инь в столкновении с светлой мужской Янь. Две женщины - два суккуба, две демоницы.
Интересный прием - закольцованность происходящего. Символ мужественности отца, похожая цикличность действий сначала матери, потом отца в начале потом в конце, одна и та же голова будды разбиваемая 2 раза в начале и в конце,2 повторившихся кадра молящегося буддиста в черном опять же в начале и в конце, эпилогом станет понятно кто этот человек. Это начало нового и конец старого , это сансара, постоянный цикл перерождения и высвобождения от прошлых грехов, впрочем изначально обреченным на провал. Конечно, если вы поинтересовались что это за топограмма такая -лента Мебиуса, то понятно, что это символ и бесконечности и цикличности и даже безграничной двойственности и разделенности внутреннего человеческого бытия
Что особенно понравилось это -самоирония. Так поиздеваться над моей любимой сценой в Пустом доме, это было для меня удивительно, хоть и немного шокирующе от неожиданности. И не только это. Молчание здесь явный стеб. Тонкая улыбка в финале, предполагает то ли новый запущенный цикл сансары, то ли нивелирование эффекта и шуточное отношение к собственному детищу, а также ...к зрителю. Я выбираю и первое и второе. Даже несмотря на то, что вы сделали явный оммаж в сторону Фон Триеровского Антихриста, уступив в поэтичности и натурализме , вы выиграли в юморе. Будем считать что этот фильм вас для меня реабилитировал. Спасибо маэстро. Было остро смешно и грустно.
Ох не стала бы я недооценивать стариков, вон Жан Люк Годар фильмом "Прощай, речь" мне вынес мозг и не только мне, чтобы понять о чем он мне пришлось осилить несколько книг по философии и просто книг, о коих я ранее и вообще не подозревала по своему невежеству. Казалось бы старик стариком, пора бы и успокоится. А знаете, любой режиссер снимающий артхаус - человек эрудированный и умный, не все, но многие. Просмотр фильма как и чтение классики - это всегда разговор с умным человеком, который хочет донести какую то очень важную мысль или впечатление, или вообще другое понимание привычного, главное быть внимательным и быть готовым понять, то, что видишь, пускай даже то, что смотреть это весьма и весьма неприятно.
Конечно. Но все-таки увиденное откладывает отпечаток, ходишь целый день, как-то в ауре. Своего рода опиум, знаковое послание. Спасибо, посмотрю Новейший завет и Годара. Хочется. Азия, видимо из запоя перешла у меня в стабильное и спокойное увлечение.
Годара можно смотреть если вы нормально относитесь к фильмам в эстетике потока сознания и любите абсурдистов. С Новейшим заветом - на первый взгляд фильм антирелигиозный. но это только фикция. Если не готовы к такому то шикарно идет Джим Джармуш Выживут только любовники. неплохой Германа-младшего Под электрическими облаками, но в отличие от изысканно декаденствующего Джармуша все очень тоскливо.
Все-таки оценю рецензию. За размышления, за поиск, за мысли. И то, после второго прочтения.
"...после явно неудачной Пьеты." Для меня Пьета - как раз крайне удачная. И даже слово "удачная" тут не очень уместно употреблять, так как оценка - личное восприятие зрителя, то удачу можно трактовать только в значении "повезло, что мне попалось то, что понравилось", и только.
"...эксплуатирует христианскую идеологему " и не только он, потому как на чуждой религии азиатскому зрителю проще воспринимать некие выстроенные схемы, или наоборот, европейцу, не привыкшему оскорбляться за религию, будет интересно смотреть "на себя" со стороны.
"...постоянной борьбой над этой животной породой" разве? по-моему никто там с природой не боролся.
"Кстати, именно женщина выступает как начало разрушительное" какая именно женщина? там была еще и любовница мужа. так может она - разрушитель? или просто речь о природе человека, неважно какого пола. "...особенно понравилось это -самоирония." ммм... иногда человек делает что-то на полном серьезе, а его хлопают по плечу и кричат: "Классно ты шутканул!". Это я к тому, что, возможно, Ким Ки Дук играет со зрителем, и, когда зрителю кажется, что он что-то понял, на самом деле ничего не понял.
все вышесказанное - не критика, а обсуждение. Но один критический момент отмечу: В рецензии есть нота иронии и снисхождения к Ким Ки Дуку. Все это мне показалось излишним. Не потому что я питаю там что-то к Ким Ки Дуку и меня это задело, а потому что восприняла рецензию как некий вариант беседы с автором фильма, в которой сквозит неуважение к собеседнику.
"Голос тех, кого больше нет". Это вторая книга цикла Эндер Виггин. Я специфически отношусь к франшизам на бестселлеры, они как правило бывают слабее своих предтеч. Однако именно эта история понравилась мне больше, если не эмоционально, то по глубине, по диалектике она мне куда как ближе. Первая - как там в эпиграфе "как стары и как юны могут быть дети", боевая фантастика, нечеловечески жестокое спартанское воспитание личности по лекалам доревнегреческого мыслителя и законодателя Ликурга, есть в ней что то, то ли хайнлайновское, то ли голдингское, она более проста, и скорее подойдет как вступительная глава к основой книге, как предпосылка и пролонгация к более сложному нарративу . "Голос" более самодостаточен и в большей степени носит отпечаток личности автора , развивая и обосновывая мысли чуть затронутые в "Игре Эндера". Первая более темповая, вторая более идеалогическая, более заточна на философию и размышление.Скотт Орсон Кард - человек верующий, поэтому ничего странного, что его религиозные чувства задают столь явную тональность . Однако Кард ею не давит, а увлекает и полемизирует, иногда с некоторой долей иронии ко всей этой экуменистической софистике. впрочем , грань не пройдена и все приличия и такт соблюдены. Скажем так, Кард - аккуратен. Одна из основных тем - это покаяние и искупление, путем некоторого духовного экзорциса, духовного высвобождения и возрождения от домоклова меча - греха. Вторая - взаимоотношения двух рас, человеческой и инопланетной, то самое , что так трагически закончилось в первой находят здесь свое логичное продолжение.Тема на все времена, если переложить ее на наши общечеловеческие реалии. А потому диалог и понимание- та валюта, которая никогда не девальвируется. И, наконец, третья - это самоценность жизни, абсолютно любой, в том числе, явно звучащий посыл, что геноцид или ксеноцид, неприемлем с точки зрения этой наивысшей ценности. Таким образом, перед нами качественный социальный срез , вошедший в аналы как один из лучших циклов научной фантстики. Если "Игру Эндера"с удовольствием прочтут как взрослые так и подростки, а некоторые еще и не раз пересмотрят одноименый фильм, то ''Голос тех, кого нет" больше понравится более зрелой аудитории. Потому навряд ли по ней снимут продолжение. На такую нужен запрос, а такого нет и не предвидится, потому что массовое кино должно в первую очередь развлекать, а не стимулировать и направлять на важное. Ну да ладно, это лирика. Между прочим, книга, получила премию как "Хьюго", так и "Небьюла". Вполне заслужено.Да ну бросьте, я уважаю любую конструктивную критику, тем более если она аргументирована как у вас. Отвечу по порядку.Пьета - дело в личном восприятии, мне она показалась слишком нарочитой и читаемой от начала до конца, в ней не было никакой тайны абсолютно никакой аллюзии, она прямолинейна как бревно, а следовательно мне не интересна. Потом нечто подобное я уже у него видела в более ранних работах, так что данная отдает вторичкой. Еще, эта так свойственная многим корейцам сентиментальщина и тяга к перегибам и дешевой красивости дает о себе знать. Один финал чего стоит. Но я люблю Пустой дом и Весну лето Ким Ки Дука так что я не его противница это точно, но он отнюдь не мой любимец.На счет религии со стороны, вроде он даже хотел или был священником. Так что не совсем со стороны он смотрит на христианство. Кстати христиан в Корее вполне себе много. У Ким Ки Дука библейские сюжеты и теософия фигурирует почти в каждом его фильме. Я не думаю, что режиссерам интеллектуального кино свойственно показывать, то что не является частью их диалектики. Они слишком внутри своего социума и своего мировидения. Если только они не поллемизируют или пародируют другого высоколобого товарища по цеху, ну или занимаются самоцитированием. А это бывает более чем часто. Хотя нет есть такой иранский режиссер Мохсен Махмальбаф - он любит снимать на чуждую ему религиозное течение и подискутировать - про индуизм "Крик муравьев" и "Садовник" о бахаях. Европейцам это не свойственно. А азиаты больше говорят о себе, чем о других. Они немного изоляционисты. Борьба над животной природой. Это не частное высказывание под фильм это общее восприятие человека как такового, его внутреннего понимания добра и зла. Это наша физика если хотите. Альфа и Омега. Тут я немного достоевсковец. Он умел показывать как святость так и исключительную чудовищность, такую разность потенциалов внутри каждого персонифицированного "я". Кстати из контекста понятно, что это моя лирика бесприминительно к фильму. Хотя борьба там есть, я не согласна с вами в этом вопросе.Женщина - и здесь это обобщающее понятие, лишенное конкретики. Две женщины все одно что одна. Обе выступают как разрушительницы. На этом сайте есть фильм - "Развязка" Сюдзи Иваи и еще один, его нет тут к сожалению, "Жало смерти" Огури Кохэя - о темной стороне женщины. Оба хороши. Если вам интересно, то дозо.Ирония. Когда с тобой играют, под этим почти всегда подразумевается некоторая доля иронии. Хотя как вы правильно заметили дело всего лишь в интерпретации. Тут мы с вами в одной лодке, и можем оказаться обоюдно. трансцендентны по отношению к обсуждаемому фильму.Насчет неуважения к режиссеру, да я с вами согласна. В моей рецензии сквозит некоторая фамильярность . Объясняю это тем, что много чего смотрю из данного формата, а потому утеряла всяческий пиетет по отношению к режиссерам. К сожалению, это свойственно многим гурманам данной тематики. Меня это все равно не оправдывает, так что прошу прощения, я не права.Ну вот кажется и все. Спасибо за интересный дискурс. Мне приятно, что вы написали свой пост. Удачи!
aashe wrote:Ох не стала бы я недооценивать стариков, вон Жан Люк Годар фильмом "Прощай, речь" мне вынес мозг и не только мне, чтобы понять о чем он мне пришлось осилить несколько книг по философии и просто книг, о коих я ранее и вообще не подозревала по своему невежеству. Казалось бы старик стариком, пора бы и успокоится. А знаете, любой режиссер снимающий артхаус - человек эрудированный и умный, не все, но многие. Просмотр фильма как и чтение классики - это всегда разговор с умным человеком, который хочет донести какую то очень важную мысль или впечатление, или вообще другое понимание привычного, главное быть внимательным и быть готовым понять, то, что видишь, пускай даже то, что смотреть это весьма и весьма неприятно.
Скажите, пожалуйста, какие книги вы читали для понимания " Прощай, речь". Тоже являюсь почитательницей творчества Годара, поэтому интересуюсь.