Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Бывает такое: при первом просмотре дорама не производит сильного впечатления, но всё же что-то в ней вызывает симпатию, и хочется пересмотреть ещё раз... потом ещё... и ещё... И чем больше пересматриваешь, тем больше нравится, и в конце концов дорама становится в числе любимых.
На первый взгляд, "Золушка и четыре рыцаря" — это типичная романтическая комедия: история о бедной простушке с чистым сердцем и о великолепном красавце из богатого дома... Даже о четырёх красавцах из богатого дома. Романтика, рекламная роскошь обстановки, приключения, переживания и счастливый конец. Так сказать, "F4 и Гым Чан Ди" в более мягкой версии. Но всё это — только фон. А по сути "Золушку" можно смело назвать СЕМЕЙНОЙ дорамой. Потому что главная тема здесь — ПОСТРОЕНИЕ СЕМЬИ.
Не стану раскрывать сюжет дорамы, а покажу психологическую картину тех моментов, на которых основывается главная, "семейная" линия сюжета, и набросаю портреты главных героев.
Нынче даже в песнях поют: "создадим любовь", словно это не чувство, расцветающее в сердце, а некая конструкция. А вот под словами "создать семью" подразумевают... просто свадьбу. Мол, дальше оно и само пойдёт. На самом деле всё совсем наоборот. Любовь приходит сама, естественным путём, она — нерукотворная. А вот уберечь любовь, создать семью и сохранить её на всю жизнь — это действительно надо трудиться много и неустанно. Есть люди, которые умеют создавать семью, у которых прирождённый талант к семейной жизни. А есть люди, которые не умеют создавать семью, но постепенно учатся этому нелёгкому искусству. Потому что умение жить семейно — это то, что необходимо уметь всем. Это так же необходимо, как уметь дружить, как уметь признаваться в любви.
Об этом и рассказывает сказка о современной корейской Золушке и её четырёх рыцарях. Именно рыцарях, а не принцах: корейское "гиса" переводится как "рыцарь". Тем более что по сюжету настоящим "принцем" был только один из них, а остальных можно назвать принцами лишь с большой натяжкой... А вот "рыцарями" для "прекрасной дамы" — главной героини — постепенно стали они все. Но об этом позже.
Жил-был на свете один современный "король", то есть богач-бизнесмен по имени Кан Чжон Ду, глава огромнейшей корпорации с гордым названием "Небеса" и достаточно большой семьи. Который, стараясь во имя величия и стабильности своей корпорации, а ещё пуще любя чувствовать свою власть, собственными усилиями постепенно, тщательно и неуклонно разрушал свою семью. Когда же обнаружил, что семьи у него больше нет, а без семьи невозможно вести семейный бизнес, да и уюта в доме как-то не хватает, понял, что что-то упустил, решил засучить рукава и навести порядок в этом секторе своей жизни. Принялся за восстановление семьи: разыскал всё, что от неё ещё осталось, собрал эти осколки вместе и думал, что теперь дело пойдёт на лад, и семейное счастье наконец-то зацветёт в его окошке. Но не тут-то было! Люди, которых он не мытьём, так катаньем согнал в дом и насильно заставил жить бок о бок, никак не хотели проникаться любовью, уважением и заботой ни к нему, ни к друг другу. Более того, они не желали даже просто изображать из себя семью на публике, следуя издревле заведённым простейшим церемониям. Собранные воедино детали распадались вновь и вновь...
В общем-то, он был не так чтоб плохой человек, этот "король" Кан Чжон Ду. Хотя и хорошим его аж никак не назовёшь... Никак. Но кое-что хорошее в нём проглядывало. Да и иметь семью, которая бы согревала его душу, он действительно хотел. Просто ломать он умел гораздо лучше, чем строить. Был королём совсем не из "Золушки", а скорее, из "Обыкновенного чуда": "Сам я по натуре добряк, умница. Но иногда такое вытворю, что просто на душе становится... (Трах-трах-тарарах!) Видали, что делаю? Тиран, деспот! Что ж, я не виноват. Это выше моих человеческих сил. А так-то я люблю поэзию, музыку, кошек люблю..."
Кан Чжон Ду не скупердяйствовал, не грубил, кулаками не махал. Этот "король" умел быть добрым и щедрым. Даже кое-какие понятия о чести всё-таки имел. В общем, вёл себя прилично. Но в самых главных, самых трудных вопросах жизни, когда дело напрямую касалось благополучия его корпорации и стабильности её высокого положения в мире бизнеса, а главное — когда дело касалось незыблемости его собственной власти, — он становился словно другим человеком. Вернее... даже не человеком вообще. Мёртвой железной стеной равнодушия и подчинения всего вокруг раз и навсегда заведённой системе.
Почему? Может быть, это была преданность своему делу, только в извращённой форме? Его великая корпорация была для него больше, чем источником дохода, даже больше, чем детищем... нет, ещё больше, чем частью его самого. Он вложил в эту корпорацию, в её успехи, славу и силу все свои силы, все надежды, все амбиции, все труды, всю свою жизнь и душу. И он впитался в неё. Уже не корпорация была его детищем, а он сам стал частью этой корпорации. И ради того, чтобы избежать каких-либо трудностей на пути этой корпорации, он готов был отдать в жертву всё, что угодно. В том числе счастье, жизнь и душу любого человека. Даже счастье близкого и родного ему человека. А если понадобится — даже собственную жизнь... А может быть, всё гораздо проще и прозаичней. Ему просто нравилось чувствовать свою власть, ощущать себя "на троне". И без этого ощущения он просто жить не мог. С его деньгами и связями, с его деловой хваткой, с его громадным опытом он не раз проходил через "бурю" с победой и мог бы пройти так же ещё раз ради защиты своих родных. Так что краеугольным камнем его упрямства был вовсе не страх перед грозящими неприятностями. Просто он больше всего ненавидел, когда контроль над ситуацией или над человеком, даже над самым родным и близким человеком, уходил из его рук. Ощущение собственной власти для него было так важно, что ради этого он готов был пожертвовать и чужим счастьем, и своей жизнью... Если жить — то непревзойдённым, если умереть — то непобеждённым!
И вот этот человек, у которого под мягкой добродушной оболочкой скрывались железная воля и непробиваемое властолюбие, обнаружил, что есть на свете нечто, с чем он не может справиться. Никакая железная воля не могла создать вновь семью из развалин. Власть и деньги оказались бессильны. Ни насилие, ни психологическое давление, ни щедрые подарки не помогали. А действовать другими способами он просто не умел...
Что делает всякий обеспеченный человек, когда обнаруживает, что не способен сделать что-то для него важное своими руками? Он находит и приглашает на работу специалиста. Так же поступил и Кан Чжон Ду. Встретив главную героиню, он подметил в ней нужные для выполнения задачи качества и понял: "Вот он, ценный специалист! Она мне всё сделает в лучшем виде. А уж я её не обижу — награжу щедрой рукой! Счастлива будет. Только пусть не заглядывается на то, на что не имеет права... Лазить по моему родословному древу и собирать плоды моего бизнеса я кому попало не позволю! Сделает своё дело, получит зарплату — и скатертью дорога."
Жила-была на свете современная Золушка по имени Ын Ха Вон. Трудилась дома и на подработках без отдыха и без выходных, копеечку за копеечкой копила деньги на учёбу, не мечтала ни о каких принцах ни на каких белых конях, мыслила трезво и здраво, особо наглым обидчикам въезжала кулаком в морду, старалась не унывать ни в каких трудностях и горестях, прятала тоску за улыбкой, в сказки не верила, а верила только в 36 стратагем... Но вопреки любым ударам судьбы (вернее, простого эгоизма её близких) она всей душой верила в то, что у каждого человека должна быть семья.
Ын Ха Вон дорожила и дружбой, и семейными отношениями больше всего на свете. И она умела создавать семью. Она старалась делать это и делала всегда, в любых условиях, буквально из ничего, на ровном месте! Настоящий талант-самородок. Совсем как тот "добрый жук, старый общий друг" из золушкиной песенки в советском фильме, который "никогда он не ворчал, не пищал, не кричал, громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал". Девиз Кота Леопольда — "Ребята, давайте жить дружно!" — был и её девизом. Однако на её собственную семью весь её талант к семейной жизни ровным счётом никакого впечатления не производил. Скорее, наоборот, он раздражал мачеху и её дочку точно так же, как белого мыша и серого мыша раздражало миролюбие кота Леопольда: "Днём и ночью все заботы лишь о том, как свести скорее счёты с этим котом!" А отец Золушки — "дровосек", вернее, водитель-дальнобойщик, который вечно пропадал на работе и дома почти не бывал, был человеком крутого нрава, но легко подпадал под чужое влияние. Добрый и заботливый, пока не разгневается, но уж если разгневается — будет рубить сплеча. Как топором. И под влиянием то своих подозрений, то своей второй жены-лгуньи он часто рубил сплеча не туда, куда надо.
Морально "прихлопнуть" этого доброго жука по имени Ын Ха Вон, чтоб он не жужжал им тут о доброте, у мачехи и её дочки не получилось, потому они выкинули его в форточку и захлопнули её, чтоб не вернулся. И полетел несчастный одинокий жук-сирота на мерцающий во тьме огонёк — туда, куда его настойчиво приглашали, туда, где "громко крыльями трещать, строго ссоры запрещать" ему вменяли в обязанность и щедро вознаграждали, где он был всем нужен, где мог приложить к жизни свой талант. Полетел он на нелёгкую работу по созданию семьи из ничего...
Жили-были на свете четыре благородных рыцаря... Или четыре не очень благородных рыцаря... Это уж кто как. Они все разные. Да и не было с ними "прекрасной дамы", которая могла бы наставить их на путь истинный.
Первый рыцарь по имени Кан Хён Мин, он же первый принц. Наследник престола корпорации. Принц не сказочный — на белом коне и с истинным благородством, а вполне себе современный — на шикарной машине и с отвратительным эгоистично-капризным характером, страдающий от хронической нехватки родительской любви и нормального воспитания, да ещё и от психологической травмы в детстве в придачу. Залечить душу пытается, как водится, развлечениями. Большой любитель широких жестов и вообще всё делает с размахом — и плохое, и хорошее. Легко переходит от самовлюблённого самовосхваления к самоуничижительной самокритике и обратно. Как правило, самовосхвалением занимается громко и при всех, а самоуничижением — тихонько про себя. Или, может, его глупое хвастовство — это попытка хоть на какое-то время защититься от неизбывного чувства вины и собственной никчёмности, в котором он сознаётся только самым близким людям... От деда он унаследовал не только право в будущем руководить корпорацией, но и умение успешнее ломать, чем строить. "Я — мастер в причинении боли, а вот сделать кого-то счастливым — этого я не умею."
Второй рыцарь по имени Кан Чжи Ун, он же второй принц. Да какой из него принц, он же из рабоче-крестьянского класса! По всему — по воспитанию, по жизни, по профессии. Но тем не менее природного аристократизма и чувства собственного достоинства в нём побольше, чем во всём остальном его аристократическом семействе... Трудолюбивый и увлечённый своим любимым делом, независимый и непокорный, твёрдый и самостоятельный, несколько ершистый, но с добрым сердцем, сочувственный и заботливый. Чжи Ун родился и вырос как простой человек, и именно в кругу "простолюдинов" сложился его характер, сформировалось мировоззрение. Работал автослесарем, дружил с коллегами-рабочими. И был, в общем, доволен своей трудной, но достойной жизнью. И тут вдруг бац... Здравствуйте, я ваша тётя, то есть я твой дед. Забудь прежнюю фамилию, бросай прежнюю жизнь, выкинь прежних друзей, шагом марш в "Небесный дом" и ходи по струнке, как положено, ты ж второй по счёту наследник престола! Ах, не хочешь, не нравится? Ну так заставим силой! Кто угодно на месте Чжи Уна возненавидел бы новоявленное "родное семейство"... И Чжи Ун, с его врождённой самостоятельностью, с его чувством собственного достоинства, естественно, взбунтовался. Стал холодным, жёстким, колючим. Лучшую часть своей натуры надёжно спрятал. И никого не впускал ни в свою тайную комнату, ни в свою душу.
Третий рыцарь по имени Кан Со У, он же третий принц... Хотя какой он принц, скорее уж трубадур... или менестрель... или как они в ту сказочную пору назывались, бродячие певцы? Короче говоря — звезда эстрады, чьи песни слушают с восторгом тысячи людей. В семейном отношении его жизнь сложилась благополучнее, чем у всех остальных "рыцарей", потому и по характеру он человек более мягкий и тёплый. Вежливый, внимательный, доброжелательный, заботливый. И в то же время — погружённый в свой мир, в своё искусство, и потому отгораживающийся от всего окружающего. Старается со всеми поддерживать добрые отношения и в то же время строго охраняет свою независимость. Свою новоявленную высокопоставленную семью не отрицает, не ссорится с ней, но и от сближения отказывается. Когда его пытаются призвать к "порядку" и ввести в общую систему, он выскальзывает из рук мягко, как рыбка. Под миловидной внешностью у него непробиваемая броня. Характер идеальный для работы на сцене. Но упрямо и настойчиво превращать разрозненных людей в единую семью — этого он не умеет...
Четвёртый рыцарь по имени Ли Юн Сон. Генеральный секретарь корпорации "Небеса". Хотя в каком-то определённом смысле его можно назвать и четвёртым принцем. Ближайший помощник "короля", его правая рука, его поддержка, его опора, его верный страж и оруженосец. Честен и благороден, как полагается рыцарю. Человек очень серьёзный, дисциплинированный, послушный, сдержанный, немногословный, закрытый. Его лицо — как непроницаемое забрало, и что творится в его душе — не видит никто. Его обязанность — выполнять приказы своего господина точно, безукоризненно и беспрекословно. А в душе он просто очень одинокий человек, лишённый семьи, родительской любви, простой человеческой ласки...
Так собрались под "Небесами" представители всех классов общества — бизнесменов, рабочих, творческой интеллигенции и офисных служащих. Ноев ковчег!
Три принца, три внука — осколки семьи. Три рыцаря в железных непробиваемых латах и забралах. Все трое, хоть и в разных формах, унаследовали от дедушки независимый нрав, жёсткий непреклонный характер и нежелание раскрывать свою душу перед кем бы то ни было. Унаследовали так хорошо, что сам дед не мог с ними справиться... Прямо как в рассказе Михаила Задорнова:
"- В твой день рождения желаю тебе, чтобы тебя всегда окружали такие же люди, как ты!
- Это что, проклятие?"
И вот привёл глава семейства в свой дом "ценного специалиста по семейным делам" Ын Ха Вон, разъяснил боевую задачу: "во что бы то ни стало превратить этих трёх оболтусов в образцовых внуков", пообещал щедрую награду, придал в качестве подкрепления своего верного рыцаря-оруженосца, для надёжности повесил над головой специалиста дамоклов меч-запрет: "в моём доме не сметь ни в кого влюбляться, а то хуже будет", — и со спокойной душой вернулся к своим делам.
Как "доброму жуку" Ын Ха Вон удалось помочь разобраться в себе рыцарю-принцу, снять колючий защитный панцирь с рыцаря-рабочего, подарить новое вдохновение рыцарю-трубадуру, вызвать улыбку на вечно бесстрастном лице рыцаря-оруженосца, как она смогла сделать этих четверых единой семьёй, и в кого из четырёх красавцев-рыцарей она всё-таки влюбилась вопреки всем запретам, и каким образом они смогли сказку сделать былью — об этом непростом и нелёгком пути современной Золушки расскажет дорама.
Будь это сказка, всё бы кончилось очень счастливо. Будь это реализм, всё бы кончилось очень печально. Но поскольку здесь — дорама, то в концовке есть и то, и другое.
Увидав, что ситуация вышла из-под контроля, а точнее — что ценный специалист совершил ужасный грех нарушения контракта, влюбившись в одного из драгоценных внучат, и причём взаимно, глава семейства не стал метать громы и молнии, разя ими правых, виноватых и кто мимо проходил, не стал угрожать страшными карами всем родным и близким Золушки до девятого колена... в общем, не стал делать то, что вполне мог бы сделать безнаказанно при его-то силе и власти. Он с поистине королевским спокойным величием и во вполне интеллигентных выражениях сказал то, что по сути означало следующее: "Не суйся со своим суконным рылом в калашный ряд. На территорию надежды вход воспрещён. Этому вовек не бывать. Сие моя воля."
Кан Чжон Ду был мастер по части психологического давления... Одного только он не учёл: что в семейных отношениях действуют другие законы, не те, что в бизнесе. В бизнесе всё просто. Нужен дом. Архитектор приходит, строит дом, получает зарплату, уходит. В доме, построенном им, он жить не будет — будет жить его заказчик. Всё это правильно. Но семья — не вещь, не конструкция, семья — это совсем другое дело. Она живая. Если твою семью строил не ты, а другой человек, то надо смириться с тем, что этот другой человек становится неотъемлемой частью твоей семьи.
"Как аукнется — так и откликнется." — говорили ещё древние русичи. "Есть на свете неизбежный великий закон: карма." — говорили ещё древние индусы. Совершил король великую несправедливость — и тут же постигло его великое несчастье. И ради спасения своего родного деда доблестные рыцари совершали подвиги один другого отважнее. И во имя священного долга перед Семьёй — и своей, и чужой, — их прекрасная дама принесла в жертву всё, что было ей дорого. И спасён был король от участи лютой. И принял он все жертвы и подвиги с королевским спокойным величием — как так и надо, даже спасибо не сказавши. И ничего в его мировоззрении не изменилось, ибо никогда он не ценил семью превыше величия своего и ценить не собирался. Как в той сказке про "Обыкновенное чудо": "Я приказ свой не отменю. Потому что я самодур. Мне попала вожжа под мантию. Король я или не король?"
Как же смогла благополучно распутаться и прийти к счастливому концу вся эта история? Очень просто. Встал с мольбою доблестный рыцарь перед его королевским величеством на колени. И обрадовался король его коленопреклонению, ибо увидел, что может двух зайцев сразу поймать — сохранить одновременно и свою семью, и своё величие. И снова стал он любящим дедушкой и добропорядочным главой семейства. Всех простил, всех обогрел, всем своё счастье строить позволил. И сразу растаяли в воздухе все предрассудки насчёт "чистоты" родословной, и никто и не вспоминал о грозах, которые могут настигнуть "Небеса" из-за того, что на них посмела вознестись безродная и безденежная невеста. Потому что всё это преодолеть можно ради того, что молодой упрямец наконец-то признал верховную власть старого упрямца! Старый король любил поклоны... Он добивался их и шутками, и силой, и всем, чем угодно. Не зря в самом начале дорамы много моментов, где Кан Чжон Ду шуткой-розыгрышем заставляет кого-нибудь себе кланяться — по-детсадовски, в духе простонародных дразнилок: "Федька, у тебя под ногами грязь! … Ты мне не кланяйся, я тебе не князь!". И когда розыгрыш удаётся, он радуется, как мальчишка: "Приятно, когда тебе кланяются!" Сразу становится ясно, что у человека слабость к поклонам своей персоне... Он позвал Ын Ха Вон в свой дом в первый раз как ценного специалиста, когда из-за неё встал на колени один его упрямый внук, и он впустил её в свой дом вторично уже в качестве невесты, когда из-за неё второй упрямый внук на колени встал. Если бы Кан Джон Ду был прямолинейнее, он мог бы сказать, как в той сказке: "И не надо на меня так смотреть! Я — король. Просто король. Обыкновенный. Хоть пруд пруди таких королей!"
Однако шутки в сторону. Концовка дорамы, где показывают новую счастливую жизнь каждого героя и героини, и их всех вместе дружной компанией, получилась действительно красивой, светлой и доброй, прямо-таки лучезарной. Любо-дорого глядеть. Семья всё-таки родилась, выросла и расцвела, как дерево сквозь асфальт. Вопреки всему. Несмотря на все усилия самодура-короля и его родственной души — королевы, несчастной и эгоистичной женщины, которая рвалась к тому, что казалось ей счастьем, но умела только ломать, а не строить. Как и её муж – два сапога пара... Сказка стала былью благодаря упорному и самоотверженному трудолюбию Золушки. И благодаря беззаветной доблести её четырёх рыцарей. Благодаря помощи красавицы доброй феи "Небесного дома" — домоправительницы госпожи Больгё, в которой дисциплинированность служащей удивительно сочетается с чувством собственного достоинства и самостоятельным мышлением. Госпожа Больгё вроде как подчиняется своим хозяевам, но тихо-тихо проводит в доме свою линию. Настоящий семейный человек. А также благодаря участию миленькой-премиленькой подружки главной героини — Хон Чжа Ён. Она здесь вместо пажа: пусть и не при фее, но благодаря дружбе и безответной любви помогает главным героям, хотя она "не волшебница, а только учится". И благодаря упорной настойчивости второй прекрасной дамы — Пак Хе Чжи, тесными узами давней любви и дружбы связанной с двумя из рыцарей. Как Ын Ха Вон всю жизнь трудилась ради создания семьи, как она дорожила семьёй больше всего на свете, так же и Пак Хе Чжи всю жизнь хотела любить и быть любимой, и добивалась этого, как вода, точащая камень.
Все счастливы. Все. И правые, и виноватые.
"Всё разрешилось к счастью,
тра-ля-ля-ля-ля-ля!
К всеобщему согласью,
тра-ля-ля-ля-ля-ля!"
(из оперетты "Летучая мышь")
Что это? Несправедливость? Нет, так нельзя сказать. Просто здесь нет победителей и побеждённых, так же как нет безошибочно правых и беспросветно виноватых. Все заблуждались, каждый в меру своих сил, и все вышли на верную дорогу, каждый в меру своей сознательности. Кто-то всем сердцем принял ту истину, что семья — это ценность, и что жить дружно лучше, и вложил свой труд в создание общего счастья. А кто-то просто согласился с другими, поскольку "пошёл за шерстью — вернулся остриженный", и с тех пор притих, присмирел. Никто не победил. Все собрались греться у одного тёплого костра, и пытаться снова потушить его уже никто не станет. Несбыточная красивая сказка стала былью. Как говорится, победила дружба!
**************************************************************************************
У каждой дорамы — своя атмосфера. А у дорамы "Золушка и четыре рыцаря" атмосфера не одна, а… три. Три атмосферы, звучащие параллельно. Первая — холодная, ровная, отчуждённая, роскошная, престижная — атмосфера "Небесного дома", атмосфера богатства, атмосфера одиночества. Вторая — тёплая, уютная, жизнерадостная, романтичная, добрая — атмосфера Ын Ха Вон и её друзей, атмосфера любви и дружбы, атмосфера Семьи. И третья — волшебная, звенящая и искрящаяся, чистая и сверкающая, как хрусталь — атмосфера Сказки.
Интерьеры, пейзажи и прочая обстановка излучают дух отлакированной холодноватой роскоши. Дружная игра актёров создаёт уют и тепло. А Сказку рисует музыка.
Волшебно-сказочную, "хрустальную" музыку к дораме написал тот самый знаменитый музыкальный руководитель и композитор О Чжун Сон, который создал полюбившиеся многим зрителям OST дорам "Цветочки после ягодок" (2009), "Городской охотник" (2011), "Вера" (2012), "Лицо короля" (2014) и "Хваран" (2016).
В дораме великолепный актёрский состав! И не только потому, что все талантливы и прекрасно вошли в свои роли. У героев очень колоритные, "типажные" лица. Словно сошедшие с картинок в книге сказок. "Да, именно такой она и должна быть", "именно таким он и должен быть" — думалось при взгляде на каждого героя и каждую героиню, от самых главных до эпизодических. И как удалось подобрать такие выразительные лица? Не только мимикой, но и просто чертами лица актёры и актрисы так точно соответствовали своим образам, словно их не выбирали, а просто взяли и нарисовали!
Спасибо всем, кто работал над созданием этой дорамы!
И ещё хотелось бы добавить. Музыка "Золушки", сочинённая О Чжун Соном, постоянно напоминает известную сказку, проводит параллель с нею, и тем самым говорит людям о том, что сказка существует в жизни, в быту, только надо уметь её распознать. Внешние чудеса — не главное в сказке. Сказка — это притча об обычной жизни людей. И она может проявляться в разных обличьях, сохраняя свою суть. "Золушка и четыре рыцаря" — это старая сказка в обличье современной романтично-семейной истории. И здесь нет чудес, кроме одного: обыкновенного чуда дружбы и любви.