Совы не то, чем они кажутся.
Не собиралась смотреть это кино из-за сцен насилия, но в итоге любопытство поглядеть на женщину-маньячку пересилило чувство отвращения. И что я получила в итоге? Да, можно, конечно, пытаться воспринимать это кино "в лоб", как историю жертвы, которую преследуют чокнутые злодеи, вынуждая дать им решительный отпор. В итоге ее чем-то таки заражают, она впадает в бред и... Но, народ, это не серьезно. Всё, происходящее на экране, настолько абсурдно, что подозрение насчет арт-хаусности и аллегоричности картины начинает неудержимо нарастать с первых кадров. В итоге у меня возникла концепция, которую я попытаюсь спрятать, чтобы никто случайно не начитался спойлеров (если разберусь, как это делать). Хотя "обсуждение" подразумевает факт просмотра фильма, который мы тут обсуждаем.
Перед нами ни что иное, как борьба человека, пережившего душевную травму, со своими психологическими проблемами. Была ли эта травма сексуального характера - не важно, как мне кажется. Важно то, что человек получил удар в самое уязвимое место. Мой дом - моя крепость, но героиню насилуют именно в ее доме, да еще и друг детства. Так что здесь важен сам факт Предательства и крушение иллюзий относительно безопасности внутреннего мира. И вот мы видим ее в попытке жить Нормальной жизнью. В роли этой самой Нормальной жизни, Новой поврежденной реальности - жених. Он пользует ее, как хочет, при этом у меня возникает ощущение, что она так и не получает конечного удовлетворения от процесса. Еще бы! Ведь она просто затаивает свои проблемы, вместо того, чтобы их решать. А они имеют свойство выползать наружу. Еще важно, что Жених тоже склонен к насилию (у Героини - комплекс жертвы, она ищет в жизни тех, кто будет ее мучить, пусть хоть понарошку) и безразличию (да, жизнь - она такая, суровая к жертвам). И вот когда Героиня думает, что она почти нашла баланс, лезут они - психологические проблемы.
Насильник №1. Навязчивые воспоминания. Беспардонные, они вторгаются в реальность без приглашения. Они яркие, гипертрофированные (да-да, большой член), наносят свои микротравмы. Ковыряются в старой ране, не дают ей зажить. Как-то сдерживать воспоминания практически невозможно. Ну, я думаю, уже здесь понятно, что это аллегория - почему героиня не бежит? не звонит в полицию? жениху? идет на работу, как ни в чем не бывало? Почему насильник так нагло врывается на работу? почему охрана его не остановит? Да потому что это не реальная жизнь! Это мозг человека, который пытается жить обычной жизнью, но воспоминания о боли его преследуют! И чем больше гонишь их от себя, тем они навязчивее. Кроме того, жертва сама подпитывает их, невольно "кормит", лелеет свою боль. Поэтому насильник №1 постоянно голоден и требует пищи. В итоге мы видим бихейвиористский подход - нужно пережить травму заново, чтобы обрести над ней власть. Поэтому убийство насильника №1 так похоже на секс - жертва проходит путь заново, и в итоге освобождается - она обнажена, она смывает кровь под душем, у нее лицо человека, достигшего наконец-то наслаждения. И самое главное - она теперь может говорить о пережитом вслух (телефонный звонок Жениху).
Почему Жертву увольняют и она становится посудомойкой (кажется, ее мать занималась тем же)? Думаю, кризис загоняет ее во внутреннее пространство, напоминающее о событиях прошлого. Реальность (офис) при этом воспринимается отдаленно, как бы со стороны. Жертва погружена в себя.
Насильник №2. Ложные угрызения совести и самоедство. Сначала это робкий голосок вины, который вскоре начинает прямо обвинять Жертву - "ты сама виновата! ты источаешь секс!" Кормится эта проблема от воспоминаний (насильник №2 допивает пиво за насильником №1). Ну, с этим злодеем Героиня расправляется быстро (член-то маленький, пардоньте. Этот страх ее не насилует - аллегорически, конечно).
Насильник №3. А это уже Депрессия и суицидальные мысли. Просто зверь. "Умри, умри, убей". Ненависть к себе и к обидчикам, доводящая до порога Безумия. Наверное, это важно, что именно насильник №3 был первым в момент преступления, но тут я еще не до конца разобралась (возможно, авторы намекают нам, что у жертвы изначально был "негативный образ мыслей", что и привело к трагедии). Это чувство заставляет человека буквально насиловать себя, иногда почти в прямом смысле - это я о людях, которые наносят себе травмы и порезы, чтобы облегчить душевную боль. От этой напасти Жертва натерпелась больше всего. Занавеска тоже наводит на мысли о погребальном саване. Почему мы не видим лица насильника №3 после его гибели? Не лицо ли самой жертвы мы бы там обнаружили? Героиня символически душит (скотчем) свою внутреннюю агрессию.
В любом случае, Жертва встречается лицом к лицу со своими проблемами и (по)))решает их. Теперь они нестрашны, даже забавны! Можно даже шутить над ними и всем пережитым. Можно без содрогания повторят фразы насильников ("как холодно!"), но всё еще живы опасения - а что дальше? Вдруг они снова вылезут во всей своей гнилой "красе"? Да, она теперь просыпается свободной, но всё еще пытается бежать. И вот тут на сцену в финале выходит Жених.
Неправильная реальность, в которой она пыталась жить. Не удовлетворяет, не защищает. Несостоявшийся кокон, в который бессмысленно прятаться. Неработающая модель поведения. Ее трусливое, избегающее проблем и конфликтов альтер-эго (или же та часть ее, которая всё равно возвращается к прошлому, "ищет трупы"). Кстати, тут нам уже прямо указывают на ирреальность (зеркало, разложение трупа). Справившись более-менее с внутренними проблемами нельзя продолжать жить прежней жизнью, нужно что-то менять (на это указывают замыкания, разложение в работающей морозилке). И Героиня меняет свою жизнь, разбивая эту неполноценную версию себя самой (и ваза намекает). Теперь она выходит в новый, свежий мир под очищающий дождь. Не оглядываясь. Да, не без чувства опустошенности, потому что боль, как ни парадоксально, наполняла ее существование, а теперь впереди - пустота и ночь. Но мне кажется, финал оптимистичен.
P.S. А, может, это вообще фильм о борьбе со страстями - Жадность, Пьянство, Похоть и Трусость. Прямо четыре всадника Апокалипсиса )).
Может, пересмотрев, я бы поняла больше. Но нет, спасибо. Я бы и так многое хотела развидеть. Хотя отдельные сцены хороши и задумка не без смысла.