Оцените отзыв
Как научиться понимать корейские дорамы или корейский ответ доктору Хаусу.
Гон Ю уважаю, «Первое кафе Принц» обожаю, на этом рецензия окончена. Теперь по существу.
С чем бы неизвестным и непонятным мы не сталкивались, описывать его мы будем в тех категориях, к которым привыкли. Чаще всего мы и не видим нечто новое, а то, что не укладывается в наши представления, благоразумно не заметим или сочтём недостатком. Всё это философствование напрямую относится к дорамам. Тут тебе и шаблонность, и затянутость, и бабы - дуры, и далее по списку. Первая очевидная нападка – сюжет. Обычно он удручающе одинаков. Но. Сюжет – это сосуд, в который налит коктейль смыслов, вас же не напрягает, что каждый раз вы пьёте из одной и той же чашки. Проблема в том, как распробовать напиток. В японском городе Киото есть знаменитый сад храма Рёандзи - своеобразно спланированный хаос из пятнадцати камней. С какой бы точки ни рассматривал посетитель эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения. Увидеть все камни сразу можно, только смотря на сад сверху. Вот и попробуем так взглянуть на “Первое кафе Принц”. В центре повествования история любви, начавшаяся с обмана. Но это не единственная ложь. От героя скрывают, что он приёмный ребёнок. А он врёт родным, что не заблуждался на счёт героини. второй герой просит героиню не говорить об их поцелуе, чтобы не причинить герою боль. У второй пары вообще всё сложно с доверием. Апофеоз всего этого – парадоксальный рассказ о своей любви наставника главного героя: “Как же она меня любила, чтобы столько врать”. В общем, как и в “Докторе Хаусе” - все лгут. Мы часто привычное считаем понятным. В 2007г. не было западного сериала популярней “Доктора Хауса”. По окончании третьего сезона были изданы сборники рекапов и рецензий. Я, хоть и попозже, но тоже приобщилась к хаусомании. Помню, читая рекапы, удивлялась некоторым выводам: и где ж они такое откопали? Я была поклонницей “Дживса и Вустера” и игры в нём Хью Лори и в “Докторе Хаусе” также пыталась разглядеть британскую иронию и удивлялась прямолинейности выводов американцев. В чём я была солидарна с ними: Хаус – придурок. Свой умный придурок есть и в “Первом кафе Принц” – управляющий Хон, наставник главного героя. Потом были другие западные сериалы, Следом пошли дорамы - и тут случился аллес капут. Я понимала, что ничего не понимаю и самое странное, я осознала, что я также не всё понимала в “Докторе Хаусе”. Я не замечала вещи, важные для американцев, но зато обращала внимание на то, чего не видели они. Для меня “Доктор Хаус” в первую очередь стал символом смены эпох. Киноман из меня ещё тот и свои выводы я, ничтоже сумняшеся, делала на основе комедии из 80-х - “Тутси”, сериала 90-х – “Скорая помощь” и, собственно, “Доктора Хауса” – сериала нулевых. В “Тутси” герой Дастина Хоффмана притворяется женщиной, чтобы заполучить роль в медицинском сериале. Фильм не про сериал, но и из того, что показали, ясно, что в этом киношном сериале мало медицины и много личных проблем сериальных героев. В “Скорой помощи” в основном работали руками, в “Докторе Хаусе” – головой. Меняются технологические уклады, меняется человек работающий – меняются кинематографические герои. Социальные условности и нормы также проходили путь от расизма, сексизма и шуточек над геями к политкорректности и обратно. Толерантность порядком поднадоела, а эпоха интернета принесла иллюзию безнаказанности, возможность не следовать общепринятым правилам. Этакий виртуальный средневековый карнавал. И Грегори Хаус, плюющий на всех и вся, в этом мире пришелся очень ко двору, вызвал неподдельный восторг. Но это было время не только лавинообразного распространения интернета, но и моды на расслабленный пофигизм и нарочитую инфантильность, было модно быть хипстером. По сути, обе модели поведения – две стороны одной медали: убегание в виртуальность или на лоно природы в натуральность, естественность; выламывание из рамок. “Первое кафе Принц” – дорама модная. Интерьеры жилищ трёх главных героев, их машины, одежда, их работа, и музыка соответствующая, и весь этот handmade или попросту очумелые ручки. Героиня, как и принцесса из “Шрека”, в писаную красавицу не превращается. И если “Доктор Хаус” демонстрирует нетолерантность, то “Первое кафе Принц” – наоборот: один из любимейших у зрительниц героев – японец, что в свете перманентных тёрок между странами очень прогрессивно, главный герой отказывается от карьеры в крупной корпорации, Ха Рим не желает продолжать дело отца, в конце концов здесь идея превосходства чувства любви над полом объекта влюбленности. “Первое кафе Принц” – дорама искренняя. Здесь искренность до неловкости, искренность, возможная только наедине с собой. Здесь естественное течение жизни, её простота и безыскусность. И сложность, естественная сложность жизни, когда всё просто только со стороны, а так – умны или глупы, молоды или не очень, мы и сами себе не можем объяснить, почему у нас всё так. И даже понимая всё, сердце всё равно не слушается. Куда уж нам понять других. Мы не видим, нет, не так, мы не чувствуем те катаклизмы, что происходят с другим человеком, даже всё зная, даже любя его. Карнавала не будет. Идея «всё сложно» и является взглядом сверху на композицию дорамы. Ради этого нам рассказывают камерные истории других персонажей. Про то, что сложно сказать ребёнку тридцати лет, что он неродной, сложно найти свою половинку на склоне лет, сложно признаться, сложно признать поражение. И то, что с непривычки кажется сумбуром и провисанием, обретает смысл. Ещё одно замечание на счёт затянутости и попутно сказочности. Разве в жизни события следуют с чётко заданной ритмичностью? Может быть, мы всё-таки хотим не правду жизни, а привычные стереотипы и привычную сказочность? В жизни-то монтаж не сделаешь, не покромсаешь в угоду занимательности. Теперь о Золушках и феминизме. Как же любят вспоминать эту европейскую героиню применительно к восточноазиатским дамам. А что такое сказка о Золушке? – смена шила на мыло. Как была зависимой, так и осталась. Разлюбит принц - и опять у разбитого корыта. Плохо с Золушками в корейском дорамопроме, во всяком случае, я не приметила. Видимо не те дорамы смотрю))). Это у нас страна вынужденного феминизма и напряг с мужиками. В Корее избыток мужчин и недостаток рабочих мест. Корейская женщина выходит замуж за всю семью мужа. Она по умолчанию всем им что-то должна. Даже если до свадьбы женщина работала, то после становится домохозяйкой и прислугой для всей мужниной родни. В небольшом эпизоде встречи второй героини с матерью как раз об этом. Поэтому корейская дорамная героиня не замуж стремится, а обрести независимость. И, главное, всё это чётко проговаривается и обосновывается. Так зачем же упорно ждать в дорамах свадебных фанфар? И, конечно же, про несчастного измучившегося главного героя. Как же любят попрекать героиню, мол, довела парня. Но разве проблема в ней? Разве не он сам выстроил свой ад, загоняя себя в клетку: сначала согласием на ненужные ему свидания, затем условием найма на работу только парней, потом рассуждениями на тему, какая девушка ему нужна. С ним сыграли по его же правилам, и что? Понравилось? Это героиня выламывалась из условностей и во всех смыслах тащила его на себе, попутно сдирая и свои маски.
“Первое кафе Принц” – про то, что в любой системе координат легко не будет. Наши оковы в нас самих и наша свобода - в принятии свободы другого. Живи ты по конфуцианским устоям, как родители главного героя, пренебрегай нормами, как Грегори Хаус, сколь угодно успешно выламывайся из каких угодно условностей, как самые продвинутые модники, но от себя не убежишь.
PS: Дэвид Шор, сценарист ”Доктора Хауса” объяснял, что в сериале на философском уровне ставится вопрос: что важнее – доброта или правда? А дорама “Первое кафе Принц” со всей искренностью поговорив о вранье, даёт свой ответ: важнее – уметь прощать.
Дата публикации: 09.03.18