Классика. Героическая. Эпичная. Вдохновляющая. Мотивирующая. Правильная. Нужная.
Исторические фильмы предполагают хотя бы поверхностное предварительное знакомство с представленными событиями и лицами. Именно личность Ли Сун Сина сподвигла меня прочесть его биографию, описание битвы за Мен Рян, а также с интересом разглядывать реконструкцию корабля-черепахи. Условно фильм поделен на две части. Первая – повествовательное знакомство с действующими лицами, обыденно показывающая нам амбиции, сомнения и характеры высших военных чинов враждующих сторон и их подчиненных. В первой половине фильма возникает ощущение, что ты медленно, крепко пристегнутый к сиденью, поднимаешься вверх на Американских горках, и понимаешь, что после подъема будет нечто такое, от чего захватит дух.
Что значит быть военным? Военный – это дисциплина, кристально чистая, железная дисциплина, безоговорочное выполнение приказов и четкая иерархия. Только при выполнении этого закона военная машина работает. Предполагаю, что некоторые действия Адмирала вызовут у современного модно-толерантного и человечного зрителя протест и непонимание. Но подумайте, что определенное время и место требует иную человечность, когда убийство одного может спасти тысячи жизней.
Что значит быть в отчаянии? Это падение в бездну без возможности найти опору, ощущение гибели и безысходности. Это предстоящая битва флота из 13 кораблей против 330 кораблей противника. Представьте, что бы вы ощущали, будучи на одном из этих 13 кораблей? Представьте изнурительный труд, стертые в кровь ладони гребцов, невыносимую боль от полученных в бою ран, без анестезии и антибиотиков, представьте тот ужас войны, когда хочется забиться в угол, закрыть голову руками и сдохнуть до того, как все ЭТО начнется. Среди хаоса, понимая, что все идут дорогой смерти, один человек идет, выпрямив спину, смело смотря перед собой, не теряя способности мыслить и действовать.
Мы находимся на самой вершине Американских горок. Вагончик слегка наклоняется вперед и начинает движение вниз… Помните это ощущение? Здесь будет нечто схожее. Во второй половине фильма ухожу на субтитры. Почему? Звук барабанов, заставляющий быстрее биться сердце, скрип тяжелых кораблей, маневрирующих на быстром течении, звуки боя – все это нужно слышать. Почему-то создается эффект присутствия, когда корабль Ли Сун Сина бросает якорь. Ты тревожно вглядываешься в даль, ужасаясь этому черному сплошному пятну из кораблей противника и шуму одновременного удара вражеских весел по воде. Потрясающе сняты сцены боя. Волнение захватывает вас, вы забываете, что кто-то играет роли, что это реконструкция, сердцебиение и дыхание учащается, и никакие силы уже не в состоянии отодрать меня от экрана.
Совершенно не предполагала, что этот фильм настолько может захватить, и я испытаю такое волнение вперемешку с воодушевлением. Ощущения невозможно описать, просто посмотрите сами. Что такое героизм? Что значит Герой нации? Что значит Ли Сун Син? Это то, что вытащит вас из бездны отчаяния, это то, что дает силу всем нам, даже спустя столетия. Это тот случай, когда хочется крикнуть "Он существует!". Дельно показаны прописные истины. Когда мы едины – мы непобедимы, на Бога надейся, и сам не плошай, чудо может совершить и человек.
Повторяться по актерам не буду, ибо и правда все замечательно. Только один момент уточню: эпизодическая роль Но Мин У получилась яркой, а его присутствие (юноши с красотой андрогина, позволяющей многим принять его за прекрасную девушку) в кадре рядом с военачальником Японской армии, было расценено мной как оскорбительная хлёсткая пощечина корейцев в адрес «этих японских обезьян» (как дружественно они их именуют).
Кто-то сетует на излишнюю эмоциональность актеров, кто-то на украшательство исторических событий, кто-то на неправдоподобность и макияж актеров. Искать недостатки мне совсем не хочется, я полостью удовлетворена, но хочется посоветовать критикам, к примеру, вспомнить накрашенные глаза культового Штирлица.
Крайне редко испытываешь подобные эмоции - возвышенные, правильные и нужные, при всей показанной разрушительности – созидающие, мотивирующие, спасающие и поднимающие выше. Мы все идем одной дорогой, так давайте идти с гордо выпрямленной спиной, смело глядя вперед. Смешно? По-моему круто. Два дня я не смотрела ничего нового, чтобы не сбивать настроение.
Еще пара акцентов. Уже по привычке всегда ищу символизм в кинематографе Азии:
- немая женщина - одна единственная героиня фильма, то есть война - не бабское дело, здесь говорят и действуют мужчины, а ее (женское) дело - молиться за тех, кто в бою и понимать все без слов;
- простая трапеза после боя, разделенная между всеми на судне, от гребцов до Адмирала, это как вкус победы, который вкусили они в равной мере.
Больше ничего не разглядела, если у кого есть что добавить - прочту с интересом.
P.S. Представьте, какие чувства сплоченности, гордости и воодушевления испытывали корейские зрители в полных залах во время просмотра. А что испытываете вы во время просмотра фильмов Никиты Михалкова?
P.P.S. СПАСИБО Helavis и taiklоt, иначе этот исторический фильм по собственной воле был бы просмотрен мною МНОГО позже.