Не делай того, чего нельзя делать!(C) Или жизнь ради смерти.
Я наверное не настолько чувствительная, как другие зрители, либо сказывается тотальное непонимание японского менталитета - фильм хорош для японской молодежи, он должен вызывать у них чувство патриотизма, уважения к старшим и преемственности поколений. Это попытка разбудить в молодом поколении дух предков, чтобы они вспомнили о том, что такое честь для японца, для самурая, чтобы показать, как жили и умирали их братья.
Прям таки даже обидно за себя, что не получила тех высоких эмоций от фильма, которые он вызывал в других.Собственно о Бьяккотай: Это фильм о двух оболтусах Шинтаро и Юске, которым волею судьбы пришлось уехать в Айдзу к деду Шинтаро, где они получили погружение в исторические события тех мест, узрев в местном музее, посвященному отряду Бьяккотай (Отряд Белого тигра), свои лица - то были портреты их предшественников. История отряда захватила ребят, встряхнула их, заставив переосмыслить свое поведение, хоть они и сами еще не знают как надолго)Должна признать сам фильм как-то не сильно задел, но затем в процессе поиска информации о том периоде, об отряде, о произошедших событиях меня тронула эта история.
Наверное надо было сначала ознакомиться с исторической справкой, чтобы полнее проникнуться увиденным.
Вообще-то я почему-то думала, что этот фильм из разряда фантастики и что современные герои каким-то образом переместятся в прошлое.))
В 1868 году в Японии свершился переворот, и власть перешла от сегуна к императору. И в Японии началась гражданская война. Она не отличалась особым размахом - большинство приняло новую власть покорно. Сопротивление оказали те провинции, где преданность сегуну и верность старым порядкам были особенно сильны.
Самураи клана Айдзу сопротивлялись до конца, и были подчинены последними лишь после того, как их провинция была целиком захвачена. С окончанием битвы за Айдзу новая власть установилась по всей Японии, и началась новая эпоха.
Отряд Бьяккотай был частью войск Айдзу, поделенных на четыре части в период, когда княжество старалось модернизировать свою армию в свете поражения в битве при Тоба — Фусими. Остальные три части назывались, соответственно, Гэмбутай (в него входили старые воины возрастом 50 лет и больше, занимавшиеся патрулированием города Вакамацу и разнообразными вспомогательными задачами), Сэйрютай (36-49 лет, занимались патрулированием границ) и Судзакутай (18-35 лет, участвовали в «настоящих» сражениях). Все отряды получили названия по именам четырёх небесных богов-защитников.
Планировалось, что Бьяккотай будет служить резервным отрядом, так как он состоял из молодых, 16-17-летних сыновей самураев Айдзу. Численность его составляла примерно 305 человек. Внутри отряда существовало дополнительное разделение на подотряды в зависимости от ранга его членов: два подотряда были набраны из высокого класса (яп. 士中 ситю: ), два — из среднего (яп. 寄合 ёриаи) и один из низшего (яп. 足軽 асигару).
8 октября 1868 года (в 23 день 8 месяца 4 года эры Кэйо по японскому календарю), когда подходила к концу битва при Тоногутихаре, 20 подростков из второго подотряда ситю, отрезанные от своих сил, отступили на холм Иимори, с которого виден был замок Айдзу-Вакамацу, цитадель княжества Айдзу, и окружавший его город. С холма они увидели дым, поднимающийся над замком, и решили, что замок захвачен и подожжён врагами. Уверенные, что их семьи и сюзерен Мацудайра Катамори уже мертвы, и будучи в отчаянии, все 20 совершили харакири (одному удалось выжить).
Однако молодые самураи ошиблись в своих предположениях — оборона замка не была сломлена, а дым поднимался от горящих городских построек. Подростков обмануло то, что большая часть города находилась между замком и холмом Иимори, и они, увидев дым над городом, сочли, что пал и замок.
Замок был взят, но разрушен уже гораздо позже, а глава клана вообще благополучно дожил до преклонных лет - бьяккотаевцы покончили с собой по ошибке.
Замок Айдзу-Вакамацу стал последним оплотом самурайства, когда войска императора разгромили самураев в битве при Айдзу. Крепость выстояла в течение месяца, после того как все другие войска были разбиты. В войне Босин воины Айдзу были одними из немногих кланов, которые оказали серьезное сопротивление императорской армии. Самураи клана Айдзу после окончания войны были единственными кто подверглись, как сейчас бы сказали, репрессиям со стороны имперской власти.
Выживший член отряда, Иинума Садакити, попытался совершить харакири, но ранение оказалось несмертельным, и он был спасён местным крестьянином. Тела же остальных девятнадцати юношей после войны Босин оставались непогребёнными, пока наконец императорское правительство не дало разрешение захоронить их. Позже на холме Иимори был установлен памятник членам Бьяккотая.
Хотя смерти мальчиков были совершенно ненужными, члены отряда Белого тигра почитаются как героический пример для подражания. Могилы погибших самураев выстроены в ряд на этом холме, люди приходят сюда поклониться, приносят цветы и зажигают в их память ароматические палочки. Два раза в год - 24 апреля и 24 сентября - гордые родители приходят смотреть, как местных школьники того же возраста воспроизводят на горе имитацию самоубийства.
На самом деле было интересно погружение в далекое-далеко, в реальность и быт самураев. Узнать правила по которым они жили, увидеть, какими были отношения в японских семьях.
Конечно у меня вызывала отторжение мать Минэджи (ЯмаПи) - она была чрезвычайно холодна с сыном, каждый день твердила ему, что все его действия должны быть направлены на то, чтобы умереть достойно. Она была ласкова со старшим слабым здоровьем сыном, но отказывала хоть в каком-то проблеске тепла к младшему.
Такое поведение матери оправдывалось тем, что она боялась, что любовь сына к ней, к семье, не позволит ему исполнить свою миссию, что думы о них заставят того дрогнуть в тяжелую минуту.Но в противовес ей была подана другая семья. С любящей и беспокоящейся о сыне (Танака Коки) матери. То был предок Юске - Синода Гисабуро. Именно членам его отряда предстояло в будущем стать "Печальным памятником одной ошибки" и в тоже время "Мемориалом скорби, почитания и благодарности, памяти о несломленном самурайском духе".Не могу сказать, что кто-то из матерей был неправ. Хотя мне кажется, что когда ты идешь в бой и знаешь, что позади тебя родные, которых ты должен защитить любой ценой, это придает мужества сражать до самого конца.
Но ведь может и наоборот случиться: мысль о доме заполонит разум и придаст неуверенности действиям.Финальный поступок ребят - тоже отторгается моим современным восприятием. Опять же пускай это будет ничтожная попытка, как укус комара, но по мне более приемлемо было внезапно прорваться в стан врага и нанести пускай и небольшой, но урон противнику, умерев от меча врага. Такая смерть на мой взгляд более почетна, чем сэппука.Как уже писала эмоции пришли ко мне после просмотра фильма и я стала мыслями возвращаться к просмотренному и заново переосмысливать.
16-17 летние мальчишки отважно идущие в бой, с одной лишь целью погибнуть с честью, не посрамив род. Каково это жить только ради славной смерти?
А матери этих детей? Матери провожающие сыновей, сующие им в руки на прощанье деньги на погребение!!! Каково этим матерям?
Поражает стойкость духа этих мальчишек. Уйти вслед за сюзереном, не дрогнув в лице, ни разу не усомнившись в своих действиях. Какие мужественные эти парни они доказали это своими действиями.Но не только эти ребята поражают. В провинции Айдзу есть музей - Самурайский дом и в этом доме есть комната, названная комнатой самоубийц.
Представьте комнату заполненную женщинами, девушками, девочками церемонно сидящими в два ряда друг напротив друга и без колебаний подносящие кинжалы, подаренные мужем в день свадьбы, к своему горлу или пронзающие сердце мечом, что подарил им отец.
Да они и не могли поступить по другому.
Нам не понять, но сила их духа восхищает.