Расёмон просто монументален, он улучшил даже рассказ, который сам по себе неплох, а подобное случается довольно редко.
Он сделал рассказ не просто детективной историей, он превратил его в картину, полную размышлений о том, что есть истина и насколько она может быть ускользающей, если смотреть на неё со стороны. Для меня же этот фильм получился настоящей притчей о человеческой сущности. Выглядеть пригляднее, выглядеть лучше, чем есть на самом деле, даже перед лицом порицания, даже перед лицом смерти, и даже ЗА смертью.
Каждый кадр, каждое предложение в фильме играло на эту идею, он сам по себе был сплошным сгустком мысли об лукавости человеческой природы, но не в узконаправленном смысле, а общеобъемлющем. Мы врём даже себе. А если враньё выглядит убедительным, мы не только верим ему сами, но еще выставляем его как правду о себе, о своих чертах характера, перед всеми остальными. Да, я убил, но порывы мои были красивы, цели благородны, ситуация безвыходная, враги хитры, но я смог, я преодолел, всё было так ужасно, всё было против меня, я ничего не мог сделать с этой вселенской несправедливостью. Нет, я не струсил, нет, я не был жалким, нет, я не хотел жить до последней минуты, нет я не мог откупиться своим унижением.
Все три истории были сами по себе самодостаточны и из них можно было сложить картину эмоциональной самозащиты даже не от тогдашних врагов, а от врагов будущих, которыми станут слушатели и зрители произошедшего, но четвёртая ставит жирную точку, она соединяет всё вместе, и неприглядная правда обо всех участниках действа становится крестом на их мнимых добродетелях.
Истина есть. Но иногда её затмевает даже не желание не быть виновным, а желание не быть жалким.
Женщина в Расёмоне - как искушение и как обличитель. Она есть та лакмусовая бумажка, через которую проявились недостатки похотливых, гордых и чванливых мужчин, которые не могут найти себе в силы ни на один мужской поступок, а потому им легче оторваться на женщине, как свидетельнице их слабости. И они заставляют её верить, что именно она-то и проявила непристойность и слабость при мужчинах. Ну отличная подмена с больной головы на здоровую. Мужская честь вперёд всего остального, даже истины, даже любви, даже справедливости.
Здорово, просто здорово!
Подпортило впечатление только последние пяток минут. Про кинжал - хорошо. Но слишком много стали озвучивать, как всегда, разжёвывать. Это уже было лишнее. Всё и так уже было понятно, но это уже известная штука в японских фильмах. Ладно, пяток минут - это терпимо. Но зато филигранность выведенной идеи меня прям даже в некое состоянии эйфории ввела.
Ответить
Читать обсуждение дальше...